Роль информационных служб в процессах политической модернизации и дальнейшей демократизации страны
1 мая 2013
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Дильбар Холикова.

Одними из главных направлений демократического обновления и модернизации Узбекистана, определившим для себя стратегическую цель строительства демократического правового государства и справедливого гражданского общества, стали вопросы построения открытого сильного гражданского общества, обеспечения прозрачности различных сфер общественной жизни, систематическое информирование широкой общественности о ходе проводимых в Узбекистане политических, экономических и социальных реформ.

Важнейшим политическим условием осуществления перехода нашей страны к правовому демократическому государству с рыночной экономикой является формирование информационно открытых властных структур и гражданского общества, предполагающих постоянную коммуникацию и информационное взаимодействие, создающие в обществе благоприятный политический климат, атмосферу взаимной заинтересованности власти и общества в доверительном и уважительном общении.

Основу правовой базы доступа граждан к информации органов власти составляют положения Конституции Узбекистана, определенные в статьях 29 и 30, где не только закреплены право каждого искать, получать и распространять любую информацию, но и обязанность государственных органов, общественных объединений и должностных лиц обеспечивать возможность гражданам ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. В отношении права на доступ к информации применена зеркальная форма его отражения в конституционном тексте через обязанность ответственных за реализацию субъективного права лиц. Но так же, как при провозглашении субъективного права, имеется в виду корреспондирующая ему обязанность государственных органов и других субъектов права, так и здесь обязанность органов власти предполагает соответствующее ей право гражданина. Этот нормотворческий прием является вполне уместным в отношении дополнительного гарантирования осуществления субъективного права в том смысле, что ориентирован на однозначное прочтение нормы обязанными лицами.

Далее в нашей стране предприняты конкретные меры для создания необходимой правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации права каждого гражданина на беспрепятственное получение информации, затрагивающей его права, свободы и законные интересы. Так, высшим законодательным органом страны приняты важные законы «О гарантиях и свободе доступа к информации» (№400-I от 24.04.1997 г.) и «О принципах и гарантиях свободы информации» (№439-II от12.12.2002 г.). Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято постановление «О мерах по развитию связей с общественностью органов государственного и хозяйственного управления» (№203 от 22.09.2006 г.). В целях повышения эффективности информирования населения, национальных и зарубежных средств массовой информации о деятельности органов государственного и хозяйственного управления Республики Узбекистан, поступательно осуществляемых в стране реформах в общественно-политической и социально-экономической сферах, положениями этих нормативных актов были созданы в составе министерств, государственных комитетов, агентств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, органов хозяйственного управления информационные службы.

В проекте закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», играющего особую, консолидирующую роль в становлении эффективного законодательного механизма информационной открытости власти, наиболее четко и ясно на законодательном уровне очерчены суть, механизм деятельности и значение информационных служб, являющихся одним из индикаторов демократизации общества. Так, в законопроекте конкретно представлено понятие информационных служб, что играет немаловажную роль в практическом понимании и исполнении законодательных норм. То есть информационная служба представлена как структурное подразделение органа государственной власти и управления, выполняющее функции подготовки и распространения информации, обеспечивающее взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, либо это лицо, на которое возложено выполнение этих функций.

В законопроекте значение информационной службы представлено как одно из средств обеспечения открытости деятельности органа государственной власти и управления путем принятия комплексных мер по обеспечению доступа к информации о его деятельности. К такому выводу можно прийти с учетом того, что информационные службы являются источниками информации о деятельности органа государственной власти и управления.

Но, говоря о значении информационных служб, необходимо обратить внимание на то, что во всех основных способах обеспечения доступа к информации о деятельности органа государственной власти и управления информационные службы являются их главным или второстепенным инструментом.

Это связано с тем, что информационные службы участвуют и во всех указанных в статье 9 способах обеспечения доступа к информации о деятельности органа государственной власти и управления.

Так, информационная служба органа государственной власти и управления непосредственно осуществляет обнародование (опубликование) информации о деятельности органа государственной власти и управления, размещение и обновление информации о деятельности органа государственной власти и управления на официальном веб-сайте, размещение информации о деятельности органов государственной власти и управления в общедоступных помещениях и местах, предоставление информации о деятельности органов государственной власти и управления через информационно-библиотечные и архивные фонды.

Здесь уместно сказать, что в Узбекистане в целях реализации права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и управления регулярно публикуются сводные доклады (отчеты) о порядке и результатах работы государственных органов. Доступные гражданам ежегодные и иные отчеты о деятельности центральных органов власти, министерств и ведомств играют важную роль в понимании в обществе сущности государственно-властной деятельности в целом и в отдельных областях, позволяют гражданам самостоятельно оценивать эффективность работы государственных органов, что способствует их признанию как открытых, а не бюрократических инстанций.

Также информационная служба органа государственной власти и управления осуществляет публикацию в национальных средствах массовой информации нормативно-правовых актов, принятых органом государственной власти и управления. Сегодня у нас в стране в печатных и электронных изданиях не только публикуются принятые законы и другие нормативные акты, но и на первой и второй полосах всех изданий последовательно освещаются мероприятия, связанные с законодательной инициативой, и направленные на совершенствование и разработку новых законопроектов комитетами Законодательной палаты. Принятие мер по освещению в средствах массовой информации деятельности органа государственной власти и управления путем организации различных общественных мероприятий (пресс-конференций, брифингов, «круглых столов», интервью и других) и распространения информационных сообщений (пресс-релизы, бюллетени, обзоры и т. п.) — непосредственная функция информационной службы органа государственной власти и управления. Рассматривая эту задачу информационных служб, хотелось бы сделать некоторое отступление по поводу средств массовой информации. СМИ играют колоссальную роль в интеграционных процессах благодаря своим универсальным свойствам — всеобщности, всеохватности, всепроникновению в жизненную ткань общества. Свое предназначение СМИ реализуют в оперативном удовлетворении потребностей всех субъектов массового коммуникационного процесса в качественной и актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества. И вот одним из методов насыщения медийного пространства информацией «из первых рук» путем укрепления связей со СМИ, обеспечения их доступа к информации о деятельности органов государственной власти и управления является тесное взаимодействие СМИ с информационными службами соответствующих органов Республики Узбекистан. В условиях политической модернизации страны, именно СМИ и информационные службы, обеспечивая транспарентность деятельности государственных органов, становятся важнейшим каналом связи между обществом и государством.

Информационная служба принимает непосредственное участие и в обновлении информационных ресурсов на официальном веб-сайте органа государственной власти и управления. На сегодняшний день почти все органы государственной власти и управления имеют официальные сайты в Интернете. Начиная с 2005 года, Правительственным решением определены основные требования к подобным сайтам, где четко сформулированы международные стандарты относительно перечня необходимой информации для размещения на веб-сайте содержания и других необходимых условий, в целях обеспечения полноценного оформления, доступа и обновления сайта. Особое внимание уделяется таким вопросам, как дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу министерств и ведомств, местных органов государственной власти, обеспечение увеличения информационных ресурсов в сети Интернет, широкое налаживание оборота электронной документации.

В целях дальнейшего повышения открытости и доступности органов государственной власти и управления в 2007 г. Правительством страны утверждено Положение об интерактивных государственных услугах с использованием передовых стандартов информационно-коммуникационных технологий. Оказание подобных услуг осуществляется в виде публикаций, многостороннего взаимодействия и информационного обмена.

Уместно отметить позитивный опыт Общественного фонда поддержки и развития печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана, реализующий на системной основе проекты по проведению ряда обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников информационных служб организаций и ведомств, которые, в свою очередь, также заинтересованы в совершенствовании деятельности своих информационных служб, так как это содействует обеспечению открытости органов государственной власти и управления, а также налаживанию открытого диалога госорганов со СМИ и обществом. В частности, в целях совершенствования потенциала, повышения навыков сотрудников и руководителей информационных служб органов государственного управления и общественных организаций Общественным фондом с 2011 года осуществляется поэтапное проведение учебных занятий по трем направлениям: общественному, экономическому и социальному. За истекший период текущего года Общественным фондом реализован ряд таких мероприятий, как открытый диалог на тему: «Национальный диалог по обсуждению вопросов дальнейшего совершенствования механизмов обеспечения доступа к общественно значимой информации», семинар-тренинг на тему: «Актуальные вопросы укрепления взаимодействия таможенных управлений со СМИ» и другие.

Важное значение в политической модернизации имеет норма законопроекта, определяющая, что информационная служба органа государственной власти и управления может использовать другие формы распространения официальной информации и сведений, не противоречащих законодательству. То есть, в законопроекте строго не ограничены элементы в системе мероприятий по реализации гласности деятельности государственных органов.

Таким образом, информационные службы по своей природе обладают всеми возможностями стать одним из важнейших демократических институтов гражданского общества, обеспечивая прямое участие граждан в демократическом управлении обществом путем реализации права свободно высказывать свое мнение.

Сегодня информация становится одним из основных ресурсов развития общества. От качества информации зависят многие государственные и политические реформы. Анализ деятельности информационных служб в Узбекистане показывает, что на сегодняшний день у нас в стране создан новый, более широкий правовой канал самостоятельного доступа к информации непосредственно для каждого и в параллель с «журналистским» каналом. Именно такая демонополизация каналов информационной открытости обеспечит нам искомые и желаемые социальные и личностные эффекты, будет отвечать потребностям становления в Узбекистане правового государства и открытого гражданского общества.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте