Центральный банк Узбекистана: Совершенствуется современная платежная система
20 августа 2014
Рубрика: Конференции, семинары и презентации.
Автор: .

Центральным банком Республики Узбекистан была организована пресс-конференция, посвященная вопросам дальнейшего совершенствования денежного обращения и расширения возможностей использования банковских пластиковых карт.

cbu_20_08_2014

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной форме, выполняющее функции средства обращения и платежа, представляющее собой непрерывный кругооборот товаров и услуг. В экономических процессах оборот наличных денег обычно составляет меньшую долю по сравнению с безналичным оборотом. Использование наличного оборота, его организация, кассовые операции, выпуски и перевозка являются очень трудоемким и затратным процессом. Внедрение в сферу банковской деятельности новейших информационных технологий создали хорошие условия для переорганизации и усовершенствования работ в данном направлении.

Опыт экономически развитых стран обосновал, что увеличения доли безналичных оборотов в денежном обращении имеет большое значение для экономики. Поэтому в нашей стране принимаются последовательные меры по дальнейшему развитию безналичных расчетов с применением новых качественных услуг в коммерческих банках.

Исполнение требований закона “Об электронных платежах”, ряд постановлений главы государства и правительства благоприятно сказался на создании национальной платёжной системы на основе инновационных технологий в кратчайшие сроки. В настоящее время функционирует Единая межбанковская платежная система, которая осуществляет расчеты по пластиковым картам всех банков. Также налажено производство пластиковых карт и платежных терминалов в местных условиях.

Данная система осуществляет расчеты между хозяйствующими субъектами в режиме реального времени, как внутренних так и международных, что положительно влияет на эффективность ведения денежно-кредитной политики, управления и перераспределения денежного потока, а самое главное обеспечивает банковско-финансовую стабильность в стране.

Банковская пластиковая карта как универсальный платежный инструмент, позволяет своему владельцу и эмиссионному банку иметь ряд преимуществ.

Стоит отметить, что обладатели банковских карт, имея ключ доступа к управлению своим банковским счетом, оплачивают товары и услуги в любом месте и любое время. Они избавились от нужды иметь при себе крупные суммы наличных денег.

За остаток суммы на карточном расчетном счете клиент получает дополнительные доходы в виде начисляемых процентов, не облагаемые налогом.

Предприятия же розничной торговли, сервиса и общественного питания выигрывают за счет применения новых технологий существенного сокращения расходов и времени на пересчет наличных денег, их сохранения и перевозки. За счет ускорения поступлений денежных средств на расчетные счета также расширился торговый оборот.

Формирование здорового механизма взаиморасчетов за счет контроля оборота наличных денег значительно повысило эффективность ведения денежно-кредитной системы, управление денежной массой, создало умеренность общей массы наличных денег в обращении.

В сфере торговли и сервиса намного повысилась здоровая конкуренция, что в конечном итоге привело увеличению поступления налоговых платежей.

На данный момент в республике в обращении находятся более 12,4 млн штук пластиковых карт, а более чем 149 тысячах объектах торговли и сервиса установлены платежные терминалы. Расширение оказываемых услуг по пластиковым картам и ее инфраструктуры отражается в объемах транзакций. В первом полугодии объем транзакций проведенной посредством пластиковых карт вырос на 40 процентов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Внедрение современных технологий в жизни банков расширило возможности пользования новыми средствами связи, такими как Интернет и мобильная телефонная сеть.

В настоящее время более 57,5 тысяч клиентов пользуется услугами Интернет-банкинга, более 363 тысяч — mobile-банкинга. Расширение круга пользователей современных банковских услуг требует последовательного внедрения новых банковских продуктов.

Банки клиентам предоставляют пакет услуг через html и wap-браузеры, которые установлены практически в каждом компьютере и мобильном телефоне. Благодаря чему, клиенты могут круглосуточно отслеживать свои счета.

Дальнейшее развитие и стимулирование электронной коммерции в республике предусматривает проект закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» в новой редакции, разработанный Центральным банком по инициативе Главы нашего государства.

Известно, что сегодня большинство крупных торговых компаний в мире наряду с традиционными способами продажи повсеместно используют электронную коммерцию.

Так, по данным аналитических исследований, в настоящее время около 10% населения мира делают покупки через интернет, и эта цифра устойчиво растет. Всемерная сеть будет способствовать созданию дополнительных условий для развития предпринимательства и улучшению деловой среды, а также организации технологичной рыночной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.

Новый закон, несомненно, послужит дальнейшему ускорению денежного оборота и совершенствованию его обращения – «круговорота» платежей по товарам и услугам, значительному сокращению расходов на проведение торговых операций (транзакционные издержки) и решению вопросов, связанных с географической удаленностью друг от друга субъектов электронной коммерции.

На пресс-конференции было отмечено, что налаженная работа улучшению инфраструктуры систем дистанционного управления по банковским счетам будет еще больше положительно влиять на усовершенствование денежного обращения. Источник: www.cbu.uz

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте