Информационные технологии в педагогической науке
24 марта 2014
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Маргарита Цой.

it_24_03_2014

Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук является передовым научным и образовательным центром, где работают авторитетные ученые в области педагогики и регулярно внедряются инновационные методики: в распоряжении ученых – технологии XXI века.

В стенах института постоянно ведется напряженный научный поиск. УзНИИПН участвует в республиканских научно-технических и международных программах, организует и проводит конференции и семинары по актуальным проблемам образования. Верность традициям, стремление к инновационному развитию и умение откликаться на веяния времени позволяют нашему институту оставаться одним из ведущих НИИ страны. Сегодня коллектив института осуществляет теоретические и прикладные разработки в рамках научных проектов.

1. В проекте ITD-1-10 «Масофадан узатиш тизими таълим хизматларини такомиллаштириш куроли сифатида» (2009–2011 гг.) поставлена и успешно решена актуальная задача раскрытия особенностей организации учебного процесса в системах дистанционного сопровождения. Одна из разработанных программ — «Электронная система мониторинга успеваемости по дисциплине» (Свидетельство №DGU 02371) предназначена для автоматизации мониторинга успеваемости, документального учета качества усвоения знаний, статистического анализа и ведения отчетности по результатам освоения учебного материала в образовательных учреждениях на базе локальной сети. Данный сетевой ресурс успешно прошел апробацию в сети Национального университета Узбекистана (рис. 1).

it_24_03_2014_1

Рис. 1. Страница информации по отдельному преподавателю

Особого внимания заслуживает характеристика структуры и содержания учебно-методических комплексов, принципов и технологий разработки системы дистанционного сопровождения образовательного процесса. Безусловной исследовательской находкой следует считать обоснование места и роли электронной педагогики в системе образования, а также определение основных составляющих данного потенциала.

Разработанные подходы и принципы проектирования программных продуктов, созданные критерии определения их эффективности, несомненно, имеют большое значение в оптимизации управленческой деятельности дистанционного сопровождения процесса образования.

2. Исследования по созданию комплекса интерактивного обучения начаты в рамках государственных научно-технических программ ITD-1-7 «Умумий урта таълимнинг Давлат таълим стандартлари талабларини бажариш учун лозим булган интерфаол таълим методикаси, дастурий махсулоги ва жихозлари». Разработки института награждены дипломом IV республиканской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. Общественное признание авторитета педагога-исследователя, ученого и общественного деятеля подтверждено присуждением сертификата национального оператора связи АК «Узбектелеком» руководителю проекта на безвозмездное пользование Интернетом.

За лучший инновационный проект
Цель проекта — повышение познавательной активности учащихся посредством разработки и применения интерактивных средств обучения, адекватных потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда, задачам школьного образования Узбекистана, соразмерным мировым тенденциям развития образовательного пространства — может быть достигнута только в случае, если интерактивное оборудование (электронная интерактивная доска — ЭИД), разработанное в рамках проекта, будет обеспечено соответствующими учебно-методическими ресурсами. Логично было продолжить реализацию данного проекта с целью создания и последующего внедрения в педагогическую практику системы общего среднего образования (ОСО), передовых интерактивных технологий обучения, специальных методик интерактивного обучения, программных продуктов и оборудования, обеспечивающего уровень и качество образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (ГОС). Основные достижения (2009–2011 гг): созданы опытный образец ЭИД и аппаратные средства для осуществления процесса интерактивного обучения в образовательных учреждениях ОСО в процессе обучения; осуществлена апробация интерактивного комплекса в школах города Ташкента; запатентованы программные продукты по двум дисциплинам для общеобразовательных школ, которые выставлялись на международных выставках в Ташкенте в 2009 и 2010 гг.; опубликованы коллективная монография с методическими рекомендациями и статья в рубрике «Лента новостей» газеты «Uzbekistan Today» в форме интервью с руководителем проекта.

it_24_03_2014_2

Урок физики с использованием ЭИД и мультимедийного учебного пособия в школе № 19

3. В 2012 и 2013 годах продолжено изучение вопросов исследования по созданию интерактивных средств в рамках проекта А1-ХТ-1-89215 «Внедрение в педагогическую практику школьного образования методик и оборудования интерактивного обучения, организация эффективного контроля и управления качеством образования» (2012–2014 гг.) с целью создания опытных образцов мультимедийных пособий по предметным дисциплинам для самостоятельной разработки учителями интеллектуальных средств обучения с учетом требований ГОС ОСО, обеспечивающих широкое развитие и внедрение информационных технологий в педагогическую практику школ РУз, иными словами, с целью создания комфортных и гармоничных условий для учительского коллектива при подготовке собственных мультимедийных уроков для проведения занятий с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

it_24_03_2014_3

Монографии, пособия и программные продукты, разработанные в рамках проектов УзНИИПН

В связи с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10.12.2012 года №ПП-1875 научно-практические пособия изданы не только на государственном и русском языках, но и на английском языке.

it_24_03_2014_4

Баннер с международной выставки в «Узэкспоцентре»

Ход исследования освещался на страницах газет «Учитель Узбекистана» и «Правда Востока», а также на волне радио «Пойтахт» был дан анонс о проекте и проведен прямой эфир со слушателями на радио «Ташкент».

4. Цель проекта А1-ХТ-0-15548 «Универсальная программная оболочка как основа разработки учебно-методических материалов для использования в информационно-образовательном пространстве школы» (2012–2014 гг.) состоит в разработке программной оболочки для создания учебно-методических комплексов каждым учителем, знакомым с компьютером на уровне рядового пользователя, а также в развитии информационно-коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса и оперативном распространении актуальной информации.

По приглашению Seoul Metropolitan office of educational два исследователя прошли информационную стажировку в Республике Корея с целью изучения последних достижений современных информационных технологий. Разработчик одного из научных направлений создания новых технологий и ресурсов для системы школьного образования отмечен знаком «Узбекистон Республикаси Халк таълими аълочиси». В этот период своей деятельности исследователи проекта активно сотрудничали с отечественными и зарубежными издательствами — Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, Монгольского государственного университета образования, Словянского ДПУ, «Спутник Плюс», The Advanced Science Journal и другими. Отсюда родилась мысль о создании Регионального представительства международного журнала The Advanced Science, в котором нашли отражение достижения мировой научной мысли, представленные на английском языке. Бесценную поддержку в этом начинании оказал член редакционной коллегии The Advanced Science Journal доктор педагогических наук, профессор Р. Х. Джураев. Можно с уверенностью утверждать, что роль журнала в расширении научного горизонта педагогов весьма существенна, поскольку журнал уникален по своей направленности и содержанию.

Для развития педагогической науки и практики большое значение имеют опубликованные за последние 5 лет 4 монографии, 4 запатентованных программных продукта, научно-методические и научно-практические пособия. Результаты исследований и работ пользуются популярностью среди педагогов столицы и областей республики.

Теоретические и прикладные разработки обсуждены на страницах республиканских журналов Uzluksiz ta’lim, Fizika, matematika va informatika, Maktab va hayot, «Халк таълими», «Касб-хунар таълими», «Таълим технологиялари», infoCOM.UZ, ICTNews и зарубежных изданий The Advanced Science Journal, «Педагогические науки» и «Новости Монголии», а также на совещаниях и расширенных заседаниях в УзНИИПН, на республиканских и международных научных конференциях. Таким образом, результаты исследований в рамках проектов внедрены в виде более чем 180 публикаций, а география внедрений охватывает страны — Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Россию, Великобританию, Китай, Монголию, Республику Корея, Турцию и США. Планка наших исследований довольно высокая, но без высокой цели невозможно добиться значимых результатов в науке.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте