Развивающая функция информационных технологий в деловой игре

game_18_02_2014

Проблемы совершенствования качества образования в условиях информатизации общества становятся предметом разработки складывающейся информационной методики, в которой происходит междисциплинарный синтез разных наук, обеспечивающий обоснованное прогнозирование путей построения национальной образовательной политики, выявление приоритетов развития образования на современном этапе.

Процесс информатизации образования поставил в качестве одной из главных задач обучения использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и практической подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества.

game_18_02_2014_1

Преобразования, происходящие в обществе, особенно инновационные процессы в экономической и социальной жизни, влекут за собой изменения в подготовке высококвалифицированных кадров. Процесс информатизации образования поставил в качестве одной из главных задач обучения использовать возможности новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного воздействия.

Информатизация современного общества ставит перед системой образования задачу формирования у учащихся общей информационной культуры, основой которого является компьютерная грамотность. В развитии современного образования закономерными являются инновационные процессы, компьютерное обучение. В этих процессах цель преподавания — предоставить учащимся возможность осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления.

Актуальной научно-методической проблемой современных инновационных поисков является использование специальных педагогических средств, современных информационных технологий для целенаправленного развития интеллекта студента, его творческого мышления, формирования научного мировоззрения и активной жизненной позиции. В этом направлении делается многое для развития инновационных технологий обучения, внедрения компьютерной техники в процесс образования, создания специализированных школ и классов. Однако эти факторы не способны сами по себе обеспечить решение задачи развития творческих способностей, и особенно навыков и навыков творческой деятельности.

Творческая деятельность предполагает при этом не простой «набор», а различные сочетания интеллектуальных навыков; более того, в процессе решения новых проблем будут развиваться новые навыки. Следует, однако, отметить, что классификация творческих навыков не является общепринятой, так как проблема критериев творческой деятельности и путей формирования творческих навыков еще далека от окончательного решения. Творческие способности человека можно развивать в различных областях знания и на разных стадиях процесса обучения. Чтобы развить универсальные навыки и навыки исследовательской деятельности, для повышения мотивации у студентов к профессиональному росту наиболее целесообразной формой проведения учебного занятия является деловая игра, позволяющая разрабатывать гибкие стратегии решения сложной проблемы. Каждый участник игры может выступать в различных ролях, выявляя свои интересы и склонности.

game_18_02_2014_2

В деловой игре при реализации игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности происходит обучение, а также работа по первому направлению профессионального развития, то есть формированию знаний и качеств, которых у будущего специалиста нет, но которые ему необходимы. Студенты получают возможность составить четкое представление о том, где и каким образом могут быть применены в окружающем мире приобретаемые ими знания. Диалогическое общение сопровождается достижением учебных целей, так как только плодотворная дискуссия, в которой принимают активное участие все участники игры, ведет к творчеству в работе. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности: студенты активизируют способность генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Решая задачи деловой игры, они учатся сопоставлять и анализировать факты, выдвигать и защищать гипотезы, делать обобщения и сопоставления, устанавливать статистические закономерности, аргументировать выводы, решать существующие и выявлять новые проблемы.

Деловая игра позволяет устранить недостатки и ограничения, снижающие эффективность профессиональной деятельности и мешающие профессиональному росту. Моделируя конкретные условия и динамику производства, мы создаем реальные условия профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей. Таким образом обеспечивается продуктивное общение, при котором участники игры могут экспериментировать с разными вариантами поведения, и даже действовать путем проб и ошибок, что невозможно в реальной жизни.

В процессе деловой игры у студентов появляется возможность освоить проектное мышление, научиться работать в команде, конкурировать и сотрудничать, презентовать произведенный продукт или услугу, вести переговоры и выступать на публике. Подобная «генеральная репетиция» профессиональной деятельности создает благоприятные условия для последовательной и целенаправленной работы над собой, максимального использования собственных возможностей и осознанного управления своим временем, что способствует формированию мотивации к профессиональному росту у студентов.

Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они не предполагают выработку единственного правильного решения. Ценность деловых игр в том, что во время их проведения у студентов вырабатывается умение выдвигать идеи и способы их реализации, принимать неоднозначные решения, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией. Опыт работы доказывает, что деловая игра как один из методов активного обучения помогает в развивающем обучении систематизировать и актуализировать теоретические знания будущих специалистов, придав им жизненность, действенную направленность.

Orphus system