Круглый стол на тему: «Актуальные вопросы демократизации общества»
30 мая 2014
Рубрика: События.
Автор: .

dem_30_05_2014

29 мая 2014 года в конференц-зале бизнес-центра «Пойтахт» Общественным фондом поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана организован «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы демократизации общества».

В нем приняли участие представители Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, Института мониторинга действующего законодательства, Узбекского агентства по печати и информации, Центральной избирательной комиссии, НИМФОГО, НАННОУз, Торгово-промышленной палаты Узбекистана, Республиканского благотворительного общественного фонда «Махалла», эксперты медиа-сферы, журналисты центральных и региональных СМИ со всей республики.

dem_30_05_2014_1

Основная цель мероприятия заключается в создании диалоговой площадки для обсуждения результатов реформ в сфере демократизации общества, повышения роли и значения гражданских институтов, негосударственных некоммерческих организаций в углублении демократических реформ, либерализации судебно-правовой системы, места и роли СМИ в достижении целей демократических и либеральных реформ, также обеспечение овладения журналистами навыками освещения социальных вопросов.

Участниками подчеркивалось особое значение инициированной главой государства Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране — долгосрочной программы взаимосвязанных политических и экономических реформ, демократизации государственной власти и управления, определившей приоритетные направления обеспечения независимости и самостоятельности судебной власти, свободы слова и информации, свободы выбора и развития избирательной системы, формирования гражданского общества в условиях глобализации и стремительно меняющегося современного мира.

dem_30_05_2014_2

Как отмечалось, с первых дней независимости главной целью проводимых в Узбекистане масштабных комплексных преобразований стало построение демократического правового государства с устойчиво развивающейся экономикой, формирование открытого гражданского общества, в котором высшей ценностью является человек, обеспечивается защита его прав, интересов и свобод, созданы благоприятные условия для реализации его потенциала.

dem_30_05_2014_3

Как подчеркивалось за «круглым столом», демократизация общества невозможна без сильной, независимой и доступной для населения судебной власти. Поэтому важнейшим приоритетом осуществляемых в стране долгосрочных и последовательных реформ является демократизация и либерализация судебно-правовой системы. Независимость и самостоятельность судов в стране обеспечиваются на самом высоком уровне. Начало новому этапу в реформировании судебно-правовой системы положила Концепция, в которой выдвинуты законодательные инициативы по дальнейшему укреплению независимости и авторитета судов, усилению судебного контроля в процессе предварительного следствия, обеспечению надежной защиты прав и свобод человека. Продолжается работа по усилению судебного контроля при производстве дознания и предварительного следствия, расширению сферы применения института «хабеас корпус» в уголовном процессе. Таким образом, последовательная демократизация и либерализация судебно-правовой системы, осуществляемые в стране, являются неотъемлемыми элементами формирования правового государства и укрепления независимости судебной власти, обеспечения всемерной защиты прав и свобод человека.

dem_30_05_2014_4

Участники мероприятия подчеркивали возрастающий уровень развития СМИ в Узбекистане, последовательность проводимой работы по обеспечению их финансовой устойчивости и экономической независимости. Их становлению способствовала системная и поэтапная работа, направленная на обеспечение условий для создания и деятельности независимых СМИ, повышения их роли в осуществлении общественного контроля. Были приняты законы «О средствах массовой информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», важнейшее значение для дальнейшего развития сферы имело постановление главы государства «О предоставлении дополнительных налоговых льгот и преференций для дальнейшего развития средств массовой информации» от 31 декабря 2011 года.

На системной основе журналистам, негосударственным СМИ, в том числе электронным медиа-структурам, оказывают поддержку и гражданские институты, в частности Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана, Творческий союз журналистов Узбекистана, Национальная ассоциация электронных средств массовой информации. Все это позитивно отражается на количественном и качественном росте: с 1991 года их число увеличилось с 395 до 1372, при этом около 60 процентов СМИ являются негосударственными. Значительно повысилась роль средств массовой информации, в первую очередь региональных, в выявлении актуальных проблем на местах, осуществлении общественного контроля.

dem_30_05_2014_5

Еще одним важнейшим направлением демократизации общества является вопрос обеспечения свободы выбора и развитие избирательного законодательства. Как подчеркивали выступающие, в стране проведены глубокие и системные преобразования по формированию и развитию эффективной, демократичной избирательной системы. Созданная нормативно-правовая база обеспечила поэтапную, последовательную либерализацию национальной избирательной системы, проведения выборов в двухпалатный парламент в полном соответствии с требованиями закона и общепризнанными международными принципами и нормами. Новые законодательные инициативы по развитию избирательного законодательства призваны создать равные условия кандидатам в депутаты и политическим партиям, обеспечить широкую открытость и прозрачность в деятельности участковых избирательных комиссий, совершенствовать организационно-технические условия для принятия осознанного решения избирателями.

Участники мероприятия остановились на особой важности принятого Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», который был внесен на рассмотрение парламента Президентом Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы. В частности, речь шла о поправках к статье 117 Конституции, направленных на дальнейшее совершенствование конституционных основ избирательной системы страны. В соответствии с этими поправками устанавливается, что для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также референдума Республики Узбекистан Олий Мажлисом Республики Узбекистан образуется Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан. Закрепляются основные принципы ее деятельности — независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Как отмечалось, во многих развитых демократических странах выборы организовываются органами исполнительной власти — министерствами внутренних дел, юстиции и т.д. Придание же Центральной избирательной комиссии статуса независимого конституционного органа, формируемого парламентом, является важным шагом в деле дальнейшей демократизации избирательной системы, обеспечивающей полную реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также усиления гарантий права на свободу слова, свободное волеизъявление.

Участники «круглого стола» говорили о практической значимости дальнейшей демократизации выборных процессов в стране, совершенствовании избирательного законодательства, в частности, законов «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов». При этом они подчеркнули важность реализации мер по предотвращению нарушений избирательного законодательства, прав избирателей и необходимость осмысления, анализа и использования опыта, приобретенного в ходе выборов в парламент страны и представительные органы власти на местах.

Как было отмечено, результаты мониторинговых исследований свидетельствуют о всевозрастающей роли и значении институтов гражданского общества в демократической модернизации страны, стабильном росте уровня гражданского сознания и политикоправовой культуры граждан, особенно молодежи, что является неотъемлемым условием формирования сильного гражданского общества. В рамках последовательной реализации принципа «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу» созданы все необходимые организационно-правовые и материальные условия для формирования и развития самостоятельных, устойчивых, пользующихся поддержкой широких слоев населения и имеющих глубокие корни в истории нашего народа многообразных гражданских институтов. В стране создана прочная законодательная база, гарантирующая свободу деятельности органов самоуправления граждан, политических партий, движений, профессиональных союзов, общественных объединений и фондов, негосударственных некоммерческих организаций, независимых СМИ, которые, составляя институциональную структуру гражданского общества в Узбекистане, способствуют активному участию граждан в выполнении важнейших задач социально-экономического развития страны. В Конституции Республики Узбекистан закреплены право граждан на участие в управлении делами государства и общества, гарантия соблюдения прав и законных интересов гражданских институтов, создания им равных правовых возможностей. Принято свыше 200 законодательных актов, служащих прочным правовым фундаментом для устойчивого развития в стране гражданского общества.

Важное значение в деле обеспечения дальнейшего развития институтов гражданского общества, усиления их роли в обеспечении прозрачности и эффективности проводимых реформ может стать принятие Закона «О социальном партнерстве», предусматривающего четкое разграничение границ и совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействия ННО с государственными, а также бизнес-структурами в реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем, защите прав, свобод и интересов различных слоев населения. Участники мероприятия подчеркивали, что с принятием Закона ННО будет проще налаживать связь с государственными организациями и предпринимательскими структурами, а им, в свою очередь, будет при необходимости проще обращаться в ННО.

dem_30_05_2014_6

В докладах подчеркивалась роль органов самоуправления граждан — махалли в дальнейшей работе по демократизации общества. Сегодня более 10 тысяч органов самоуправления граждан выполняют свыше 30 функций, которые ранее были прерогативой местных органов власти, в частности, эффективно решают вопросы социально-экономического развития на местах, утверждения в обществе духовно-нравственных ценностей, воспитания гармонично развитого молодого поколения, повышения занятости населения, охраны окружающей среды, реализации общественного контроля и благоустройства территорий. Особо важное значение в деле реформирования института махалли имело совершенствование организационных основ ее деятельности — формирование механизма социального партнерства с органами государственной власти и управления. Если прежде махалли, в основном, работали на основе обращений граждан, они ежеквартально заслушивают отчеты руководителей районных, городских хокимиятов по вопросам, входящие в круг деятельности органов самоуправления граждан, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории по вопросам охраны окружающей среды и благоустройства.

dem_30_05_2014_7

Не менее интересные дискуссии состоялись на тему общественного контроля, как важнейшего элемента обеспечения эффективной обратной связи общества с государством. Особое значение в данном контексте имеет дальнейшее совершенствование института общественного контроля над деятельностью государственных и властных структур, которые являются одними из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи общества с государством, выявления умонастроения людей, их отношения к проводимым в стране преобразованиям. Создание же системного эффективного правового механизма осуществления контроля за исполнением актов законодательства органами государственной власти и управления со стороны общества, гражданских институтов предполагается решить в рамках Закона «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», который будет способствовать усилению роли и значения институтов гражданского общества в процессе модернизации и демократизации страны.

Участники мероприятия также ознакомились с правовым фундаментом дальнейшей либерализации и модернизации экономики. В докладах экспертов подчеркивалось, что в основу этих позитивных преобразований положены пять принципов «узбекской модели» развития. Как отмечалось, необходимо укрепить права и защиту частной собственности, создать систему надежных гарантий неприкосновенности собственности, совершенствовать законодательную базу, которая закрепит основные гарантии государства по отношению к частной собственности, являющейся основой рыночной экономики. Продолжение преобразований по либерализации экономики будет способствовать достижению долгосрочной цели — войти в число современных развитых демократических государств, обеспечить народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе. Приоритетом государственной политики в этом направлении является реализация законодательных инициатив по дальнейшей либерализации экономики, повышение экономической независимости предпринимательской деятельности, формирование многоукладной рыночной инфраструктуры, резкое уменьшение контрольных и управленческих полномочий государства, устранение препятствий на пути развития предпринимательства.

В ходе семинара состоялся конструктивный обмен мнениями. Журналисты получили ответы на интересующие их вопросы.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте