Государственный налоговый комитет: электронный формат налогового администрирования

Во всех отраслях экономики и сферах жизни страны осуществляется широкое внедрение современных информационно — коммуникационных технологий. В сфере предоставления государственных услуг субъектам предпринимательства и населению все чаще употребляется термин «Электронное правительство», перемещаясь из отдаленного сказочного будущего в нашу повседневную действительность.

На самом деле, совсем недавно, часами стоя в очередях дабы сдать отчетность в налоговую или статистику, могли ли мы представить, что это время можно провести с пользой для своего дела, для себя, своей семьи отправив отчеты не выходя из офиса за считанные минуты?

Да, и сегодня мы вынуждены выстаивать в очередях за различными справками, но «Электронное правительство» уже не сказка, уже работает. А это значит, что уже сегодня можно, например, справку об отсутствии налоговой задолженности получить не в налоговой инспекции, а в Интернете! Это значит, что и другие справки, разрешения, удостоверения скоро можно будет получать, не выходя из дома!

Налоговыми органами республики проводится постоянная работа по переводу своих государственных услуг и функций в электронный формат. На официальном сайте Государственного налогового комитета www.soliq.uz предоставляется 26 видов интерактивных государственных услуг. Причем четыре из них внедрены в 2013 году. Ряд интерактивных услуг предоставляется на сайте в тестовом режиме. Об этих новых услугах хочется рассказать подробнее.

Особая наша гордость – это услуга по выдаче электронных справок об отсутствии налоговой задолженности как физическим, так и юридическим лицам. Введя в нужное поле свой идентификационный номер налогоплательщика, Вы получите возможность сформировать и распечатать нужную справку, если у Вас нет налоговых задолженностей. При наличии таковых, Вы будете предупреждены, и если уже успели зарегистрировать электронную цифровую подпись, сможете получить доступ к своей лицевой карточке и узнать о взаиморасчетах с бюджетом и внебюджетными фондами.

Данная услуга также интегрирована в Единый портал интерактивных государственных услуг на www.gov.uz.

Еще одну справку можно получить в электронном виде – справку о численном составе юридического лица и принадлежности к субъектам малого бизнеса. Такая справка «выдается» в «Персональном кабинете» налогоплательщика юридического лица.

В этом ряду напомню еще об одной интерактивной услуге, которая уже приобрела большую популярность у физических лиц. Это услуга «Узнай свой ИНН», в рамках которой можно самостоятельно сформировать и распечатать для предоставления по месту требования свидетельство о присвоении ИНН.

Подлинность всех электронных справок гарантируется налоговыми органами и может быть проверена на нашем сайте.

Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческую деятельность без образования юридического лица, внедрена интерактивная услуга по отправке электронной отчетности. Также создана возможность по отправке в электронном виде предварительной декларации о доходах физического лица, получаемых от представления имущества в аренду (наем) физическим лицам. Теперь все категории налогоплательщиков могут отправлять налоговую отчетность в электронном виде.

Для предоставления возможности заранее спланировать посещение налоговых органов и не тратить время в очереди на прием к должностным лицам, разработан и внедрен в эксплуатацию сервис «Электронная приемная», позволяющий осуществить онлайн запись на прием в налоговые органы. Пока услуга действует в тестовом режиме для записи на прием в Государственный налоговый комитет, Государственное налоговое управление и районные Государственные налоговые инспекции города Ташкента.

В рамках данной услуги налогоплательщикам предоставляется возможность выбрать из таблицы приема граждан должностное лицо органов государственной налоговой службы, на прием к которому им надо записаться.

Налогоплательщик, записанный на прием в онлайн режиме, получит возможность автоматически сформировать и распечатать «Талон записи на прием». При визите в налоговые органы, записавшийся на прием налогоплательщик, представив документы подтверждающие личность, будет принят в указанное в талоне время вне очереди.

При разработке и внедрении интерактивных услуг мы в первую очередь прислушиваемся к мнению пользователей, к их замечаниям и пожеланиям. Благодаря активным пользователям, наши электронные услуги дорабатываются, усовершенствуются, становятся более востребованными.

На нашем сайте с начала года проводится опрос налогоплательщиков путём анкетирования по теме «Интерактивные услуги органов государственной налоговой службы», благодаря которому мы знаем, что 69% пользователей оценивают их на «хорошо» и «отлично».

Также, благодаря опросу, мы знаем, о каких услугах налогоплательщики плохо осведомлены или считают их сложными в использовании, по каким причинам они не пользуются теми или иными услугами. Эта информация помогает нам развиваться дальше в нужном направлении.

Что касается самого близкого будущего, то уже совсем скоро заработает короткий номер для предоставления интерактивных услуг налоговых органов при помощи мобильных телефонов. Отправив на этот номер СМС запрос, можно будет узнать о своей налоговой задолженности по налогам на имущество, земельному налогу, а также узнать свой ИНН.

В 2013 году планируется внедрение мобильного приложения для пользования целым рядом интерактивных услуг налоговых органов посредством смартфонов.

Зульфия Худайбергенова, начальник Сектора интерактивных услуг Государственного налогового комитета.

Источник

Orphus system