О концепции внедрения системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан

gov_30_04_2013

На Правительственном заседании 18 января 2013 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отметил важность разработки Концепции и комплексной программы формирования системы «Электронное правительство» в стране.

В прошлом номере журнала мы рассказывали о развитии системы «Электронное правительство» и интерактивных государственных услуг в нашей стране. Предлагаем вниманию читателей основные положения концепции внедрения системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан.

О концепции
Концепция определяет основные направления внедрения системы «Электронное правительство», использования информационных технологий в деятельности государственных органов при взаимодействии с гражданами, организациями, иностранными гражданами и является важнейшим инструментом обеспечения совершенствования системы государственного управления.

В настоящее время в республике сформирована законодательная база по внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), которая состоит из законов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, Правительственных решений, государственных и отраслевых стандартов и других видов нормативно-правовых актов.

За последние годы была проделана значительная работа по оснащению государственных органов компьютерной техникой, созданию локальных и корпоративных сетей передачи данных, все государственные органы имеют доступ к сети Интернет.

Динамично развивается Правительственный портал Республики Узбекистан в сети Интернет, ежемесячная посещаемость которого составляет более 250 тысяч пользователей.

На сегодняшний день все государственные органы имеют свои постоянно обновляемые веб-сайты, которые обеспечивают широкий доступ юридическим и физическим лицам к информации о деятельности государственных органов, принимаемых ими решениях. Государственными органами оказывается пользователям около 200 видов интерактивных государственных услуг, которые обеспечивают открытость, прозрачность, оперативность в их деятельности.

Общее количество государственных информационных ресурсов достигло 195 единиц, зарегистрированных информационных систем составило 108 единиц.

К единой защищенной электронной почте и системе электронного документооборота подключены 118 органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, а также 26 подразделений исполнительного аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан.

С принятием в 2012 году Программы дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан на 2012–2014 годы активизировались работы по созданию информационных систем государственных органов, предусмотрена разработка до конца 2014 года 32 комплексов информационных систем государственных органов, включающих в себя 86 информационных систем различных сфер и отраслей экономики.

В результате осуществленных мер по расширению электронного обмена информацией в сфере государственного управления по итогам 2012 года число пользователей услуг по формированию и приему электронной налоговой отчетности превысило 232 тысячи организаций, что составляет 96% организаций, сдающих налоговую отчетность.

С использованием информационной системы Государственного комитета по статистике по резервированию фирменных наименований в электронном виде в 2012 году было обработано более 90 тысяч заявок на резервирование фирменных наименований. Министерством юстиции создана Информационно-поисковая система Национальной базы данных законодательства, которая предоставляет доступ к более 25 тысячам нормативно-правовых актов в электронном виде.

Наиболее информативными и посещаемыми для широкой аудитории являются веб-сайты Государственного налогового комитета, Государственного комитета по статистике, Министерства иностранных дел, Министерства здравоохранения.

Вместе с тем результаты внедрения ИКТ в государственных органах в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, предназначены для решения внутренних задач, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество оказываемых государственных услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам.

Ранее сформированные государственные информационные системы и ресурсы разработаны на различных разрозненных платформах и технологиях и содержащиеся в них сведения недоступны другим государственным органам для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах и базах данных. К примеру, реестры физических лиц ведутся одновременно Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Государственным налоговым комитетом, а также Государственным центром персонализации.

Учитывая данную тенденцию, в настоящее время начаты работы по формированию единой технологической инфраструктуры, обеспечивающей юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия государственных органов между собой, а также с юридическими и физическими лицами в рамках предоставления государственных услуг.

На данный момент в большинстве государственных органов отсутствуют централизованные базы данных, квалифицированные кадры в сфере ИКТ, единые общедоступные справочники и классификаторы.

Для устранения отмеченных негативных моментов и факторов следует предусмотреть мероприятия по развитию инфраструктуры системы «Электронное правительство» в Комплексной программе, отвечающие целям и задачам концепции.

Основные принципы, цели и задачи системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан
Для формирования и развития системы «Электронное правительство» необходимо основываться на следующих основных принципах ее внедрения.

gov_30_04_2013_1

gov_30_04_2013_2

Целями формирования системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан являются:
• повышение эффективности деятельности государственных органов на основе широкого использования ИКТ;
• оптимизация предоставления государственных услуг населению и бизнесу, повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедур и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг;
• обеспечение единства общенационального информационного пространства, а также эффективного использования государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры;
• повышение открытости информации о деятельности государственных органов и расширение возможности доступа к ней;
• совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления;
• обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности государственных органов.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
• определение задачи формирования системы «Электронное правительство» одним из национальных приоритетов государства;
• формирование нормативно-правовой и методологической базы, позволяющей государственным органам, гражданам и организациям функционировать в условиях информационного общества;
• внедрение единых стандартов информационного обслуживания граждан;
• обеспечение высокого уровня информационной безопасности и защиты государственных информационных ресурсов, баз данных и информационных систем;
• формирование стратегии повышения качества и доступности государственных услуг, основой которой является разработка стандартов предоставления государственных услуг в электронной форме и реинжиниринг бизнес-процессов государственных органов;
• формирование информационных ресурсов и баз данных государственных органов для интеграции в систему «Электронное правительство»;
• предоставление государственных услуг с использованием единой базовой платформы системы «Электронное правительство»;
• формирование корпоративной государственной сети — Интранет, основанной на внедрении единой системы защищенного межведомственного электронного документооборота с охватом всех уровней государственного управления;
• расширение объемов и повышение качества государственных услуг, оказываемых с использованием сети Интернет через единую точку доступа;
• реализацию принципа «одного окна» — создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и организациям при предоставлении государственных услуг;
• сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг и времени на их обработку;
• формирование системы профессионального образования и повышения квалификации служащих и специалистов специализированных структурных подразделений государственных органов, ответственных за внедрение ИКТ.

Информация подготовлена специалистами Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.

Orphus system