Зарубежный опыт процесса предоставления государственных услуг на основе ИКТ в ведущих странах мира
26 мая 2014
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Дилшода Арипова.

egov_26_05_2014

На сегодняшний день экономическое развития любой страны и ее роль в мировом сообществе зависит от таких важнейших факторов как количество и качество информационных услуг, степень их доступности и использования различными группами населения.

Основным источником информации до недавнего времени были средства массовой информации, тогда как возможность получения сведений из первоисточника практически отсутствовала. Сегодня в мире повсеместно наблюдаются многосторонние тенденции, трансформация всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение «Электронного правительства» (ЭП) гармонично включается в процесс реализации ожиданий граждан на эффективное управление. Более того, проведенная в рамках административной реформы структурная оптимизация государственного управления заложила благодатную почву для использования сетевых технологий в управлении страной.

В международной практике уже накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации этапов и проектов создания архитектуры ЭП. В большинстве передовых стран мира, таких, как, например, Канада, Корея, Малайзия, Сингапур, США, разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности. Сегодня не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна располагает своим уникальным сочетанием обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов, которые могут использоваться при реализации данной задачи. Большинством государств мира в процессе построения электронного правительства упор делается на электронный доступ к основным общедоступным услугам1. Методология ООН определяет четырехступенчатую модель развития предоставления электронных услуг2:

    1) Развивающееся электронное правительство, в котором государственные сайты представлены в виде простых визиток и официальных веб-страниц. На данном этапе возможно электронное взаимодействие министерств и ведомств центрального правительства, а также между центральными и местными органами власти. Некоторая официальная информация может быть представлена в онлайновом режиме.
    2) Расширенное присутствие электронного правительства, в котором государство предоставляет больший объем информации через Интернет — законы и нормативные документы, отчеты, новости, скачиваемые базы данных. Пользователь может использовать поисковую систему для ознакомления с имеющимися на сайте документами.
    3) Транзакционное присутствие, предполагающее интерактивное взаимодействие между гражданином и правительством.
    4) Сетевое ЭП-являющееся наиболее развитым уровнем работы государства в Интернете. Сервисы G2G (государство–государство), G2C (государство–гражданин) и C2G (гражданин–государство) интегрированы между собой. Правительство вовлекает граждан в процессы подготовки и принятия решений и общественные дискуссии.

Анализируя опыт строительства электронных правительств в разных регионах и странах мира, принято выделять три основные модели, получившие практическое воплощение в Америке, Европе и Азии. Условно их можно назвать так: американская модель, которая отражает специфику ее становления в США; европейская, в рамках которой осуществляется развитие электронно-государственных структур в большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Азиатская модель, с наибольшим успехом реализуемая в Сингапуре и Южной Корее.

Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве. Англо-американская модель информатизации государства строится на принципах сервисного предоставления гражданам государственных услуг, исключения избыточных функций органов власти и быстрое удовлетворение потребностей граждан посредством информационных технологий. Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды.

Важным фактором успеха в США явилось встраивание позиций, связанных с информатизацией госуправления и качеством интерактивных правительственных услуг, в общую систему оценок эффективности функционирования правительственных ведомств, что нашло отражение в объемах финансирования из государственного бюджета и специальных фондов. Европейский подход к развитию электронного государства в значительной степени опирается на базовые принципы макроэкономической политики стран Евросоюза в области формирования информационного общества, заявленные в программе «Электронная Европа».

Сингапур — одно из передовых государств по внедрению информационных технологий, в том числе и в таком наиболее консервативном и наименее подверженном изменениям общественном институте, как государственное управление и взаимодействие органов власти с обычными гражданами. Сингапур стал первой страной мира, где в 1999 г. был создан крупный правительственный портал e-Citizen Centre (www.ecitizen.gov.sg), на котором граждане Сингапура могут не только получить информацию о том или ином государственном ведомстве, но и совершить ряд действий, ради которых ранее пришлось бы сходить в конкретное государственное учреждение.

Электронное правительство Южной Кореи завоевало мировое признание. Причиной лидерства Кореи является значительное развитие и обеспечение мобильных приложений, загружаемых с единого интегрированного портала страны. Формирование электронного правительства в Южной Корее началось в 2001 г. с принятия мер по основным блокам, составляющим электронное правительство3. Уже в 2003 г. РК, затратив на указанные мероприятия $225 млн., вышла на 4-е место в мире по индексу цифровых возможностей, на 12-е, по версии ВБ, — по уровню развития информационного общества, на 13-е место в списке ООН — по уровню использования ИКТ при оказании госуслуг. На реализацию этих проектов в 2003–2007 гг. было выделено $1,3 млрд. при параллельном финансировании государством программ информатизации и сокращения «цифрового лага». Портал обеспечивает доступ к услугам по многочисленным каналам. Преследуя цель сближения электронных государственных услуг с передовыми ИКТ к 2015 году, корейское правительство в настоящее время реализует стратегию «Умное правительство». С его помощью граждане смогут пользоваться простым и бесплатным доступом к государственным услугам, независимо от каналов доступа. Соответственно, Южная Корея надеется решить свои социальные проблемы низкой рождаемости и старения общества, в то же время активно реагируя на будущие потребности социального обеспечения и благосостояния населения. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворение потребностей населения и внедрение ИКТ в систему культуры и образования.

egov_26_05_2014_1

Процесс развития электронного государственного управления ежегодно исследуется в специальном докладе ООН в целях реализации основного принципа Окинавской хартии глобального информационного общества — преодоления цифрового неравенства между государствами. В последнем докладе обобщена оценка 192 стран, которые являются членами ООН, на предмет готовности к использованию преимуществ информационных технологий. На основе статистической модели был сформирован интегральный индекс как сочетание трех компонентов: готовность к электронному правительству (на основе оценки веб-сайтов органов власти), уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, человеческий потенциал.

egov_26_05_2014_2

Как показывает мировой опыт, практическая реализация концепции электронного правительства идет в направлении от широкого использования ИКТ для предоставления государственных услуг и развития онлайновых сервисов к трансформации государственного управления на основе изменения принципов, на которых строится взаимодействие власти и граждан. Процесс идет от построения системы «E-Government» в ее самом простом понимании, как системы электронных сервисов, к осознанию и реализации концепции «Е-Governance», которая предусматривает расширение форм и сферы влияния граждан на процесс принятия и реализации управленческих решений.

egov_26_05_2014_3

Изучение опыта реализации проектов в передовых странах необходимо в связи с желанием избежать общих ошибок и максимизировать показатель возвращения инвестиций. В то же время существует множество факторов, которые должны быть рассмотрены и учтены при конкретных реализациях: численность населения страны; культурные, социально-экономические и политические особенности; распространенность доступа в Интернет в обществе; источники и готовность финансирования проектов и т.д.

Таким образом, программа создания электронного правительства во многих странах мира говорит о том, что необходимо развивать информационные технологии как фактор обеспечения эффективного управления государством и предоставления населению качественных социальных услуг.

1 Международный опыт эффективных методов предоставления государственных услуг. Эксперт: А. Рахимов. Проект ПРООН в Узбекистане «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство».
http://www.undp.uz/uz/download/index.php?type=publication&id=307&parent=5840&doc=113480.
2 Web measure model: stages of e-government evolution. United Nations E-Government Development Database.
http://www2.unpan.org/egovkb/egovernment_overview/webmeasure.htm.
3 Электронное правительство в Республике Корея.
http://www.finance.uz/cat/economy/e-government-in-the-republic-of-korea.
4 Обзор ООН Электронное правительство 2012. Данные рейтинга электронных правительств стран мира на 2010–2012 гг. Топ 10.
http://unpan3.un.org/egovkb/datacenter/CountryView.aspx.
5 Данные рейтинга электронных правительств стран мира на 2010–2012 гг. Топ 10.
http://unpan3.un.org/egovkb/datacenter/CountryView.aspx.
6 Данные рейтинга электронных правительств стран мира на 2010–2012 гг. Топ 10.
http://unpan3.un.org/egovkb/datacenter/CountryView.aspx.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте