Startup Mix, встреча №4

star_4_02_2014_12

Четвертая встреча проекта Startup Mix, несмотря на резкое похолодание и ухудшившиеся дорожные условия, собрала не меньшее, чем обычно, число заинтересованных лиц. Было так же интересно, живо и с активными обсуждениями.

Пойдя навстречу пожеланиям слушателей, уменьшили количество презентаций и добавили перерыв. Как всегда, мероприятие делилось на три секции: выступления стартапов, далее — презентации экспертов и затем — учебный семинар. Стартапы представляли Темур Темириков и Станислав Серенков. Опытом по созданию и успешному продвижению собственных проектов делились Леонид Ибрагимов и Фарход Файзуллаев, в третьей секции выступали Евгений Скляревский и Алишер Юсупов. Обо всем по порядку.

Темур Темириков, компания Smart Home Uzbekistan, представил проект Smart Display.

star_4_02_2014

Интерактивная и централизованно управляемая система помогает решить множество задач:
Корпоративное телевидение — заменяет наскучившие и неэффективные доски объявлений и помогает персонализированно общаться с сотрудниками (поздравления, мотивационные моменты, достижения компании).

Рекламная платформа: для супермаркетов, банков, магазинов — везде, где используются ТВ-мониторы для трансляции рекламных сообщений. Если в компании уже установлены рекламные мониторы, то Smart Display избавит от необходимости бегать с флешкой, заменяя рекламные сообщения на каждом мониторе отдельно.

Умное программное обеспечение позволяет «вычислить» пол и возраст человека, который смотрит на экран, и транслировать сообщения именно для этого покупателя. Так, если, проходя мимо, на экран взглянули 5 человек, 4 из которых мужчины, реклама станет «мужской». В аудитории сразу же вспомнили аналогичные системы, замеченные в зарубежных поездках, когда подобные рекламные стенды установлены на тротуарах и, на подходе к стенду, система определяет пол и возраст пешехода и выбирает рекламный ролик, подходящий именно для него.

Инструмент управления очередями — также будет полезен для сферы услуг. Кроме трансляции рекламных сообщений для скучающих в очереди людей, система может вести подсчет количества покупателей и предоставить детальную аналитику.

Компания предлагает risk-free вариант для тех, кто хочет проверить возможную эффективность работы Smart Display для собственных нужд: вам могут установить систему на 15-дневный бесплатный тестовый период. В зависимости от целей установки Smart Display есть несколько тарифных планов. И еще несколько вариантов применения Smart Display:

star_4_02_2014_1

Станислав Серенков, руководитель компании Splendid Idea, известной по проекту Presseller.com представил проект каталога Optio.uz. Целью выступления стало получение отзывов и комментариев от экспертов, присутствующих в аудитории. Сайт пока в разработке и планируется к запуску в марте-апреле этого года.

star_4_02_2014_2

По словам Станислава, уникальным отличием проекта от уже работающих на рынке конкурентов и дополнительным преимуществом для покупателей станет ориентация на конкретный товар или услугу, а не на продавца. То есть, что-то наподобие Яндекс Маркета, когда вы ищете товар, и к нему сразу показываются полное описание, качественные фото, приведены отзывы других покупателей, обзоры экспертов, и точки реализации товара (продавцы). Заполнение качественным контентом разработчики берут на себя, продавцу остается только вбивать цены и следить за их актуальностью. В перспективе планируется внедрение онлайн-оплаты и полное оформление сделок через сайт. В плане услуг концепция проекта направлена на социальную составляющую: на первом этапе будут подключены медицинское направление (мед. услуги, аптеки), юридические услуги и т.п.

Проект вызвал бурное обсуждение со стороны слушателей, отметивших, что развитию интернет-коммерции препятствует несколько факторов (организационных, юридических, финансовых, даже банальной лени/нехватки времени у производителей следить за своим каталогом), и, судя по презентации, проект не решает всех вопросов и, возможно, разработчики не видят многих «подводных камней» этого бизнеса. Прозвучало предложение найти хорошего бизнес-консультанта и заняться не только программной частью проекта, но, самое главное — его аналитическим обоснованием. Отметили, что большие бюджеты уйдут на «соревнование» с лидерами этого сегмента рынка (Glotr.uz, Torg.uz, и, в перспективе, Яндекс Маркет, который когда-нибудь да придет на наш рынок).

Леонид Ибрагимов, OrexCA.com, Отпуск.уз, удивил аудиторию и, вместо заявленной темы: «Выездной туризм. Инструменты IT-технологий в сфере туризма» выступил с презентацией «Как создаются бренды на Востоке», рассказав об успешном развитии проекта Отпуск.уз.

star_4_02_2014_3

Сейчас Отпуск.уз — это:
• 7 лет успешно функционирующий бизнес проект;
• 2 000 уникальных посетителей сайта в сутки;
• Внедрен и работает стандарт ISO 9001:2008;
• Тысячи клиентов. Сотни лояльных;
• Десятки проверенных партнеров по всему миру;
• Бренд защищен рядом патентов;
• Бизнес работает без участия и надзора владельцев.

Среди сотен туристических компаний, работающих в Узбекистане, команде Отпуск.уз удалось найти свою нишу. Сейчас самыми прибыльными направлениями для компании являются организация санаторно-курортного отдыха по Узбекистану и продажа путевок в детские оздоровительные лагеря.

И, в финале презентации, главный сюрприз от докладчика — бренд Отпуск. уз продается! Но, обращаем внимание потенциальных покупателей, продается не сайт, не офис, не сотрудники и не клиентская база. Продается бизнес-проект/инструмент, который обязательно помогут настроить и «запустить» на новом месте с новыми владельцами. Стоимость сделки озвучена не была, так как многое зависит от периода «консультационной поддержки», которая будет необходима новым владельцам.

На закономерный вопрос о причине продажи и «уходит ли Леонид с коллегами из бизнеса», ответили, что команда Отпуск. уз будет развивать въездной туризм (проект OrexCA.com), и сейчас большая работа идет над уникальным проектом «конструктор туров по Узбекистану» для зарубежных туристов.

Отвечая на вопрос о самой эффективной для туристического бизнеса рекламе в Интернете Леонид ответил, что в случае с Отпуск. уз и OrexCA.com 99% клиентов приходят через поисковые системы, именно поэтому они были одними из первых в Центральной Азии тур.компаний, в штате которых работали сео-оптимизаторы, программисты и контентщики. Неплохой эффект приносила реклама на Facebook и Torg.uz.

Кроме того, аудитория обсудила перспективы развития в Узбекистане так называемого «самостоятельного туризма» , так распространенного за рубежом, когда клиент сам планирует свой отдых и бронирует гостиницу/туры/экскурсии онлайн. Леонид Ибрагимов отметил, что да, такая тенденция намечается и здесь, но только среди «продвинутых» и часто путешествующих туристов, которые не боятся брать ответственность на себя. Большинству же клиентов компании удобнее, привычнее и надежнее заключать договора с туристической компанией здесь, на месте, лишая себя тем самым всех организационных проблем и форс-мажоров.

Один из самых интересных докладов был у Фархода Файзуллаева, руководителя компании Simple Networking Solutions (владельцы социальной сети Muloqot.uz). Фарход рассказал об «особенности ведения контентных проектов на узбекском языке» на примере популярного сайта Daryo.uz. Популярного, потому что сегодня проект действительно можно назвать успешным — за последние 30 дней сайт посетило 80 тыс. уникальных пользователей, и 62% пользователей заходят на сайт напрямую, набирая его адрес в строке браузера, что, как известно, большая удача для любого СМИ.

star_4_02_2014_4

Проекту ровно год, сайт открылся в январе 2013 года. Историю развития сайта и эксперименты с подачей контента можно поделить на 4 этапа:

1-й этап: январь-май 2013 года. Не имея опыта в ведении онлайн-СМИ, создатели сайта наняли 3-х фрилансеров, работающих над проектом удаленно. Это оказалось неэффективным, так как основное место работы отбирало у журналистов много времени и статьи в итоге получались некачественными, и в недостаточном для сайта количестве (6-8/день). Всплеск посещаемости пришелся на май, когда в Ташкенте произошло землетрясение и одновременно вышла новая модель Lacetti.

star_4_02_2014_5

2-й этап: отказались от работы удаленно, наняли троих человек в офис. Стали появляться авторские материалы: интервью с докторами (как спасаться от жары), с инструктором по вождению (как научиться водить), репортажи с мест, как правильно просыпаться. Кол-во статей: 5—7 материалов/ день (рерайт + 1 авторский материал). Пик посещаемости: объявление результатов экзаменов.

star_4_02_2014_6

3- этап: Решили полностью перейти на рерайт. Выявлены три принципа написания материалов, которые больше всего нравятся аудитории проекта: кратко, ясно, минимум воды, большая картинка. Всего один грамотно пишущий человек успевает написать (перевести) 16—18 заметок в день/

star_4_02_2014_7

4-й этап (сейчас): определились с форматом, пишут 2 сотрудника: 1 удаленно, 1 в офисе. Всего 12—18 заметок/день.

star_4_02_2014_8

Еще несколько фактов о Daryo.uz
• Официально подписаны на фотоленту Uza.uz (к слову, 95% фото — постановочные)
Единственное в Узбекистане СМИ, официально подписанное на Assosiated Press!!! (сотни тысяч фото, сотни новостных заметок в час, но очень много ограничений по контенту в зависимости от региона)
• Публикуются статьи на основе постов в соц.сетях. Например, о мальчике, который проглотил гвоздь, и за судьбой которого несколько дней подряд следило FB-сообщество Потребитель.уз, о том, чтоза один день на лечение ребенка собрали рекордную сумму в 8 тыс долларов в «Кафе».
• Когда летом были проблемы с WhatsApp, Фарход написал письмо CEO компании и он, на удивление ответил на письмо в течение 30 минут. Местные компании и пресс-службы, кстати, чаще всего на вопросы не отвечают.
• Самые популярные и обсуждаемые материалы за год: 3 — Ласетти, 2 — Орландо, 6 — про авто, 1 про контракт студентов и 2 — шоу-бизнес
• Мировые новости на сайте публикуются по-минимуму
• Лучше всего публиковать «узколокальные» новости об Узбекистане с привязкой к конкретному региону (спортсмен из Каттакургана выиграл медаль…). В этом случае весь Самарканд/Каттакурган и Самаркандская область будут радоваться победе в комментариях :-)
• Аудитория сайта — молодежь, 20-25-30 лет, в основном заходит с мобльных телефонов. Очень большой % аудитории заходит с кнопочных телефонов, и дизайн сайта адаптируется в зависимости от девайса пользователя.
• Сайт только на узбекском, русской версии не планируется (ибо русскоязычных СМИ и так много), и пока только на латинице (скрипты для транслита на кириллицу написаны, но несколько проблем по внедрению еще осталось, так что пока только «латиница»).
• В планах по монетизации проекта — продажа рекламы и PR-статей на сайте.

Рассказал Фарход и о новом проекте Tomchi.uz, родившемся спонтанно (Томчи в переводе – капля). Это модерируемый и «селективный» рсс-ридер на узбекском языке. По замыслу создателей, сайт станет «точкой входа» для узбекоязычной аудитории (для которой сейчас точка входа в Интернет – это «одноклассники»), и там будут публиковаться не только ссылки на новости, но и интересные фото, видео, ссылки на статусы в социальных сетях и т.п.

Не обошли вниманием и Muloqot.uz, на вопросы о планах по развитию проекта Фарход ответил, что сайт не закрывается, работа над ним ведется, и следующим этапом решено сделать muloqot mobile, так как большинство пользователей сидят с мобильных телефонов. Сейчас пишется приложения для смартфонов. В планах — монетизировать проект с помощью сервиса Muloqot Takliflari (предложения для бизнеса).

Евгений Скляревский с группой поддержки из UZINFOCOM рассказал о национальном почтовике uMail.uz и ответил на «часто задаваемые» вопросы и возражения к проекту.

star_4_02_2014_9

Для тех, кто не в теме — идея создания национальной почты поднималась очень давно. За последние лет 10 у нас были @doda.uz и @inbox.uz, но оба сервиса сейчас не работают. А локальный почтовик, говорящий на узбекском языке и не гоняющий траффик на внешку (если почта отправляется по Республике), очень даже нужен. Аргументы о том, что «считать трафик» — ущербно, предлагаем оставить миллионерам, а студентам, пенсионерам, и многим-многим другим начинающим интернет-пользователям эта небольшая, но экономия, никогда не повредит.

Почта идет в ногу со временем, и работает в трех интерфейсах: десктопная версия, версия для планшетов и для телефонов. Пока ограничен объем почтового ящика (200 мб) и максимальный размер вложений (до 10 мб.).

Проект набирает пользователей: сейчас их около 25 000, и к концу года планируют довести эту цифру до 50 000 пользователей.

star_4_02_2014_10

Планы по развитию проекта:
• Увеличение объема ящика до 1 Гб и более.
• Привязка корпоративного домена.
• Групповые операции c письмами.
• Предупреждение (в том числе и на СМС) об исчерпании лимита объема ящика.
• Создание логических цепочек писем
• СМС-оповещение о приходе писем (очень полезная для малого бизнеса функция)

Представители UZINFOCOM заверили, что почта — надежная, защищена от спама и вирусов (с помощью uzCert), и что проект поддерживается государством, никогда не закроется, письма никем не читаются (потому что никому это не надо) и ваш ящик с ценной информацией никуда не пропадет. Будем пользоваться :-)

Презентация Алишера Юсупова (Brand.uz) была посвящена курсам программирования Ginza, которые компания проводит с мая 2013 года. За это время было обучено 2 группы: iOS и Android программисты. Сейчас проходит курс по PHP-программированию, работе с популярными CMS и созданию интернет-магазинов на Magento.

star_4_02_2014_11

Начиналось все с «кадрового голода» в самой компании, когда программисты, устраивавшиеся на работу, не обладали достаточным минимумом знаний. Решено было готовить программистов самим. Начали с мобильных разработок, так как здесь программистов найти сложнее всего.

Интересная статистика по кол-ву желающих учиться на курсах:
• май 2013. Набор на iOS – 1.7 человека на место (анонсировали на своих СМИ и в Facebook)
• июнь 2013. Набор на Андроид – 3.5 человека на место (СМИ + Facebook + «вирусная реклама»)
• декабрь 2013. Набор на PHP и эл. коммерцию – 8.2 человека на место

Понимая, что студентов сложно мотивировать несколько раз в неделю посещать бесплатные занятия, в итоге которых будут только знания, но не «корочка» (в институтах у контрактников хотя бы такая мотивация), мы постарались сделать курсы максимально насыщенными и интересными:
• Встреча с руководителями IT-компаний
• Лекции специалистов
• Объясняли про полный цикл разработки
• Активность
• Конкурс среди программистов
• Задействовали программу ООН для создания финальных проектов приложений
• Еженедельные дебаты

Но и это интересная программа не спасла нас от текучки. Так, из 8 iOS-студентов доучились все 8, но из 8 андроид-программистов доучились только 3. Есть, над чем работать.

В итоге мы получили хороших специалистов и, как ни банально звучит, почувствовали пользу для общества. Часть студентов трудоустроилась к нам, часть работает в других хороших ташкентских компаниях. Разве не здорово, что с нашей помощью появились хорошие (пусть и начинающие) специалисты, и качественных мобильных приложений на рынке станет больше?

Сейчас на курсах PHP у нас учится 16 студентов. В будущем курсы будут уже платными, так как мы действительно даем практические знания, возможно — придумаем какой-нибудь сертификат, который так важен для студентов. Сделаем сайт выпускников, где работодатели смогут подыскать себе сотрудника, а для студентов это даст больше возможностей трудоустроиться.

Еще среди планов по монетизации: возможность для IT-компаний «заказать» специалиста (обучить его с нуля до нужного уровня) и подготовка команд для стартапа (если у вас есть только идея, но нужны разработчики). Обо всех новостях курсов читайте на нашей страницы в Facebook: https://www.facebook.com/ginza.uz

Следующая, 5-я встреча Startup Mix состоится 15 февраля 2014 года. Если вы хотите выступить с презентацией своей идеи/продукта, присылайте краткую информацию о проекте на info@brand.uz.

Присоединяйтесь к страничке Startup Mix на Facebook https://www.facebook.com/startup.mix (там, кстати, еще больше фото) и будьте в курсе новостей проекта!

Источник

Orphus system