Новые технологии в преподавании английского языка
18 декабря 2013
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Инесса Морхова, Мухиддин Мухторов.

english_18_12_2013

Известно, что в последние годы по всему миру последовательно растет роль образования, которое стало одним из главных факторов перехода на качественно новый уровень не только экономики, но и жизни общества в целом. Роль образования постоянно растет совместно с ростом влияния человеческого капитала. Образовательная инфраструктура является одним из главнейших факторов развития любой страны. Образование переросло в отдельную сферу организации и управления социально-экономическими процессами в масштабе страны.

Именно поэтому реформа образования в Республике Узбекистан была объявлена приоритетным направлением развития в первые же годы независимости.

По инициативе и непосредственной поддержке Президента нашей страны Ислама Каримова внедрена в жизнь новая система образования, отражающая в себе многовековые национальные, общечеловеческие ценности и передовой мировой опыт в этой области.

Принятием в 1997 году Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров, которая является уникальным по своему масштабу, совершенству и поставленным целям, начался новый этап глубоких преобразований в системе образования и подготовки кадров. Данными нормативно-правовыми документами внедрена в жизнь современная система непрерывного образования, включающая в себя следующие виды образования: дошкольное образование; общее среднее образование; среднее специальное, профессиональное образование; высшее образование; послевузовское образование; повышение квалификации и переподготовка кадров; внешкольное образование.

Нынешний Узбекистан — это культурно-научный центр, который имеет образовательные учреждения с высоким научным потенциалом и высококвалифицированными кадрами, возможностями осуществления передовых исследований на всех этапах образования. За короткий исторический период Узбекистан добился во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в области реформирования системы образования, огромного успеха, получившего всемирное признание.

Проходившая 16–17 февраля текущего года в городе Ташкенте международная конференция на тему «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» еще раз продемонстрировала признание со стороны мирового сообщества положительных результатов по глубокому и всестороннему реформированию системы образования нашего государства. По словам иностранных экспертов, успехи Узбекистана, достигнутые в результате передовых реформ в сфере государственного и общественного строительства, а также в сфере образования, являются весомыми, профессиональный уровень и квалификация специалистов обеспечили возможность повысить престиж государства в мировом сообществе и его инвестиционную привлекательность.

Действительно, можно сказать, что успехи, достигнутые Узбекистаном в системе образования, открывают перед нами все новые и более широкие просторы. С этой точки зрения прекрасно рассмотрены перспективы дальнейшего развития системы образования Узбекистана, также разумное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что является важным фактором дальнейшего повышения качества образования.

Из 9769 общеобразовательных школ, действующих в республике, в настоящее время более чем 9400 школ, или 96% от их общего числа, подключены к электронной информационной системе ZiyoNET, 7316 школ, или 75,5%, оснащены современными компьютерными классами.

Кроме того, для учителей общеобразовательных школ были организованы трехэтапные семинары-тренинги по темам «Компьютерная грамотность», «Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе урока», а также «Методология разработки мультимедийных приложений по общеобразовательным предметам», которыми в целом по республике было охвачено 63 860 педагогических работников.

Проблемы компьютерного обучения (КО) исследуются в рамках самостоятельного раздела методики — компьютерной лингводидактики, изучающей проблемы теории и практики использования компьютеров в обучении языку. Термин «Компьютерная лингводидактика» был предложен в 1991 г. К. Р. Пиотровской.

Компьютерная лингводидактика является междисциплинарной областью знания и тесно взаимодействует с развитием ИТ, прикладной и математической лингвистикой, разработками в области искусственного интеллекта, дизайна компьютерных программ, исследований взаимодействия «человек — компьютер», теорией и практикой компьютерного обучения в целом. Эта дисциплина сформировалась в качестве самостоятельного направления в преподавании языков с конца 80-х годов XX века и в ней получили развитие три направления исследований: 1) разработка теоретических аспектов использования компьютеров в обучении языку (методологические проблемы компьютерной лингводидактики, типология компьютерных учебных материалов, оценка эффективности компьютерных средств обучения и др.); 2) экспериментальная работа по созданию и использованию в учебном процессе компьютерных материалов для различных целей, этапов и профилей обучения языку; 3) пути интеграции КО в общий процесс обучения языку.

Для определения области теории и практики использования компьютеров в обучении языку с середины 80-х годов прошлого века стали использоваться специальные термины, в том числе: «Computer Assisted Language Learning» (CALL) — изучение языка с использованием компьютера и «Computer Aided Language Inst-ruction» (CALI) — обучение языку с использованием компьютера. В наши дни в связи с широким распространением компьютерных технологий можно встретить также термин «Information and Communication Technologies» — «информационно-коммуникационные технологии». В то же время термин CALL — Computer Assisted Language Learning — сохраняет свое значение в качестве обобщающего термина для обозначения всего комплекса теоретических и прикладных проблем, связанных с компьютерным обучением языку.

Компьютерные учебные программы для изучающих иностранные языки выпускаются в виде электронных учебников, характерными особенностями которых являются: а) наличие программного модуля (видеофрагменты, озвученные диалоги, словарь, грамматический комментарий), тренировочного модуля (набора упражнений языкового и речевого характера), модуля записи и воспроизведения речи; б) представление учебного материала в зрительной и звуковой форме; в) организация материала в виде гипертекста, что позволяет быстро переходить от одного раздела пособия к другому, осуществлять поиск информации; г) возможность при выполнении контрольных заданий сравнивать свой ответ с эталоном, хранящимся в банке данных, и получать оценку за свой ответ. В некоторых курсах есть интернет-поддержка в виде дополнительных учебных материалов, методических рекомендаций, доступ к которым осуществляется через компьютерные сети.

В настоящее время получили распространение следующие виды компьютерных учебных программ: посвященные овладению отдельными разделами системы языка, формированию речевых умений, контрольные программы, оценивающие уровень владения языком, социокультурные программы, знакомящие с культурой страны изучаемого языка.

К сожалению, еще не существует достаточного количества программ, обучающих речевому общению. В то же время в программах последних лет в учебных учреждениях Узбекистана все чаще стали применяться системы мультимедиа, синтезирующие звук, видеоизображение и текст, что позволяет с максимальной эффективностью использовать все виды и средства наглядности в рамках компьютерного учебного курса.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте