«Башкирэнерго» 4 года спустя
14 декабря 2013
Рубрика: Интервью.
Автор: .

pol_14_12_2013

«Когда в 2007 году руководством ОАО «Башкирэнерго» было принято решение о модернизации Центрального диспетчерского пункта Республиканского диспетчерского управления ОАО «Башкирэнерго», был начат поиск интеграторов для этого проекта. Это было месяца за два до того, как были окончательно сформированы технические условия.

Как только мы озвучивали кандидатам сроки, все говорили, что это нереально для реализации такого глобального проекта. Единственная компания, которая сказала «да, сроки напряженные, но реальные», была «Полимедиа». И действительно, после семи месяцев совместной напряженной работы объект был принят в промышленную эксплуатацию», — рассказывает Андрей Апеев, заместитель директора по IT Филиала ОАО «СО ЕЭС» Башкирское РДУ.

Несмотря на то, что проект был реализован еще в 2008 году, ЦДП до сих пор остается одним из крупнейших и современных по уровню технического оснащения и программного обеспечения диспетчерских пунктов в электроэнергетике России.

Модернизацию ЦДП, тогда еще «Башкирэнерго», провела международная команда под руководством российского системного интегратора Polymedia при сотрудничестве со Всероссийским научно-исследовательским институтом электроэнергетики ВНИИЭ и японскими инженерами из Mitsubishi Eleсtriс, что стало по-настоящему уникальным проектом для российского энергетического рынка.

pol_14_12_2013_1

— Андрей Ахметгареевич, расскажите, что получил ЦДП по итогам модернизации?
— В составе проекта были установлены две видеостены — большая из 32 видеокубов на ЦДП и малая из шести видеокубов в Тренажерном комплексе. Мы перешли к новой технологии отображения информации оперативного и режимного характера для принятия диспетчерами быстрых и правильных решений при управлении энергосистемой Республики Башкортостан. Видеостена ЦДП размером 11 х 4 метра с суммарным разрешением 11 200 х 4200 позволила полностью отобразить энергосистему республики — более 400 энергообъектов 500–220–110 кВ, 62 из которых могут отображаться детализированно. Сейчас видеостена отображает и коммутационную схему энергосистемы РБ, на основании которой выполнялся топологический анализ состояния основного оборудования. Видеостена ЦДП эксплуатируется в режиме 24/7 и имеет возможность отображения всех поступающих в диспетчерский центр параметров электроэнергетического режима, а также необходимых дорасчетных параметров, формируемых оперативно-информационным комплексом. Тренажерный комплекс используется в рабочее время для подготовки диспетчерского персонала, проведения тренировок, а также в качестве резервного диспетчерского пункта.

— Приходилось ли обновлять оборудование видеостены?
— Конфигурация и состав аппаратной части систем видеоотображения были рассчитаны на перспективу 5–7 лет. Кроме ежегодной замены модулей ламп видеокубов, что является регламентной работой по замене расходных материалов, проводились работы по чистке видеокубов от пыли и корректировке геометрии выводимого изображения. Критических отказов, при которых невозможно эксплуатировать видеостены, не было. Все текущие проблемы своевременно устранялись специалистами Башкирского РДУ и Polymedia.

— Во время торжественной церемонии открытия главный инженер ОАО «Башкирэнерго» Ришат Амирханов официально заявил, что по уровню технического обеспечения щит республиканского ЦДП является самым новаторским в России. Так ли это и по сей день?
— Несмотря на стремительно развивающиеся технологии отображения, этот проект считался инновационным вплоть до середины 2012 года. Но даже сейчас, спустя четыре года, мы все еще продолжаем обнаруживать интересные детали системы, заложенные интегратором в проект. Например, мы только сейчас в полном объеме начали использовать систему видеозаписи. До этого она воспринималась скорее как инновационная игрушка, а оказалась очень полезным инструментом. Записей только телефонных переговоров иногда не хватает для полного понимания логики действий диспетчеров, необходимо слышать переговоры между ними, видеть то, что они видят на видеостене в определенный момент времени. Так мы можем узнать, каким образом принимались те или иные решения диспетчером при ликвидации аварий в энергосистеме РБ.

pol_14_12_2013_2

Комментарий от технического директора Polymedia Игоря Ишеева:
— За время нашей технической поддержки данного комплекса не произошло ни одного критического сбоя в работе оборудования. Самой серьезной проблемой, которую пришлось исправлять, можно назвать сбой в работе основного видеоконтроллера, при этом видеостена работала на резервном. При необходимости служба поддержки оперативно выезжала на объект. Кроме того, на ЦДП изначально были установлены два контроллера, которые гарантированно предотвращали любые возможные проблемы с выводом изображения.

— Как планируете модернизироваться в будущем?
— Системный оператор ЕЭС до 2016 года определил для себя, какие программные и аппаратные нововведения позволят обеспечить надежное управление работой единой энергосистемы России, в том числе и надежное электроснабжение республики. Эксплуатируемый ЦДП этим требованиям удовлетворяет, поэтому можно отметить, что проект был сделан с учетом перспективы и замена оборудования пока не планируется. В будущем, при возможной реконструкции, мы хотели бы использовать именно видеокубы со светодиодными источниками света, а не какие-либо другие средства отображения, поскольку первые изначально разрабатывались под отображение информации для диспетчера, отображение статической схемы с элементами динамического отображения. Остальные технологии разрабатывались для отображения динамического медиаконтента.

— Какой совет вы могли бы дать вашим коллегам, которые только приступают к проектам реконструкции диспетчерских центров?
— Главное — сформировать грамотное техническое задание, учитывая существующий уровень выпускаемого оборудования, и организовать тесное взаимодействие с подрядчиком на всех этапах работы от проектирования до ввода в эксплуатацию. Работу со своим генеральным подрядчиком мы вели довольно плотно, и, думаю, от этого проекта извлекли огромный опыт обе наши организации. Могу теперь сказать совершенно твердо, что если затеваете такой глобальный проект, то ваш подрядчик должен быть сотворцом, а не исполнителем вашей воли. Мы начали совместную работу сразу после заключения договора, оперативно и качественно решали вопросы, не замалчивали возможные проблемы, а выдвигали их на рассмотрение, и знали, что наш подрядчик всегда даст ответ на вопрос «Почему именно здесь мы применили именно это решение?».

Беседовала Елена Винокурцева

Проект «Башкирэнерго»

В октябре 2008 г. завершился масштабный проект по реконструкции центрального диспетчерского пункта (ЦДП) ОАО «Башкирэнерго», в котором компания Polymedia выступила генеральным подрядчиком. Работы по реконструкции включали в себя ремонт и оснащение двух объектов ОАО «Башкирэнерго»:
• тренажерного комплекса (ТК) РДУ ОАО «Башкирэнерго», который был оснащен видеостеной из 6 проекционных модулей Mitsubishi с диагональю 67 дюймов в конфигурации 3 х 2. Общее разрешение 4200 х 2100;
• центрального диспетчерского пункта (ЦДП). Пункт был оснащен системой коллективного отображения информации, состоящей из 32 проекционных модулей Mitsubishi c диагональю 67 дюймов, тыльного обслуживания в конфигурации 8 х 4. Общее разрешение видеостены 11 200 х 4200 пикселей. Для улучшения обзора экран видеостены был установлен по дуге (видеостена из 32 кубов).

pol_14_12_2013_3

В конце октября в столице Башкортостана состоялось торжественное открытие обновленного Центрального диспетчерского пункта (ЦДП) РДУ ОАО «Башкирэнерго», реконструкция которого осуществлялась генеральным подрядчиком проекта — группой компаний Polymedia совместно с сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института электроэнергетики (ВНИИЭ) и рядом московских и уфимских компаний. По уровню технического оснащения и программного обеспечения ЦДП РДУ ОАО «Башкирэнерго» стал самым большим и современным диспетчерским пунктом в электроэнергетике России.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте