Методы использования мультимедиа при самостоятельном обучении
20 ноября 2013
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Инесса Морхова.

Использование мультимедиа-технологий может существенно видоизменить самостоятельную учебную работу, повышая ее эффективность. Во время обучения необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы, потребность в использовании современных мультимедиа-ресурсов, большинство из которых публикуется в сети Интернет.

Для этого студент должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Именно поэтому в системе высшего образования важна организация эффективной самостоятельной работы.

Поскольку многообразие существующих классификаций видов самостоятельной деятельности обучающихся достаточно велико, рассмотрим лишь классификацию по уровню познавательной самостоятельности учащихся.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу
Работы этого типа выполняются на основе образца, в качестве которого могут быть использованы различные мультимедиа-ресурсы. Познавательная самостоятельная деятельность учащихся проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в закреплении способов выполнения заданий, формировании умений и навыков, их прочному закреплению, создании основы для выполнения заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Подобные работы могут быть заданы в форме самостоятельной работы с подобранными учителем мультимедиа-ресурсами, конспектом занятий по отбору и систематизации учебного мультимедиа-материала.

Эвристические и творческие (исследовательские) самостоятельные работы
Самостоятельную работу последних двух типов рекомендуется проводить в форме проектов.

Одним из наиболее распространенных подходов к реализации самостоятельного обучения, основанном на широкомасштабном использовании мультимедиа-информации, являются комплексные кейс-технологии. Такие технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в специальной форме (форме кейса). При этом существенная роль отводится традиционным классно-урочным занятиям. При этом часто акцент делается на активную работу учащихся в составе групп со специально подготовленными педагогами.

Подобные технологии используют компьютерные сети и опубликованные в них мультимедиа-ресурсы для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения учащихся учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования учебных заведений. Важным достоинством используемых для этого мультимедиа-технологий является возможность более оперативного руководства учащимися, их воспитания в процессе общения с учителем и классом.

В целом, внедрение кейс-технологии в учебный процесс представляет собой удобный способ перехода к большему объему самостоятельного обучения учащихся, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения в профессиональном колледже.

Особенностью мультимедиа-материалов, используемых в самостоятельном обучении в рамках описываемых методов, являются:
• полнота и целостность системно организованного комплекта мультимедиа-материалов, позволяющих учащимся самостоятельно полноценно изучать дисциплину в условиях возможного сокращения очных контактов с учителем и отрыва от традиционных школьных библиотек;
• существенная интерактивность всех мультимедиа-ресурсов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу учащихся;
• возможная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для профильного обучения).

Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, используемые в учебном процессе.

Существующие дисциплины профессионального колледжа ставят перед собой задачу не только сообщить учащимся определенную информацию и научить действовать в определенных, наиболее часто встречающихся ситуациях, но и привить заинтересованность к углубленному или самостоятельному изучению предмета. Эта заинтересованность является одной из форм проявления повышения познавательной активности учащихся. Совершенно очевидно, что ее повышение способствует более глубокому изучению дисциплин. Таким образом, повышение познавательной активности на уроках представляет собой положительную во всех отношениях тенденцию. Внедрение же в повседневную практику дидактических игр с использованием мультимедиа-ресурсов активно способствует этому.

Многие игры несут в себе элемент познания. В каких-то играх это проявляется сильнее, в каких-то менее сильно. Существует целый ряд игр, направленный на развитие внимания, интеллекта, на передачу новой информации. Как и всякий интеллектуальный труд, учеба достаточно быстро вызывает утомление, снижение концентрации внимания и способности к восприятию информации. Механическое заучивание материала, зубрежка, нередко практикуемые в школах, вызывают утомление, неприятие учебы, а со временем могут вызвать реакцию отторжения.

При этом существует достаточно простой, не требующий больших трудозатрат способ сделать процесс приобретения знаний интересным. Это, так называемая, дидактическая игра. Во время игры учащийся незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными. Существуют дидактические игры, реализация которых без использования мультимедиа-технологий становится невозможной.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является ее финалом, придавая ей логическую завершенность. Подведение итогов игры производится сразу после ее окончания. Это может быть подсчет очков; выявление учащихся, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Отдельно может быть подведен итог эффективности использования ресурсов и технологий мультимедиа при подготовке игры и при ее проведении. Результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний или в их применении.

Помимо использования уже готовых дидактических игр, педагогам необходимо самостоятельно конструировать игры, грамотно подбирать задания к ним, умело использовать при этом мультимедиа. Целесообразно выделить несколько этапов подготовки и проведения дидактической игры, основанной на использовании мультимедиа-ресурсов. В их числе:
• замысел;
• организация;
• проведение;
• анализ.

Первый, самый сложный и ответственный этап дидактической игры — замысел, включающий в себя следующие составляющие:
• выбор аудитории;
• определение темы урока;
• определение типа урока;
• определение временных рамок;
• выбор форм и видов игры.

Выбор аудитории, в которой будет проведена игра, определяется его особенностями (профилем, работоспособностью, организованностью и др.). При этом следует учитывать не только проблему поднятия у учащихся интереса к предмету, но и решение основных учебных и воспитательных задач в условиях использования мультимедиа-технологий.

Дидактические игры с использованием мультимедиа-технологий применимы ко всем типам уроков. Интересно влияние типа урока на выбор конкретной игры. Для успешной реализации игры учителю необходимо иметь определенный опыт работы с разными дидактическими играми. Дидактическая игра может быть проведена на уроке повторения, обобщения полученных знаний, закрепления навыков решения задач, в качестве подготовки к контрольной работе или как собственно контрольная работа.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте