III Национальный форум «Пресса Узбекистана»

19 ноября 2013 года в конференц-зале гостиницы «International Hotel Tashkent» проведен III Национальный форум «Пресса Узбекистана» на тему: «Повышение роли и места средств массовой информации в системе институтов гражданского общества».

Мероприятие организовано Общественным фондом поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана совместно с Законодательной палатой Олий Мажлиса, Государственным комитетом связи, информатизации — и телекоммуникационных технологий, Узбекским агентством по печати и информации, Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества, Международным центром переподготовки журналистов, Координатором проектов ОБСЕ, представительствами НДИ (США), ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ в Узбекистане.

В работе форума приняли участие депутаты Законодательной палаты, члены Сената Олий Мажлиса, руководители информационных служб министерств и ведомств, редакторы ведущих центральных и региональных СМИ и медиа-структур, представители ННО и других институтов гражданского общества и экспертного сообщества, дипломатического корпуса и аккредитованных в Узбекистане международных организаций, а также зарубежные эксперты. Всего — 250 участников.

Ежегодный форум «Пресса Узбекистана» проводится в свете Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, которая обозначило качественно новый этап в деле реформирования информационной сферы, обеспечения свободы слова и информации. Основная задача форума заключается в широком разъяснении сути и значения принимаемых мер по либерализации информационной сферы в стране.

Целью данного форума является обсуждение вопросов усиления роли СМИ в системе гражданских институтов, дальнейшего совершенствования законодательной базы свободного развития СМИ, обеспечения им подобающего места в политической и духовной жизни общества, ускоренного развития информационной сферы и новых информационных технологий, гарантий социальной и правовой защиты деятельности журналистов, подготовки журналистских кадров, развития рынка СМИ и формирования на нем справедливой конкурентной среды.

Участники Форума обсудили широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием СМИ и органов государственной власти и управления в обеспечении открытости и транспарентности хода демократических реформ, совершенствованием процедур информирования о деятельности государственных органов, улучшением механизмов взаимодействия СМИ и институтов гражданского общества, повышением роли СМИ в усилении общественного и парламентского контроля, а также ответственности и этических требований в журналистской деятельности. Они проанализировали также пройденный в Узбекистане путь по развитию независимых СМИ, процессы разработки новых нормативно- правовых актов относительно деятельности СМИ и имплементации международных правовых норм в национальное законодательство республики, внедрения общепризнанных демократических стандартов в деятельность отечественных СМИ, другие аспекты либерализации информационной сферы, имеющие приоритетное значение в процессе демократизации и модернизации страны. Как было отмечено в работе Форума, с первых дней независимости в стране принимаются поэтапные и последовательные комплексные меры по демократическому реформированию информационной сферы, обеспечению свободы слова и информации.

Первое. Формирование и развитие правового поля для обеспечения информационной свободы граждан, свободной деятельности журналистов, доступа к информации, безусловной реализации прав свободы слова и свободы выбора, эффективного функционирования информационной сферы, динамичное и свободное развитие СМИ.
Конституционно закреплены принципы свободы СМИ, запрет цензуры и монополизации информации, права СМИ на получение, обработку и распространение информации. Сформирована значительная законодательная база для реализации свободы слова и СМИ. Закреплены требования, предусматривающие возможность приостановления деятельности СМИ только в судебном порядке, созданы необходимые условия для формирования и развития в информационной сфере общественных, негосударственных институтов и структур, обеспечения надежных гарантий и защиты профессиональной деятельности журналиста, самостоятельности и независимости СМИ, внедрения в информационную сферу рыночных механизмов и многое другое.

Только за последнее десятилетие принято более 10 законов, регулирующих деятельность СМИ: «О средствах массовой информации» (в новой редакции), «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста» и другие. В законодательство Узбекистана имплементированы положения международных правовых актов о свободе выражения мнений, в частности, статьи 19 Всеобщей декларации прав человека и Международный Пакт о гражданских и политических правах.

Созданная законодательная база обеспечивает надежную гарантию независимого и свободного развития СМИ. Если в 1991 году в Узбекистане действовали 395 СМИ, то сегодня в стране осуществляют свою деятельность 1367 печатных и электронных СМИ, из них 1015 печатные. Только за последние десять лет число независимых печатных СМИ возросло более чем в 2,5 раза, что составляет порядка 62% всех печатных СМИ, а электронные СМИ возросли в — 7 раз. Причем, около 54% всех теле- и 87% радиоканалов являются негосударственными. Вместе с тем функционируют около 300 веб-сайтов, зарегистрированных как СМИ. Средства массовой информации представлены на более чем 10 языках народов и этносов, населяющих Узбекистан.

Второе. Реализованы масштабные институциональные реформы, обеспечившие свободной функционирование информационной сферы, развитие гражданских институтов в этой сфере.
В поддержке процесса формирования в стране независимых, самодостаточных, отвечающих современным демократическим требованиям и стандартам СМИ, укреплении их материально- технической базы и кадрового потенциала важную роль играют такие гражданские институты как: Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при парламенте страны; Фонд независимых печатных СМИ; Творческий союз журналистов и другие.

В целом данными институтами для поддержки гражданских институтов, в том числе СМИ, в течение 2008-2012 годов выделено более 27 млрд. сумов. Из них более 7 млрд. для поддержки независимых СМИ.

Третье. Во многом решающее значение в системе мер, направленных на повышение уровня и качества информационной деятельности, имело совершенствование национальной системы подготовки и переподготовки кадров с учетом опыта передовых стран.
В Узбекистане принята и последовательно реализуется соответствующая Государственная программа по подготовке и переподготовке кадров в сфере средств массовой информации, предусматривающая меры по совершенствованию учебного процесса, подготовке журналистов в профильных факультетах ВУЗов страны, с учетом современных требований информационной сферы, их специализации. Ежегодно в стране готовятся более 300 бакалавров и около 120 магистров в сфере журналистики.

Четвертое. Обеспечены гарантии и определены принципы доступа к источникам информации, реализуются мероприятия по увеличению и улучшению национальных информационных ресурсов.
Особое внимание в Узбекистане уделяется таким вопросам, как дальнейшее углубление внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу министерств и ведомств, местных органов государственной власти, обеспечение увеличения информационных ресурсов в сети Интернет, широкое налаживание оборота электронной документации.

Для обеспечения прозрачности, транспарентности, своевременного и полноценного информирования населения о деятельности органов государственной власти и управления все государственные органы имеют собственные веб-сайты. В доменной зоне «Uz» число веб-сайтов с 587 в 2002 году возросло сегодня до 17 тыс., более 1000 хозяйствующих субъектов оказывают услуги доступа к сети Интернет, свыше 12 млн. человек пользуются сетью Интернет, то есть около 276 пользователя приходится на 1000 человек.

Но вместе с тем, сама жизнь диктует последовательное и решительное продолжение начатых реформ по дальнейшему развитию гражданского общества, их дальнейшее углубление для достижения высоких рубежей, не уступающих уровню самых развитых стран.
Принятая в стране Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества дала новый импульс дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления, укреплению независимости, экономической самостоятельности СМИ, внедрению в информационную сферу рыночных механизмов, современных ИКТ.

Первое. В целях последовательной реализации положений Концепции в области обеспечения свободы слова и информации, открытости деятельности органов государственной власти и управления, проводимой в стране политики реформ, усиления роли СМИ, институтов гражданского общества в информировании населения о принимаемых государственными органами решениях, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан 20 марта т.г. принято соответствующее распоряжение Президента Республики Узбекистан по проведению правового эксперимента по апробации проекта Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» в двух субъектах республики в Самаркандской и Бухарской областях.

Как отмечалось на мероприятии, проведение правового эксперимента по апробации законопроекта открывает новые возможности для его дальнейшего совершенствования, практической отработки положений законопроекта, усиления роли и значения СМИ, институтов гражданского общества в информировании населения о деятельности государственных органов по решению важнейших социально-экономических, общественно-политических проблем.

Члены рабочей группы по проведению правового эксперимента по апробации законопроекта, принимавшие участие в работе Форума говорили о ходе правового эксперимента, осуществляемых мероприятиях и достигнутых результатах. В частности, было отмечено, что наглядным примером эффективности проводимых мероприятий, возросшего доверия граждан к органам государственной власти и управления является существенный рост устных и письменных запросов пользователей информацией. Представители ННО, граждане в целях получения информации о деятельности органов государственной власти и управления активно участвуют в открытых коллегиальных заседаниях данных государственных органов. Активизировались выступления представителей местных органов власти и управления в СМИ. Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в стране продолжается активная работа по созданию эффективного правового механизма, направленного на совершенствование процедур взаимодействия институтов гражданского общества и СМИ с государственными органами, а также усилению общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления. Дальнейшее углубление реформ в данном направлении будет способствовать более полной реализации конституционных прав граждан на свободу слова, а также укреплению места и роли СМИ в системе институтов гражданского общества, что является необходимым условием обеспечения прозрачности, гласности и эффективности деятельности государственных органов.

Второе. На сегодняшний день актуальной задачей является соблюдение правовых и этических норм со стороны журналистов в условиях демократических обновлений, которое способствует эффективному исполнению представителями СМИ своих профессиональных обязанностей в обществе. Так как, этические нормы регулируют действие журналистов в соответствие с определенными профессиональными стандартами и предотвращают возможность ущемления прав и интересов другой стороны.

Участники Форума сошлись во мнении, что СМИ — это трибуна общества. Вместе с тем плюрализм мнений подразумевает не только возможность свободно высказывать свои суждения, но и ответственность за достоверность информации, сохранение стабильности в обществе.

Как было отмечено экспертами, в ходе правового эксперимента предстоит апробировать не только ту часть общественных отношений, которая непосредственно регулируется правовыми нормами, но и те отношения, которые регулируются неписанными правилами, основанными на принципах саморегулирования сферы профессиональной деятельности журналистов — кодексах профессиональной этики, принципах взаимного доверия и др. Другими словами СМИ, профессиональное сообщество журналистов должно выработать на ряду с принимаемыми новыми правовыми нормами, собственные, основанные на демократических принципах и соответствующие национальной культуре «неписанные» механизмы принятия ответственности перед обществом за качество своей работы в условиях современного информационного рынка.

Особо подчеркивалось, что при оценке деятельности национальных СМИ важно учитывать общепринятый в продвинутых странах фактор ответственности журналиста, требования журналистской этики. Вместе с тем, в ходе мероприятия был поднят вопрос об этических аспектах журналистской деятельности во время избирательной кампании. Как отмечалось от средств массовой информации во время избирательной кампании требуется содействие соответствующим субъектам выборов в создании атмосферы гласности и открытости, распространении любой открытой информации, связанной с ними, с учетом критериев оперативности, адекватности, равенства и объективности. Именно этот критерий является определяющим в деятельности средств массовой информации в процессе выборов.

Эксперты сферы отметили, что наряду с нормами законодательства о выборах, регулирующих участие журналистов в избирательном процессе, есть и неписанные правила, которые необходимо учитывать на практике. Многие из них приобретают особую актуальность во время предвыборной кампании. Таким образом, все этические вопросы участия СМИ в выборах в конечном итоге определяются уровнем профессионального мастерства журналиста.

Учитывая возникающих этических вопросов в деятельности журналистов, на мероприятии прозвучали предложения по разработке и принятию на нынешнем этапе либерализации СМИ единого универсального Кодекса профессиональной этики журналиста в новой редакции, который должен включать в себе специфические аспекты печатной, теле-, радио и интернет журналистики.

Третье. На сегодняшний день в процессе демократизации и других общественно-политических преобразований средствам массовой информации приписываются довольно значительные роль и влияние. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что, во-первых, растет уровень правовой культуры и правосознания населения, во-вторых, значительно возрос уровень позитивного восприятия и реагирования государственных органов на критические материалы, которые оказывают позитивное влияние на решение конкретных социально-экономических вопросов на местах. Этому способствовало и задачи поставленные перед работниками СМИ и госорганов, изложенных в многочисленных выступлениях Президента страны. В частности, в них отмечаются, что в нынешнее стремительно меняющееся время в неизмеримой степени расширяются масштабы медиа-пространства, усиливается влияние средств массовой информации на жизнь человека и общества. Очевидно, что сегодня они служат не только средством донесения до людей информации, ознакомления с новостями и изменениями, в то же время информационно-коммуникационный сектор на деле становится одной из ведущих, динамично развивающихся, самых современных производственных отраслей, основой и мощным импульсом для развития и роста материальной, социальной и духовной сфер.

В этой связи, в стране реализуются комплексные меры по повышению профессионального, идейного и художественного уровня материалов независимых СМИ, их широкому вовлечению в процессы повышения правовой и политической культуры, правосознания населения, формирования гармонично развитой, самостоятельно мыслящей, имеющей собственную жизненную позицию и твердые убеждения молодежи. В условиях глобализации, формирования информационного общества, необходимо усилить последовательную работу по коренному преобразованию системы переподготовки журналистов, особенно молодых, привлечения к процессу их обучения проявивших свой опыт и мастерство признанных профессионалов и использования передовых педагогических технологий.

При этом особое внимание надо уделять вопросам их дальнейшей специализации с тем, чтобы они смогли публиковать глубокие информационно-аналитические материалы по отдельным специфическим направлениям реформирования государственного и общественного строительства в стране. По мнению участников третьего Национального форума, в целом нынешний этап демократических реформ в Узбекистане, современные реалии и тенденции показывают, что проводимые комплексные меры по реформированию информационной сферы и обеспечению свободы слова и информации базируется на принципах поэтапного, эволюционного реформирования, имеют глубокую и детальную увязку с реальным состоянием дел в данной сфере и высокую общественную значимость.

По итогам третьего Национального форума «Пресса Узбекистана», проведено награждение победителей республиканского конкурса «Эътироф-2013», который направлен стимулированию журналистов в подготовке оперативных, объективных и подготовленных на высоком профессиональном уровне материалов, совершенствованию дизайна и контента печатных изданий, освещению процессов обновления общества и повышению профессиональной квалификации журналистов. Данный конкурс организован Общественным фондом поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана и Узбекским агентством по печати и информации. Данный конкурс организован Общественным фондом поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана и Узбекским агентством по печати и информации.

Orphus system