Использование современных ИКТ для обеспечения открытости деятельности органов власти
9 июля 2013
Рубрика: Обзоры и мнения, Связь и телекоммуникации.
Автор: .

Как считают многие авторитетные международные эксперты, современный Узбекистан сделал ставку на развитие информационно-коммуникационных технологий. Для этого сформирована прочная законодательная база, включающая в себя 11 отраслевых и 6 смежных законов, ряд указов и постановлений главы государства, правительственные решения, на основе которых реализованы крупные проекты по развитию интернета, мобильной связи и других направлений информатизации общества.

Новые горизонты этой сферы наметила выдвинутая Президентом Исламом Каримовым в 2010 году Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. В этом программном документе определена задача широкого внедрения современных ИКТ во все сферы общественного и государственного строительства. В частности, важную роль они должны сыграть в повышении эффективности и транспарентности деятельности органов государственной власти и управления, обеспечении широкого доступа населения, институтов гражданского общества и СМИ к информации о принимаемых ими решениях, прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.

Говоря о развитии информационного сообщества в Узбекистане, следует отметить, что только за последние десять лет было реализовано более 40 проектов на общую сумму около 2,5 миллиарда долларов США. В результате достигнута цифровизация всех междугородных, международных и 98 процентов местных телефонных станций с возможностью предоставления современных услуг телекоммуникации. При этом пропускная способность Международного центра пакетной коммуникации увеличена в четыре раза, что позволило поднять скорость соединения с интернет до 40 Гбит/с. Это в свою очередь повлияло на рост числа провайдеров и операторов, которых на сегодняшний день насчитывается 930.

Число пользователей интернета достигло отметки десять миллионов человек, 207 тысяч из которых — пользователи широкополосного доступа.

С увеличением доли активных интернет-пользователей растут также численность сайтов и объемы контента в доменной зоне UZ. В настоящее время количество зарегистрированных доменов составляет более 16 тысяч, 195 из которых — ресурсы государственных органов власти, а 98 — информационные системы. Общее количество видов оказываемых базовых интерактивных государственных услуг составляет 197 единиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что в стране обеспечен широкий доступ населения к информационным источникам органов государственной власти и управления, получению данных о принимаемых ими решениях по важнейшим социально-экономическим, общественно-политическим вопросам.

Это позволяет сформировать у граждан целостное и объективное представление о деятельности органов власти, а также дает возможность для обоснованной оценки эффективности функционирования системы государственного управления.

В данном контексте особую значимость приобретает проект закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», по которому в настоящее время в соответствии с Распоряжением главы государства в Бухарской и Самаркандской областях проводится правовой эксперимент для апробации норм в реальных условиях.

При его подготовке, проходившей в обстановке общественной открытости, был широко изучен опыт развитых демократических государств, учтены рекомендации международных организаций, действующих в области информационного права. Например, к числу важных моментов эксперты относят то, что отдельной строкой в законопроекте прописаны обязанности госорганов в поддержании и развитии веб-сайтов, которые будут приравниваться к официальным источникам информации. В них должны будут размещаться нормативные акты, информация о проводимых мероприятиях, оказываемых услугах, международных договорах, сведения об открытых тендерах, вакансиях и многое другое. Посещая сайт государственного органа, гражданин сможет иметь доступ к справочной информации о руководителях государственного u1086 органа, номерах телефонов и адресных реквизитах, электронным формам заявлений, бланков и других форм отчетностей, а также к информации о порядке приема обращений граждан.

В проекте закона предусмотрена также возможность присутствия граждан на открытых заседаниях госорганов. План их проведения с указанием повестки дня, даты, времени и места публикуется ежемесячно в СМИ или на официальном сайте. Госорганы также смогут дополнительно организовывать доступ к открытым заседаниям посредством прямой трансляции сигнала на телеприемники, размещенные в других помещениях.

Принцип обеспечения открытости органов государственной власти и управления является важной методологической составляющей единой архитектуры концепции «электронного правительства», необходимость разработки и принятия которой отмечена Президентом Республики Узбекистан в докладе на заседании Кабинета Министров 18 января 2013 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год.

В этой связи отечественными специалистами широко изучается международный опыт формирования системы «электронного правительства», вырабатываются рекомендации на основе учета успешной мировой практики. Так, отмечается, что в США сложилась система управления процессом развития «электронного правительства» с поэтапным переходом к электронным государственным услугам. Позиции, связанные с информатизацией госуправления и качеством интерактивных правительственных услуг, внедрены в систему общих оценок эффективности деятельности ведомств, финансируемых из Государственного бюджета и специальных фондов.

В ходе изучения европейского подхода стало ясно, что там развитие «электронного правительства» опирается на базовые принципы макроэкономической политики стран — участниц Евросоюза в области формирования информационного общества. Это содействие расширению общественного доступа к современным ИКТ путем создания соответствующих центров, предоставление социальных услуг в электронном виде, внедрение технологий информационного общества в государственную систему образования и переподготовки, многое другое.

Весьма интересен и опыт Южной Кореи, где реализован комплекс мер, в результате которых государственные органы взаимодействовали через интернет с окружающим миром по нескольким ключевым направлениям, а затем сформировано наиболее открытое и прозрачное «электронное правительство». Необходимо сказать, что в Узбекистане уже сделаны первые шаги по внедрению системы «электронное правительство». Создана информационно-техническая инфраструктура, необходимая для формирования системы предоставления государственных услуг на основе использования современных технологий и создания информационных систем для автоматизации и совершенствования деятельности организаций. В сентябре 2003 года был запущен в эксплуатацию портал www.gov.uz, которому в декабре 2007 года был придан статус официального информационного ресурса правительства Республики Узбекистан в сети интернет. Размещенная на нем информация признана равноценной информации, опубликованной в СМИ.

За время своего функционирования портал повысил эффективность взаимодействия субъектов предпринимательства и населения с государственными органами на основе использования ИКТ. На портале внедрена и успешно работает онлайн-система по управлению информационными материалами госорганов для своевременного согласования и размещения на правительственном портале. Она также позволила информационным службам госорганов оперативно размещать информацию на портале, вести статистику предоставленных материалов по различным категориям, пополнять систематизированный банк данных аналитических, статистических и иных материалов по основным направлениям деятельности.

Это в свою очередь обеспечивает постоянную возможность доступа к достоверным сведениям об услугах и функциях органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах. Кроме того, на u1076 данном интернет-сайте пользователям созданы условия для подачи электронных обращений в государственные органы, заполнения общедоступных электронных бланков и других форм отчетности, доступен реестр государственных интерактивных услуг, а также есть возможность для отслеживания хода рассмотрения обращений.

Таким образом, посредством использования ИКТ процедура удовлетворения запросов и обращений становится более прозрачной и оперативной. Также стоит отметить, что внедрение современных технологий позволило оптимизировать потоки информации, ранее осуществлявшиеся в бумажном виде. Для расширения информационных потоков и каналов коммуникаций созданы соответствующие страницы и блоги государственного портала в социальных сетях. Как показывает статистика, с момента открытия страницы gov.uz в сети Facebook зафиксировано более 600 активных пользователей. На сервис портала gov.uz в сети Twitter подписаны более 2 500 пользователей, число которых неуклонно растет.

Нынешний этап формирования системы «электронного правительства» в нашей стране включает в себя несколько ключевых моментов — повышение эффективности деятельности госорганов на основе широкого использования ИКТ, оптимизацию предоставления государственных услуг населению и бизнесу, повышение качества и доступности этих услуг, упрощение процедур и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек, связанных с получением услуг. Сюда относятся также обеспечение единства общенационального информационного пространства, эффективное использование государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры, повышение открытости информации о деятельности государственных органов и расширение возможности доступа к ней, совершенствование системы
информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, оперативность и полнота контроля за результативностью деятельности государственных органов.

Определение системы «электронного правительства» в качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере информатизации существенно улучшает условия для обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления, что непосредственно связано с дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой и методологической базы. Для этого внедряются единые стандарты информационного обслуживания граждан, которые обеспечат высокий уровень информационной безопасности и защиту государственных информационных ресурсов, баз данных и информационных систем.

Узбекистан имеет большие перспективы для развития высокотехнологичной информационной сферы. Развитие технологической инфраструктуры коммуникационного взаимодействия между членами гражданского общества, без сомнения, создаст условия для дальнейшего повышения уровня открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Авторы:
Ильхом Абдуллаев, заместитель председателя Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам информации и коммуникационных технологий,
Алишер Файзуллаев, заместитель председателя Государственного комитета связи, Информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.

Источник

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте