ИТ-технологии и ИТ-образование
8 сентября 2014
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Смородин Геннадий.

emc_8_09_2014

ЭВМ — это образ тенденций, с которыми
мы сталкиваемся ежедневно…
Мы и решили столкнуть ЭВМ с эстрадой
и посмотреть, что из этого получится.

Кинофильм «Зимний вечер в Гаграх»,
Мосфильм, 1985 год

Меняемся мы, меняется мир, меняются термины1. Никто не использует уже аббревиатуру ЭВМ, общепринятую в 80-е годы (см. шутливый эпиграф).

Стараясь соответствовать тенденциям развития общества, мы все более интенсивно используем возможности, предоставляемые нам окружающей нас информационной инфраструктурой. Да и сама эта инфраструктура, сами эти возможности также подвержены непрерывным изменениям, проходя в своем развитии определенные стадии, называемые платформами.

Поддержка нынешней и во многом невидимой для пользователей инфраструктуры и ее развитие осуществляется тысячами и тысячами профессионалов, подготовка которых — относительно новое направление активности вузов. В рамках него университеты, возможно, впервые столкнулись с необходимостью непрерывного обновления содержания учебно-методических комплексов.

Носителями новых знаний и компетенций в области информационных технологий (ИТ) являются вендоры — создатели новых ИТ-решений; они же искренне заинтересованы в наличии на рынке труда квалифицированных ИТ-профессионалов. Взаимный интерес бизнеса и академического сообщества порождает потребность в сотрудничестве, которое постепенно возрастает и принимает все более совершенные формы.

Смена платформ технологических
Время от времени в развитии информационных технологий (ИТ) происходят фундаментальные изменения, затрагивающие базовые принципы построения информационной инфраструктуры. С подачи аналитической компании IDC принято говорить, что такие качественные изменения приводят к смене ИТ-платформ, где под платформой понимается совокупность принципов построения информационной инфраструктуры.

Понятию первой платформы (рис. 1), [1] соответствует представление о «коллективном», либо персональном компьютере, как о независимом объекте, взаимодействие которого с другими аналогичными объектами не предполагается, либо является несущественным по отношению к его функциональному назначению. На рисунке, помимо основного элемента платформы — компьютера, показано также программное и пользовательское окружение, соответствующее ее функциональным возможностям. Миллионы пользователей таких «островных» компьютеров довольствовались несколькими тысячами прикладных программ2. Развитие информационной инфраструктуры в рамках данной платформы по сути дела сводилось к наращиванию возможностей отдельно стоящего устройства.

emc_8_09_2014_1

Рис 1. Смена ИТ-платформ

Вторая платформа рассеяла ауру компьютера, как законченного изделия, и сделала его всего лишь элементом локальной сети, а затем и просто средством доступа в глобальную сеть Интернет. Здесь уже узким местом становятся не технические возможности устройства, а возможности сети. Потребность в высокопроизводительных компьютерах, которые получили название серверов (от английского глагола to serve — обслуживать), сохранилась, но это скорее подчеркивает органическую связь с предыдущей платформой, нежели как тенденцию развития платформы 2.0.

Дальше — больше. Технические проблемы построения сетей уже решены и возможная недостаточная пропускная способность сетей (в том, либо ином регионе) обуславливается уже не техническими, а финансовыми ограничениями. В облаке (так трансформировалось слово Интернет в рамках Платформы 3.0, поскольку на рисунках стандартным изображением сети сетей является облако) находится все и вся. Там хранятся ваши данные, там, при необходимости, проводятся вычисления, то есть преобразование информации по предложенному вами алгоритму. Там же находятся и ваши приложения, рисующие на оконечном устройстве (слово компьютер уже как-то не звучит, так и просится сказать что-то другое, например, гаджет) интерфейс, предлагающий вам доступ к мощному серверу, как будто он находится на вашей ладони. Уменьшение физических размеров терминалов и многообразие форм-факторов (тут и смартфоны, у которых от телефона осталось только окончание слова, тут и планшеты, похожие на глиняные дощечки далеких предков, тут и нет/ноутбуки) вызывает удивление и даже растерянность у старшего поколения. Более же молодые обладатели нескольких гаджетов с сосредоточенным видом формируют контент одновременно в двух-трех социальных сетях. Они если и не счастливы, то, по крайней мере, — увлечены. Пришла новая платформа и новое видение информационной инфраструктуры, точнее говоря, новое «невидение», поскольку вся инфраструктура скрыта в облаке.

Пытливый читатель быстро сосчитает до четырех и скажет, а что будет в Платформе 4.0? Ну, об этом пока говорить рано, можно только отметить, что рост количества пользователей, а точнее — уже участников, не только заполняющих, но и создающих единое информационное пространство, явно замедляется — человечество в его живых единицах имеет хорошо известное ограничение.

А если вернуться ко дню сегодняшнему, к Платформе 3.0, то здесь существует много вопросов, в том числе и вопрос информационной безопасности, уже облачной, имеющей свою специфику. Решение таких вопросов, равно как и поддержание жизнеспособности Платформы, — удел ИТ-профессионалов, которых, в большинстве случаев, еще только предстоит создать в день завтрашний. Но ответственность за этот процесс лежит на системе ИТ-образования, как вы правильно догадались, дня сегодняшнего.

Смена платформ образовательных
Хорошо известные высказывания с высоких и не очень трибун о переходе к непрерывному образованию или образованию в течение всей жизни, видимо, не совсем правильно относить ко всем возможным видам трудовой активности. Но что касается ИТ-специальностей, то это, что называется, «в точку».

Сейчас уже сложно представить, что впервые на пространстве СНГ подготовка ИТ-специалистов в классических вузах началась всего 12 лет тому назад [2]. Владимир Сухомлин, профессор факультета ВМК Московского государственного университета, разработал программу подготовки по направлению «Информационные технологии», добился ее утверждения, и в 2002 году началась подготовка бакалавров одновременно в Москве (МГУ, МАТИ), Санкт-Петербурге (СПбГУ) и Нижнем Новгороде (НГУ). Это была первая учебная программа на просторах СНГ, соответствующая требованиям международного образовательного стандарта в области ИТ. Ранее бакалавров готовили по направлению «Прикладная математика и информатика», где фокус был на математической, а не на технологической составляющих.

Постепенно в академической среде сформировалось осознание того, что содержание учебных курсов по ИТ-специальностям нужно корректировать ежегодно, а значит, хорошие преподаватели ИТ-дисциплин должны быть не только хорошими лекторами, умеющими владеть аудиторией. Они должны отслеживать изменения, происходящие на рынке ИТ-предложений, и стараться отражать технологические тренды в содержании учебных курсов. Классик сказал «редкая птица долетит до середины Днепра…». Орнитологический образ предельно точно соотносится с ИТ-преподавателем. К сожалению, в вузах России и других стран СНГ учебная нагрузка планируется таким образом, что промежуток временной рамки научных исследований среднестатистического представителя неумолимо стремится к нулю. С этим утверждением сложно спорить, однако делу можно помочь, но вначале экспресс-анализ системы ИТ-образования Узбекистана.

Узбекистан
Анализ системы высшего образования Республики Узбекистан в области информационных технологий показывает сбалансированность и позитивную динамику [3]. Лидер в области ИТ-образования — Ташкентский университет информационных технологий — активно работает не только в столице республики — Ташкенте, но и в региональных центрах — Карши, Нукусе, Самарканде, Ургенче и Фергане. Возможность получения базовых знаний в области информационных технологий доступна и в классических вузах (Национальный университет Узбекистана) и в технических (например, в Ташкентском техническом университете) [4].

Сотрудничество бизнеса и академического сообщества
Вряд ли возможно длительное и плодотворное сотрудничество, если оно не является по своей сути взаимовыгодным. Интерес к сотрудничеству с ИТ-бизнесом со стороны академического сообщества конспективно был изложен в предыдущем разделе.

Истоки интереса к сотрудничеству со стороны бизнеса не столь просты и нуждаются в пояснении. Во-первых, и самое главное, — основным активом ИТ-компаний являются профессионалы и патенты. Патенты защищают бизнес со стороны конкурентов, но развивать бизнес могут только профессионалы, лучшие из которых, собственно говоря, и создают эти самые патенты. Приведу не совсем «суразное» слово из лексикона ИТ-профессионалов «инновировать», то есть вносить новаторские предложения, часть из которых со временем трансформируется в патентные заявки. В каждой более или менее крупной ИТ-компании есть менеджер по сотрудничеству с университетами, в обязанности которого входит продвижение имиджа компании в академической среде и при необходимости установление диалога со студентами, потенциальными сотрудниками. Помимо продвижения своего имиджа (покажите мне вендора, который в этом не заинтересован) и получения доступа к человеческому «капиталу» (здесь есть свои региональные и тематические ограничения), ряд компаний рассматривают университеты и как потенциальных покупателей своих решений. Так же, как бы это высокопарно не звучало, лидеры рынка заинтересованы в профессиональном диалоге с потенциальными покупателями, а для этого нужны носители ИТ-компетенций как с одной, так и с другой стороны. Еще один рисунок (см. рис. 2) из запасов IDC [5] отражает факт опережающего роста накопленной человечеством информации по отношению к размеру ИТ-сообщества. К 2020 году, то есть через шесть лет, на каждого ИТ-профессионала придется в 5,5 раза больше информации, которую нужно будет поддерживать в актуальном и доступном для пользователя виде. Для бизнеса — это знак к появлению новых возможностей и новых заказов, а для университетов — это сигнал о новых требованиях к выпускникам вузов.

emc_8_09_2014_2

Рис. 2. Ноша ИТ-профессионала

Здесь нужно оговориться, что не следует рассматривать сотрудничество с бизнесом как панацею и возможность для преподавателя самоустраниться от самосовершенствования. Участие бизнес-сообщества в формировании учебных курсов предполагает активную работу преподавателей над своим профессиональным имиджем, посещение конференций и по мере сил издание научных трудов. Частично этому способствуют академические конференции вендоров.

Академический портфель корпорации ЕМС
Корпорация ЕМС лидирует на рынке классических и виртуальных информационных инфраструктур. Одновременно корпорация активно развивает направления больших данных, корпоративных систем хранения, информационной безопасности, сопровождая пользователей на пути к облачным технологиям. Основными клиентами корпорации являются крупные компании и государственные органы, что в значительной степени определяет малую известность бренда ЕМС среди небольших компаний и рядовых пользователей информационных услуг. Сотрудничество с академической средой способствует проникновению бренда [6].

Суть предложения корпорации для вузов-партнеров составляет предоставление доступа к учебно-методическим комплексам (УМК), подготовка преподавателей вузов-партнеров и предоставление услуг сертификации преподавателей и студентов [7, 8, 9]. Академическое предложение ЕМС не имеет финансовой основы. На просторах СНГ с корпорацией сотрудничают более ста вузов, среди них все ведущие ИТ-вузы России, Казахстана, Беларуси и Армении. Начато сотрудничество с вузами Украины и Азербайджана. В 2014 году доступ к академическим ресурсам ЕМС будет открыт для вузов Узбекистана, а затем и для других Центральноазиатских республик.

Нужно сказать, что корпорация не является гуру в области образовательных технологий. Предоставляемые ресурсы отражают основной уровень базы знаний корпоративного университета. Адаптация их под потребности и возможности высшей школы происходит в диалоге с преподавателями вузов, в том числе и во время ежегодного учебно-методического форума. В 2014 году форум пройдет в октябре в Московском государственном университете им. М. Ломоносова [10].

Вместо заключения
Развитие ИТ столь стремительно, что применить к ним слово «заключение» не представляется возможным. Динамика процесса пока только нарастает, равно как и дефицит профессионалов. Это означает зеленый свет процессу сотрудничества академического и бизнес-сообщества. Все большее количество вузов вовлекается в его орбиту, подтверждая эффективность использования корпоративных ресурсов в академической среде.

Судя по изображению из рекламного проспекта Академического партнерства корпорации ЕМС [11], мы уже над облаками, до вершины уже недалеко, но, как говорили древние, Viam supervadet vadens — дорогу осилит идущий.

emc_8_09_2014_3

Рис. 3. Viam supervadet vadens

«Того, кто пашет, плуг делает сытым,
Дорогу осилит пешком идущий,
Поучающий брахман достигнет
большего, чем непоучающий.
Щедрого друга должно
предпочесть нещедрому» [12].

1 Статья отражает точку зрения автора, которая может и не совпадать с видением упомянутых в статье корпораций EMC и IDC.
2 Надеюсь, использование английского языка на данном рисунке не вызовет у читателя сложности с восприятием содержания.

Источники
1. IDC Predictions 2014: Battles for Dominance — and Survival — on the 3rd Platform, Dec 2013. By: Frank Gens, IDC Predictions 2014 Team.
2. Сухомлин В. А. Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ//Открытые системы, №3, 2002 год.
3. Гаибназаров Ш. Г. Модернизация высшего образования в Узбекистане // Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
http://www.ia-centr.ru/archive/public_details586f.html?id= 1082.
4. ИКТ: сегодняшние реалии вузов //Uzbekistan Today, 02/04/2014 http://www.ut.uz/proekti-ut/ikt:-segodnyashnie-realii-vuzov.
5. The DIGITAL UNIVERSE of OPPORTUNITIES // http://www.emc.com/collateral/analyst-reports/idc-digital-universe-2014.pdf.
6. ЕМС Россия, интернет-сайт http://russia.emc.com.
7. EMC Academic Alliance portal https://education.emc.com/academicalliance.
8. Смородин Г. Н., Утепбергенов И. Т. Корпорация ЕМС. Стратегия сотрудничества с академическим сообществом // Труды 2-й междун. науч.-практич. конф. «Повышение качества IT-образования: на пути к информационному обществу» Казахстан, Алматы, 26 октября 2011 г.
9. Смородин Г. Н. Академический портфель корпорации ЕМС // Труды Х международной научной конференции «Новые информационные технологии и менеджмент качества», Турция, Анталия, 26 мая–2 июня, 2013.
10. EMC Academic Forum Russia and CIS 2014 интернет-сайт http://russia.emc.com/academicforum.
11. EMC Academic Alliance brochure https://education.emc.com/academicalliance/documents/eaa_student_collateral_mini_book.pdf.
12. Ригведа // http://scriptures.ru/vedas/rigveda.htm.

Смородин Геннадий Николаевич, PhD, MBA, Академическое партнерство корпорации ЕМС

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте