Общие подходы к оценке качества знаний студентов
29 июля 2014
Рубрика: Обзоры и мнения. Тэги:
Автор: М.В. Лазарева.

Существует огромное количество различных методов оценки качества знаний, но при выборе одного из методов следует всегда руководствоваться тем, что является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. В связи с этим по-прежнему актуален вопрос о том, как лучше и справедливее определить это качество. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам.

Следует отметить, что проблемы измерения уровней учебных достижений обсуждаются в трудах многих ученых: В. П. Беспалько, В. Г. Королева, В. П. Симонова и др. Наиболее известна следующая классификация уровней обучения:

  • первый уровень — репродуктивный, предполагает знание основных определений, понятий, законов, правил, формул, дат и т.д.;
  • второй уровень — алгоритмический, предусматривает применение понятий, законов, правил, формул, алгоритмов при выполнении стандартных заданий;
  • третий уровень — эвристический, подразумевает использование знаний из различных областей, тем, применение нескольких алгоритмов, поиск решений;
  • четвертый уровень — творческий, требует от студентов умения конструировать новые, неизвестные ранее алгоритмы решения, исследовать возможные варианты решений, действовать в нестандартной ситуации.

Каждый уровень требует своей системы контролирующих инструментов, однако, определяя содержание и методы контроля, необходимо выделять те ведущие понятия темы или курса в целом, которые должны быть усвоены всеми обучающимися без исключения. При таком подходе в список контрольных вопросов следует включать задания, требующие участия разных анализаторов, разных типов памяти, разного времени выполнения.

Благодаря сочетанию разнообразных способов контроля обеспечивается не только проверка теоретических положений, но и активизация процесса обучения, побуждающая студента к самостоятельному мышлению, анализу, сопоставлениям и обобщениям.

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей, так и итоговой проверки используются различные формы и методы: устная, письменная (текстовая и графическая), тестовая.

Во многих вузах применяются преимущественно традиционные формы и методы проверки знаний (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой преподаватель сразу получает информацию об уровне подготовки студента. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Преподаватель при этом может обсудить со студентами широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли студенты делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке студентов. Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы студентов на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями студентов группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают преподавателю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым студентам.

Поэтому все более широкое применение в обучении находят формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы).

Формы проверки знаний и умений с помощью тестов имеют ряд преимуществ: позволяют более рационально использовать время на занятиях, быстро установить обратную связь со студентом и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учебе. Только эти формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа студентов. В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех студентов потока, факультета, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки студентов одной или нескольких групп, разных потоков и факультетов.

Данные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них — вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно посмотреть на экране компьютера у соседнего студента. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Тестовый контроль, как правило, не позволяет выявить умение студента логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью тестового контроля трудно выявить степень овладения специфическими навыками. В связи с этим целесообразно данные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с устным и письменным контролем.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте