Внедрение и развитие современных информационно-коммуникационных технологий в органах государственной налоговой службы
1 августа 2013
Рубрика: Связь и телекоммуникации.
Автор: .

Учитывая, что эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике, с момента формирования самой налоговой системы в Узбекистане проводилась целенаправленная работа в области развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность налоговых органов.

В рамках политики руководства страны, направленной на повышение эффективности деятельности органов государственного и хозяйственного управления, создание «электронного правительства», что обеспечило бы оперативное и качественное предоставление интерактивных услуг населению со стороны органов государственной власти, Государственным налоговым комитетом ведется постоянная работа по внедрению информационно-коммуникационных технологий по всем направлениям деятельности налоговых органов.

Сегодня органы государственной налоговой службы – это технически высоко оснащенная модернизированная, мобильная система, способная справиться с самым широким спектром задач.

Корпоративная сеть передачи данных (КСПД)

В 1998 году начался качественно новый этап освоения и внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной налоговой службы. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1997 г. № 580 «О создании Глобальной информационной сети Государственного налогового комитета Республики Узбекистан» на основе спутниковой связи начала формироваться корпоративная сеть приема-передачи налоговой информации между всеми подразделениями налоговой службы.

Большое внимание уделялось модернизации локальных информационно-вычислительных сетей в региональных налоговых управлениях и налоговых инспекциях, что значительно повысило качество и скорость процессов сбора информации и эффективность работы сотрудников налоговых органов. Благодаря локальным информационным сетям появилась возможность:

— оперативно обмениваться информацией между подразделениями внутри государственных налоговых управлений и инспекций;

— разграничить доступ пользователей сети к общей базе данных, повышая тем самым безопасность использования информации;

— надежно сохранять информацию с ограничением доступа;

— экономить средства на дополнительном оборудовании –принтерах, сканерах и других периферийных устройствах.

Наличие локальной сети позволило во всех ГНИ и ГНУ хранить налоговую информацию в едином локальном сервере базы данных, что обеспечило возможность одновременной работы инспекторов, повысило достоверность и оперативность обмена информацией, ускорило получение отчетности. Благодаря этому налоговые органы получили возможность проводить аналитическую работу в разрезе отдельных налогоплательщиков, территорий, отраслей и других параметров.

В связи с возрастанием объема информации вновь встал вопрос о необходимости модернизации каналов передачи данных. В связи с этим спутниковая связь в 2009–2010 годах была заменена на оптико-волоконный канал связи, что позволило осуществлять бесперебойный обмен информацией между всеми подразделениями налоговой службы. Сегодня корпоративная сеть передачи данных налоговых органов связывает между собой Государственный налоговый комитет, 14 государственных налоговых управлений, 194 государственные налоговые инспекции, Научно-информационный центр новых технологий, 3 налоговых колледжа и Налоговую академию. Модернизация корпоративной сети и переход на наземные каналы связи позволили увеличить скорость передачи данных в территориальных государственных налоговых подразделениях в 600 раз. При этом бесперебойная работа корпоративной сети не зависит от погодных условий, что позволило усовершенствовать рабочие процессы налогового администрирования и оказания интерактивных услуг для налогоплательщиков.

С модернизацией корпоративной сети появилась возможность внедрения IP-телефонии, что, помимо стабильной телефонной связи, обеспечивает значительную финансовую экономию при междугородных переговорах.

Важным фактором является достигнутый эффект экономии материальных и финансовых затрат. В частности, за счет внедрения программных продуктов и использования IP-телефонии удалось добиться экономии финансовых средств в объеме более 1 млрд. сумов и 70–80 тысяч человеко-часов в год.

Автоматизация налогового администрирования

В органах государственной налоговой службы на сегодняшний день с применением WEB-технологий на современных языках программирования разработано и внедрено порядка 30 программных комплексов, обеспечивающих электронный обмен налоговой информацией, ее обработку и хранение, а также повышающих эффективность налогового администрирования. Благодаря внедренным программным комплексам в настоящий момент бумажный документооборот между структурами государственных налоговых органов сведен к минимуму. Огромные объемы данных, архивы, поступающая и исходящая документация переведены в электронную форму и систематизированы.

Значительно ускорился обмен информацией, как между структурными подразделениями государственной налоговой службы всех уровней, так и с соответствующими министерствами, ведомствами и другими организациями.

Необходимо отметить, что при создании системы защиты информации Государственным налоговым комитетом используются самые современные средства и постоянно изучается передовой международный опыт в данной сфере. В целях обеспечения дополнительной безопасности, для ввода, обработки и анализа конфиденциальных данных используются программные продукты, разработанные национальными программистами, чтобы исключить возможность внедрения вредоносных программ и кодов несанкционированного доступа.

Автоматизация налогового администрирования способствует расширению налогооблагаемой базы. Ведение автоматизированного учета и контроля выполнения налоговых обязательств обеспечило дополнительные поступления платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В 2012 году за счет доначисленных налогов и финансовых санкций по результатам проверок поступило — 381,4 млрд. сумов, по результатам камерального контроля — 376,3 млрд. сумов, за счет взыскания административных штрафов — 17,0 млрд. сумов и за счет выявления декларируемых доходов физических лиц — 15,1 млрд. сумов.

Создание единой интегрированной информационной ресурсной базы государственного налогового комитета

Увеличивающийся объем поступающей информации, необходимость создания условий для ее безопасности, оперативной обработки, хранения и использования в очередной раз поставили задачу технической модернизации налоговых органов. Логическим продолжением внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность налоговых органов явилось создание единой интегрированной информационной ресурсной базы Государственного налогового комитета.

Качественно новый этап в формировании интегрированной информационной ресурсной базы налоговых органов начался с принятием постановления Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2012 г. ПП-1843 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности и функционирования информационно-коммуникационной системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан».

На первом этапе в центральную базу данных Государственного налогового комитета были интегрированы информационные базы региональных органов государственной налоговой службы.

На втором этапе в базу данных Государственного налогового комитета предусмотрено интегрирование информационных баз министерств и ведомств по возникновению (прекращению) обязательств налогоплательщиков.

Постановлением законодательно закреплена обязанность соответствующих государственных и иных органов предоставлять данные в ГНК, причем характер передаваемой информации четко обусловлен.

Единая интегрированная информационная ресурсная база представляет собой единый каркас аппаратной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов всех уровней, предназначенный для решения задач по оперативной обработке большого объема информации, обеспечению ее целостности и созданию нового уровня информационной безопасности, что позволяет расширить спектр электронных услуг для налогоплательщиков.

Интерактивные услуги

Расширение видов и улучшение качества интерактивных услуг, оказание информационных услуг налогоплательщикам входят в число приоритетных направлений деятельности налоговых органов. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2007 г. № 181 «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий» налоговой службой Узбекистана разработаны и внедрены 22 вида интерактивных государственных услуг (шесть из них были внедрены в 2012 году).

Веб-сайт государственного налогового комитета www.soliq.uz

Веб-сайт Государственного налогового комитета является официальным источником информации, связанной с налогообложением.

Популярность официального сайта государственной налоговой службы во многом обусловлена предоставляемыми на нем востребованными интерактивными услугами, благодаря чему число его посетителей растет из года в год.

Так, в 2009 году количество обращений на сайт составило 349 000 раз, в 2010 году – 523 390 раз, в 2011 году – 1 250 272 раза, а с начала 2012 года количество обращений на сайт достигло 24 млн. Таким образом, за последние 3 года количество обращений на сайт выросло почти в 50 раз, что свидетельствует о его признании и качестве востребованного информационного ресурса.

В 2012 году веб-сайт ГНК www.soliq.uz был признан лучшим среди сайтов органов государственного управления и государственной власти по итогам Интернет-фестиваля национального домена UZ.

Повышение квалификации сотрудников в сфере информационно-коммуникационных технологий

Для повышения знаний в области информационно-коммуникационных технологий и в целях определения уровня компьютерной грамотности сотрудников органов государственной налоговой службы в ГНК Республики Узбекистан проведено централизованное тестирование с применением специализированного программного продукта, по результатам которого 96 процентов служащих основного состава получили положительные оценки.

На сегодняшний день более 4,6 тысячи сотрудников налоговых органов в своей повседневной работе используют специализированные программные продукты.

Государственным налоговым комитетом проводиться системная работа по обучению кадров и ежегодно более 3000 сотрудников повышают квалификацию в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе 700 целенаправленно изучают внедренные в практику программные продукты.

Международное сотрудничество в области ИКТ

С целью совершенствования налогового администрирования, создания востребованных интерактивных услуг для налогоплательщиков Государственным налоговым комитетом налажено тесное международное сотрудничество для изучения передового опыта в данной области.

На систематической основе проводятся встречи с представителями Национальной налоговой службы Республики Корея, международных финансовых структур, таких, как Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Международный валютный фонд. На них обсуждаются перспективы дальнейшего улучшения налогового администрирования, создания благоприятных условий для бизнеса и населения в сфере получения интерактивных услуг, технические аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность налоговых органов.

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте