Дистанционное образование – проект, который создается профессионалами компании Polymedia
10 мая 2013
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Игорь Ишеев.

poly_10_05_2013

Технологии дистанционного обучения сейчас популярны во всем мире во многих сферах деятельности. Специалисты самых разных отраслей активно посещают всевозможные вебинары, повышающие квалификацию, закрывающие пробелы в образовании, транслирующие различные видеокурсы – сейчас это называется «непрерывный образовательный процесс».

Но мы поговорим о технологиях получения обязательного школьного образования для тех, кто по разным причинам это образование получить не может.

Это, во-первых, малокомплектные сельские школы, стоящие под угрозой упразднения из-за нехватки преподавателей-предметников, во-вторых, это дети с особенными возможностями здоровья, перед которыми, помимо успеваемости, стоит еще проблема регулярного общения со сверстниками.

Применение Webinar-технологий в режиме массового синхронного обучения такие проблемы не решит, ведь нам нельзя забывать, что речь идет не о взрослых людях, целенаправленно стремящихся посвятить час или два курсу повышения квалификации, а о детях, чье внимание ценно тем, что тяжело зарабатывается. Поэтому при организации проекта дистанционного обучения важно принимать во внимание возможность мотивации, вовлечения в учебный процесс, создание стимула обратной связи.

poly_10_05_2013_1

Мы нашли решение задачи, и в этой статье мы попробуем лаконично и поэтапно описать, как реализовать проект дистанционного обучения для целого региона с вовлечением в единое образовательное пространство всех — удаленных и «оффлайновых» — учащихся на примере успешного опыта внедрения системы дистанционного образования (ДО) для 124 школ Краснодарского края РФ. За этот проект зимой этого года мы были удостоены престижной международной премии InAVation Awards в номинации «Самый передовой из инновационных проектов» (или InAVative Futures Awards).

Команда
Разумеется, в работе над проектом основная управляющая и инженерно-техническая инициатива исходит от компании интегратора. Но проект обречен на неудачу, если со стороны заказчика (коим в нашем случае являлся Департамент образования и науки Краснодарского края) не будет четкого понимания целей и задач проекта. Обычно проекты ДО обладают широкой территориальной распределенностью. Каждый объект (школа) сильно удален от другого, и для их успешной реализации необходима четкая управленческая схема, согласно которой определяются правила взаимодействия компании интегратора, заказчика, субподрядных организаций и самих образовательных учреждений. Приступая к выполнению проекта, прежде всего необходимо сформировать рабочую команду (в нее могут быть включены ИТ-специалисты министерства, системный администратор, преподаватели, заместители директоров по ИТ), которая проанализирует существующие решения для образовательных учреждений, оценит опыт соседей и коллег, проконсультируется с интеграторами. В дальнейшем это поможет правильно сформулировать цели и задачи проекта, а также требования к его исполнителю и избежать внеплановых и запоздалых переработок технического задания.

В нашем случае в дополнение к территориальной распространенности проекта (радиус расположения объектов — 350 км от центра (г. Краснодар) добавилась еще одна сложность — сжатые сроки реализации. Чтобы в них уложиться и не потерять в качестве решения, был проведен ряд мероприятий согласно плану управления проектом: создание макета базовой школы и тестирование на его основе оборудования, проверка качества связи, унификация и проверка на местах, создание четкой логистической схемы, оценка рисков, прогнозирование вариантов непредвиденных ситуаций, тестирование и отбор субподрядных организаций, контроль монтажа.

Без Интернета нет проекта
Прежде чем приступить к реализации проекта, необходимо определить техническую подготовленность образовательных учреждений. Как правило, здания школ и вузов — это старые постройки, большинство из которых не приспособлено к оснащению современным оборудованием в силу недостаточного электроснабжения. Если раньше электроэнергия требовалась, главным образом, для освещения аудиторий и других помещений, то сегодня перечень потребляющих ее устройств заметно расширился: компьютеры, серверы, интерактивные доски, активные рабочие места студентов, проекторы и т.д. Обеспечить подключение всей этой техники к электросети не сложно, но лишь в том случае, если необходимая мощность с учетом потребностей всех оснащаемых помещений подведена к зданию. Более того, для надежной работы современной техники и предотвращения ее преждевременного выхода из строя необходимо «чистое» и гарантированное электропитание (без скачков, помех, неожиданных отключений), что требует применения современных систем бесперебойного питания.

Но даже не низкое электроснабжение может стать камнем преткновения на пути к осуществлению проекта. Недостаточность канала Интернета может свести все старания к нулю, ведь без качественного (не менее 1,7 Мбит/с) интернет-канала невозможно никакое дистанционное взаимодействие. Поэтому заранее, еще до начала проекта, заказчику необходимо позаботиться о нахождении подходящего интернет-провайдера и предоставлении всем участникам проекта (школам/вузам, учащимся на дому, ресурсному центру) качественного канала связи.

А нужен ли интегратор?
Решение, которое разработали мы, строится по принципу развертывания информационно-коммуникационной инфраструктуры на базе ресурсного центра Кубанского государственного университета, включающей серверное оборудование для проведения сеансов многоточечной видеоконференцсвязи, серверы записи и архивирования учебных занятий и материалов. Школы, в свою очередь, подключены к ресурсному центру, а между собой делятся на базовые, которых в регионе всего 51, и малокомплектные — 73, которые оснащены всем необходимым оборудованием для проведения сеансов ВКС и интерактивных занятий с различными коммуникационными сервисами. Таким образом, телеконференции в регионе могут проводиться как централизованно — на базе ресурсного центра, так и автономно — в рамках одного района с трансляцией занятий из базовой школы в сельские малокомплектные. И любой ученик, по какой-либо причине пропустивший занятие, может просмотреть запись урока на общем сайте системы.

Так в двух словах можно описать суть проекта, опустив все детали, разработка которых велась около года.

Некоторые вузы (как правило, технические) или школы (с высококвалифицированными ИТ-специалистами, которых мало) способны организовать собственными силами установку у себя аудиовизуального оборудования. Но для реализации крупного интеграционного проекта, особенно в такой тонкой тематике, как дистанционное обучение, необходима крепкая управленческая база и высокие ИТ-компетенции, и тут уже не обойтись без профессионала. На первый взгляд, установить в аудиториях, скажем, интерактивные доски, проекторы, кодеки ВКС не сложно. Но при этом могут быть упущены многие важные факторы (размеры помещения, уровень освещенности в разное время суток, углы наблюдения с разных посадочных мест и т.д.), в силу чего воспроизводимый на экране контент будет хорошо виден только части аудитории. Кроме того, интеграционный проект, как правило, предполагает четко продуманную концепцию реализации целой инфраструктуры, функционирующей в рамках одного учебного заведения и сводящей воедино традиционные ИТ-системы (компьютеры, серверы, системы хранения данных, сетевое оборудования и т.д.) и аудиовизуальные комплексы. То есть системный интегратор фокусируется не на поставке и инсталляции оборудования, а на решении задач образовательного процесса и управления конкретным комплексом образовательных учреждений, объединенных в единую сеть.

Приступив к проекту, интегратор возьмет на себя решение целого спектра вопросов — выберет качественного провайдера, подберет наиболее оптимальное для бюджета заказчика сочетание оборудования, продумает эргономичность его управления впоследствии, а также научит его освоению. Другое дело, что справиться с такими задачами он может только при условии тесного взаимодействия с рабочей группой со стороны заказчика.

В нашем случае, в связи с идентичностью технического состава объектов и их широким территориальным распределением, любая, даже самая небольшая, неточность стала бы причиной потерь больших материальных и человеческих ресурсов. Нельзя также забывать про особый уровень ответственности интегратора: проводя работы в учреждениях для детей, необходимо уделять особое внимание безопасности построек. В частности, инженерный коллектив Polymedia взял на себя большую ответственность при установке тяжелого навесного оборудования, здесь нельзя было допускать недочетов.

poly_10_05_2013_2

Параллельно с работами на объекте осуществлялся набор учителей в группы для семинарских занятий по обучению работе с оборудованием.

Как выбрать интегратора
Уже на стадии предварительных консультаций представители заказчика зачастую могут оценить возможности того или иного интегратора по реализации планируемого проекта. Совершенно очевидно, что интегратор должен иметь достаточный опыт выполнения схожих проектов, сильную проектную и инженерную команду. Поэтому лучшим показателем потенциала и уровня интегратора является количество и качество реализованных им проектов, о чем можно судить по отзывам других заказчиков, а также в ходе непосредственного ознакомления с проектами компании.

Интернет-магазины, которые, бывает, практикуют и монтажную деятельность, лучше обходить стороной. Большой опыт компании в построении кабельных сетей также не говорит о ее способности разрабатывать и воплощать AV-проекты «под ключ». К тому же в последнее время круг задач интегратора расширяется, почти стандартным требованием становится разработка специалистами интегратора программы использования всего оборудования в учебном процессе.

Как избежать лишних затрат
Как правило, бюджеты AV-проектов в школах не велики, и всегда есть соблазн купить что-то подешевле, зато в большем количестве. Но нужно понимать, что это дорога в никуда. Не экономия средств, а эффективное их использование с учетом достигаемого результата и последующих эксплуатационных расходов — вопрос нужно ставить именно так. Необходимо принять как данное, что экономия на качестве используемых в проекте программных и аппаратных решений — большая ошибка. Добиться реальной экономии скорее можно на системном уровне — за счет унификации оборудования, тесной интеграции отдельных подсистем, применения удобных в эксплуатации решений.

Так, например, в краснодарском проекте максимально эффективное решение по организации видеоконференцсвязи найдено путем интеграции лучших качеств и характеристик оборудования разных производителей.

Грамотная интеграция всех систем позволила разнообразить форматы проведения учебных занятий, проводить дистанционные занятия с учениками на домашнем обучении, бесплатно устанавливать систему на ученические ПК и мобильные устройства всех современных производителей, что значительно увеличило число потенциальных пользователей без дополнительных затрат.

Обучение — неотъемлемая часть проекта
Для преподавателя новая техника — это серьезный вызов. Нужно перерабатывать учебный материал, учиться работать с новыми информационно-коммуникационными инструментами. Предварительное обучение упростит эту задачу и поможет преодолеть естественное сопротивление новациям. Исходя из нашей практики, можно выделить три уровня обучения: ИТ-специалистов, педагогов и руководящего состава.

В течение гарантийного срока (обычно это один год) интегратор решает все проблемы, связанные со сбоями в работе оборудования, если таковые случаются. В дальнейшем школам необходимо решить, кто будет обеспечивать сервисную поддержку систем. Есть несколько вариантов. Можно возложить эту задачу на собственный ИТ-персонал, прошедший соответствующее обучение, или же пролонгировать сервисный договор с интегратором, что потребует дополнительных затрат, но позволит переориентировать своих сотрудников на более важные задачи. В рамках договора необходимо предусмотреть время реакции инженеров компании на запрос школы, допустимые сроки ремонта оборудования, предоставление временной замены на период ремонта и т. д.

В случае с проектом в Краснодарском крае для осуществления централизованной поддержки всех сервисов был разработан портал поддержки дистанционного обучения, который служит единой точкой доступа к трансляциям занятий, учебным материалам и видеозаписям уроков; позволяет планировать дистанционные занятия и информировать о расписании, организовывать форумы. Отдельная часть проекта была, безусловно, посвящена обучению пользователей системы. Для технического персонала, который обслуживает ресурсный центр, обучение проводили специалисты от производителей оборудования или Polymedia. Для группы опытных пользователей (ИТ-специалистов школ, например) было организовано обучение по использованию системы с дополнительным углубленным преподаванием технических особенностей. Для обучения педагогов были сформированы списки тьюторов, которые прошли обучение в Polymedia по использованию клиентских частей комплекса на уровне пользователя. В общей сложности за 10 дней занятий обучение прошли около 130 человек. В течение гарантийного срока также обеспечено решение всех проблем, связанных с возможными сбоями в работе оборудования. Кроме того, образовательным учреждениям была предоставлена возможность воспользоваться дистанционным сервисом по удаленному контролю и диагностике работы оборудования. На базе ресурсного центра в КубГУ был развернут мощный Центр технической поддержки с горячей линией, отслеживающий состояние установленных в школах систем и оборудования.

Компания Polymedia – лидер аудиовизуального рынка России и СНГ. Объединяет 13 компаний в России, Казахстане и Узбекистане. Компания создает комплексные интеграционные проекты для образования, органов государственной власти, силовых ведомств и бизнес-структур. На базе головного офиса в Москве компания также разрабатывает собственные программно-аппаратные продукты.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте