Унифицированные коммуникации: Microsoft Lync
8 октября 2013
Рубрика: Технологии.
Автор: .

mic_8_10_2013    mic_8_10_2013_1

В актуальном на сегодняшний день аналитическом отчете компании Gartner, сравнивающем игроков на рынке унифицированных коммуникаций (UC), одну из лидирующих позиций занимает корпорация Microsoft со своим продуктом Microsoft Lync Server 2013.

Многочисленные публикации в средствах массовой информации, ежегодные технологические и маркетинговые конференции, отмеченный возрастающий интерес компаний среднего и крупного бизнеса к продукту – все это позволяет назвать Microsoft Lync Server заметным явлением в среде рынка унифицированных коммуникаций. Объем данной статьи не достаточен для исчерпывающего рассказа о Microsoft Lync Server. Вместо этого мы попытаемся отметить ключевые особенности данного продукта и возможности их применения в бизнес-среде.

«Что такое эти Ваши унифицированные коммуникации?»
Наверное, не будет преувеличением сказать, что излюбленными словосочетаниями в сфере ИТ на сегодняшний день являются «облачные решения» и «унифицированные коммуникации». В связи с этим, среди корпоративных клиентов (как основных потребителей информационных технологий) нередко можно встретить неверное понимание этих терминов, сопровождаемое мотивацией «если об этом все говорят, значит, и мне это нужно». Можно сказать, что успешное внедрение любого решения унифицированных коммуникаций всегда начинается с верного понимания его значения и предназначения в рамках каждой отдельно взятой компании.

Унифицированные коммуникации, если сформулировать максимально просто, это объединение различных видов коммуникаций, призванное оптимизировать существующие бизнес-процессы. Другими словами, это корпоративные решения, позволяющие сотрудникам свободно общаться друг с другом с использованием различных коммуникационных сред, таких как текстовая, голосовая и видеосвязь (как раз то, что называется мультимедиа). При этом подобные возможности общения должны быть доступны вне зависимости от местонахождения сотрудника (на рабочем месте, в командировке, дома), должны быть доступны с любого удобного для сотрудника устройства (ПК, ноутбук, планшет, смартфон) и должны быть максимально интегрированы с основными используемыми бизнес-приложениями. Именно это и является основным предназначением подобных решений — позволить людям стать ближе, для того, чтобы быстрее и качественнее справляться с повседневными рабочими задачами.

“Никто не предлагает всего сразу, каждый предлагает что-то, что умеет. Таким образом, каждый производитель унифицированных коммуникаций, по сути, становится частью унифицированных коммуникаций”
(вольный перевод из Insight Reports)

Построение среды унифицированных коммуникаций ставит задачу объединения в рамках единой платформы множества различных аппаратных и программных средств, таких как серверы приложений и различные терминальные устройства, системное и прикладное ПО на различных видах клиентских устройств, устройства стыковки с существующими публичными сетями связи, и прочие. Фактически, подход к решению этой задачи, разделил существующих на рынке производителей решений унифицированных коммуникаций на два лагеря: закрытых производителей, то есть, тех, кто пытается предлагать клиенту всю необходимую инфраструктуру собственными силами, и открытых, то есть, тех, кто предлагает клиенту платформу решения, предоставляя возможность выбирать компоненты инфраструктуры среди разветвленной среды производителей-партнеров (не путать с моделью распространения open-source, к которой ПО Microsoft, конечно, не относится). Рассматриваемая в тексте данной статьи компания Microsoft выбрала для себя второй путь развития.

Что особенного в Microsoft Lync Server?
Microsoft Lync Server представляет из себя серверный программный комплекс, являющийся ядром клиент-серверной инфраструктуры унифицированных коммуникаций. Комплекс состоит из некоторого количества серверов, исполняющих различные роли системы. В случае стартового внедрения системы, возможно объединение всех возможных ролей в пределах одного сервера. Под ролями подразумевается определенный набор сервисов, обеспечивающих требуемый функционал. Серверы различных ролей могут быть виртуализированы при помощи любой из современных технологий серверной виртуализации, а также дублированы или объединены в кластеры для отказоустойчивости и распределения нагрузки. Это позволяет достичь высокой гибкости во внедрении и эксплуатации системы.

В качестве единого средства авторизации пользователей и хранилища учетных данных выступает проверенная более чем десятилетием успешных внедрений технология Microsoft Active Directory Services. Использование данной технологии позволяет обеспечить повышенную безопасность авторизации пользователей системы благодаря использованию протокола Kerberos и сертификатов инфраструктуры открытых ключей (AD Certificate Services), а также распространить принцип «единой точки входа» на систему унифицированных коммуникаций. Также это упрощает внедрение системы и администрирование пользователей в сетях с существующей инфраструктурой Microsoft Active Directory.

Гибкий подход к наращиванию емкости решения позволяет строить самые различные системы, начиная от пилотных внедрений с несколькими десятками пользователей до отказоустойчивых распределенных кластеров, обслуживающих сотни тысяч пользователей.

mic_8_10_2013_2

Продуманная логика механизмов автообнаружения позволяет пользователям системы пользоваться ею, как в пределах периметра организации, так и за ее пределами. При этом технические сложности, связанные с организацией подключения и обеспечения его безопасности, абсолютно прозрачны для конечного пользователя системы.

Возможность использовать функционал системы с большого количества различных устройств от различных производителей позволяет обеспечить свободу передвижения пользователей системы, отказаться от привязки к рабочему месту, и в конечном счете повысить эффективность расходования рабочего времени.

Кроме того, на сегодняшний день Microsoft Lync является единственной системой унифицированных коммуникаций, обеспечивающей максимально возможную интеграцию с продуктами, составляющими пакет офисных приложений Microsoft Office, такими как Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Outlook. Тесная интеграция системы унифицированных коммуникаций с перечисленными приложениями (которые очень часто являются неотъемлемой частью самых разных бизнес-процессов) позволяет пользователям системы обмениваться информацией без отрыва от повседневных задач, тем самым реализуя основную идею внедрения унифицированных коммуникаций.

Компания Microsoft, как отмечалось ранее, не ставит своей целью производить все компоненты инфраструктуры системы унифицированных коммуникаций собственными силами. Именно поэтому была создана и существует программа обеспечения совместимости и сертификации партнерских устройств и программного обеспечения. Для обеспечения полноценной инфраструктуры унифицированных коммуникаций были сертифицированы продукты таких производителей, как:

• телефонные аппараты: AudioCodes, Hewlett-Packard, Polycom, Aastra, Snom;
• настольные устройства (гарнитуры, спикерфоны, веб-камеры): Plantronics, Jabra, Logitech, Sennheiser;
• устройства для видеоконференцсвязи: Polycom, RadVision, LifeSize;
• медиа-шлюзы: AudioCodes, Hewlett-Packard, Ferrari.

Также система унифицированных коммуникаций Microsoft Lync предоставляет возможности тесной интеграции с другими корпоративными продуктами от компании Microsoft, такими как Microsoft Exchange Server и Microsoft SharePoint Server. Это позволяет обеспечить связь системы унифицированных коммуникаций с системами почтового сообщения, календарного планирования и единого информационного портала предприятия и, таким образом, создать единую динамичную и управляемую среду ведения бизнеса.

Microsoft Lync Server — что и зачем покупать?
Не стоит забывать о том, что Microsoft Lync Server прежде всего является программным продуктом. Поэтому, ключом к его успешному внедрению несомненно является понимание политики лицензирования данного продукта. Здесь мы рассмотрим основные особенности лицензирования Microsoft Lync Server.

Лицензирование продукта Microsoft Lync Server предполагает один из двух типов его использования:
• использование облачного сервиса Microsoft или хостинг-партнеров (hosted);
• установка на территории клиента (on premises).

Первый вариант пока недоступен на территории Узбекистана, поэтому остановимся подробнее на схеме лицензирования второго варианта.

При использовании Microsoft Lync Server в режиме on premises, предполагается, что все компоненты, необходимые для обеспечения функционирования системы, находятся на территории одного или нескольких резервированных центров обработки данных владельца системы.

mic_8_10_2013_3

С лицензионной точки зрения, система унифицированных коммуникаций Microsoft Lync состоит из серверного программного обеспечения и различных видов клиентского программного обеспечения.

В качестве серверного ПО выступает продукт Microsoft Lync Server. Каждый запущенный экземпляр Microsoft Lync Server, вне зависимости от функциональной роли, должен иметь одну серверную лицензию. В отличие от предыдущей версии продукта (Microsoft Lync Server 2010) актуальная версия не делится на стандартную (Standard) и корпоративную (Enterprise) редакции.

В качестве клиентского ПО может выступать продукт Microsoft Lync в одной из следующих версий:

Microsoft Lync 2013
Полноценный клиент для ПК, работающих под управлением ОС Microsoft Windows. Позволяет использовать весь существующий функционал Lync Server. Может быть приобретен как в качестве самостоятельного продукта, так и в составе пакета офисного ПО Microsoft Office ProPlus 2013.

Microsoft Lync Basic 2013
Программный клиент для ПК с поддержкой ограниченного набора возможностей (в частности, отсутствует некоторый функционал видео- и аудиоконференцсвязи). Доступен к бесплатному скачиванию с официального сайта компании Microsoft.

Lync для Windows 8
Программный клиент для ПК, поддерживающих современный интерфейс операционной системы Microsoft Windows 8 (в особенности Windows 8 RT). Имеет некоторые ограничения по настройке пользовательского интерфейса и возможностям проведения веб-конференций. Доступен к бесплатному скачиванию в магазине приложений Windows Store.

Lync 2013 в мобильной версии
Программный клиент для смартфонов и планшетов под управлением ОС Windows Phone, Android и iOS. Поддерживает основной функционал, необходимый для проведения аудио- и видеоконференций. Имеет ряд ограничений по настройке пользовательского интерфейса. Доступен к бесплатному скачиванию в магазинах приложений соответствующих программных платформ.

Lync для Mac 2011
Программный клиент для ПК, работающих под управлением ОС Mac OS X. В целом, повторяет функционал Lync 2013, с учетом ряда небольших ограничений. Доступен к приобретению как отдельный продукт.

Каждое из перечисленных клиентских приложений требует приобретения одной или нескольких клиентских лицензий. Клиентские лицензии (Client Access License — CAL) — это стандартное понятие для программного обеспечения Microsoft. Клиентские лицензии позволяют пользоваться сервисами, предоставляемыми серверным приложением. Используется два типа клиентского лицензирования: лицензирование пользователей (User CAL) и лицензирование устройств (Device CAL). В первом случае, клиентская лицензия позволяет каждому пользователю иметь неограниченное количество устройств, но пользоваться единовременно только одним. Во втором случае, клиентская лицензия позволяет использование одного устройства неограниченным количеством пользователей, но в каждый отдельный момент времени использовать устройство может только один пользователь. Тип лицензирования выбирается индивидуально, в зависимости от особенностей бизнеса.

Функционально, клиентские лицензии Microsoft Lync бывают трех видов:
• Лицензии Standard CAL — минимально необходимый тип лицензии. Данная лицензия позволяет пользователям регистрироваться в системе, использовать функционал мгновенных сообщений, отслеживания состояния присутствия пользователя на рабочем месте, выполнения двусторонних аудио- и видеозвонков.
• Лицензии Enterprise CAL — данная лицензия позволяет создавать и принимать участие в аудио-, видео- и веб-конференциях.
• Лицензии Plus CAL — данная лицензия позволяет использовать телефонный функционал системы. В частности, присвоение пользователю внутреннего и городского телефонного номера, возможность выполнять и принимать звонки из городской телефонной сети, удержание, переадресация вызова, парковка вызова, музыка при удержании вызова и прочие. Использование аппаратных IP-телефонов в системе возможно только при наличии необходимого количества лицензий данного типа.

Лицензии перечисленных типов могут комбинироваться в зависимости от необходимого функционала. Рассмотрим несколько примеров для понимания:
• При необходимости использования функционала мгновенных сообщений и аудио/видеозвонков в пределах предприятия с использованием программного клиента на ПК достаточно приобрести лицензию Standard (вариант User CAL или Device CAL подбирается в зависимости от соотношения количества ПК и их пользователей).
• При необходимости использования аппаратных IP-телефонов достаточно использовать две лицензии: Standard (необходима для регистрации телефона в системе) и Plus (обязательна при использовании телефонного функционала). Лицензия Enterprise в данном случае не нужна. Также в случае использования пользователем только телефонного аппарата, удобнее использовать вариант Device CAL. А в случае использования телефонного аппарата и программного клиента на ПК — использовать вариант User CAL.
• При необходимости проведения масштабных аудио-, видео- и веб-конференций и отсутствии необходимости использования телефонного функционала, достаточно использовать сочетание лицензий типа Standard и Enterprise.
• При использовании программного клиента на ПК с необходимостью использования функционала мгновенных сообщений, участия в видеоконференциях и звонков во внешнюю телефонную сеть, обязательно приобретение комбинации из всех трех типов лицензий: Standard, Enterprise и Plus.

Cуществует множество других вариантов, что делает систему лицензирования очень гибкой и позволяет создавать решения под любые требования бизнеса.

Унифицированные коммуникации — и все-таки, для кого?
Давайте перечислим ряд актуальных проблем организаций, сталкивающихся с традиционными коммуникациями:
• ограниченность в использовании физических сред и разнородного трафика/контента;
• отсутствие синхронизации между клиентскими устройствами;
• отсутствие мобильности, оперативности и командной работы в решении повседневных бизнес-задач;
• сложность в объединении корпоративных сетей в единую сеть передачи данных, голоса и видео;
• невозможность обеспечить на должном уровне безопасность коммуникаций и вести контроль.

Унифицированные коммуникации призваны решать все вышеперечисленные проблемы и концентрироваться на задачах бизнеса, а не на задачах организации условий. Как свидетельствует мировая практика, внедрение унифицированных коммуникаций позволяет повысить эффективность бизнес-процессов в таких организациях, где имеют место:
• разветвленность организационной структуры (сеть удаленных филиалов, кампусная сеть офисов);
• неоднородность деятельности (консалтинг, продажи, логистика, производство и т.д.).

А также в организациях, где эффективность ведения бизнеса зависит от оперативности, мобильности, коллективного принятия решений, безопасности и контроля коммуникационной среды.

mic_8_10_2013_4

Резюмируя, можно сказать, что в современных условиях рынка информационные технологии играют важную, если не определяющую роль в достижении успеха в бизнесе, удовлетворении ожиданий клиентов и конкурентного преимущества. И тут не возникает вопрос, насколько тот или иной бизнес требователен к современным и эффективным коммуникациям. Принципиально важно осознать все преимущества таких коммуникаций и преследовать цель непрерывного повышения эффективности работы и ведения бизнеса в целом.

Вы задумываетесь о том, как объединить коммуникации в единый инструмент для работы сотрудников, как стереть физические границы привычных коммуникаций и как добиться эффективности в решении повседневных бизнес-задач? Напишите нам и мы предложим эффективное и в тоже время экономичное решение для вашего бизнеса.

Прямой электронный адрес по вопросам унифицированных коммуникаций: uc@sharifa.uz.

Контактный телефон: (+998-71) 237-68-03/04.

Все наименования и товарные знаки являются собственностью своих законных владельцев.

Справка о компании
Sharifa.Com – интегратор комплексных ИТ-решений, ведет свою деятельность более 15 лет на рынке информационных технологий Узбекистана. Портфель решений и услуг компании включает комплексные инфраструктурные решения для организаций с различным уровнем готовности внедрения ИТ, как для организаций на стадии создания ИТ-инфраструктуры, так и для организаций с уже существующей инфраструктурой, нуждающихся в дальнейшем развитии и оптимизации бизнес-процессов, консалтинг-услуги и ИТ-аудит. Накопленный опыт в реализации ИТ-проектов, позволяет компании браться за самые сложные проекты в государственном и коммерческом секторах. Сегодня компания имеет надежные партнерские отношения с более чем 20 производителями ИТ-продукции, более 10 привилегированных статусов и ряд профессиональных сертификатов, уникальных в регионе.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте