Центральный банк Узбекистана активно внедряет ИКТ
15 октября 2014
Рубрика: Связь и телекоммуникации.
Автор: .

bank_15_10_2014

По итогам проведенного конкурса в рамках Недели информационно-коммуникационных технологий «InfoCom 2014» Центральный банк Республики Узбекистан занял первое место в номинации «За высокие достижения во внедрении и развитии информационно-коммуникационных технологий в органах государственного и хозяйственного управления».

bank_15_10_2014_1

Данная награда является достойной оценкой деятельности Центрального банка по дальнейшему развитию и широкому внедрению ИКТ, ускоренной реализации задач, установленных в стратегии развития информационных ресурсов, систем и сетей страны на 2013–2020 гг.

В целях исполнения указа главы государства «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30 мая 2002 г. и постановления «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий» от 8 июля 2005 г. ЦБ определил такие приоритетные задачи, как совершенствование платежной системы, развитие банковской телекоммуникационной сети, обеспечение защиты информации и безопасности в банковской информационной системе, широкое использование безналичных расчетов с применением банковских пластиковых карточек, внедрение электронного документооборота, регулярное обновление официального веб-сайта ЦБ, подготовка высококвалифицированных кадров и укрепление нормативно-правовой базы, что позволило улучшить инфраструктуру банковской системы, а также создать современные информационные системы.

bank_15_10_2014_2

Для качественного исполнения таких широкомасштабных задач в ЦБ и коммерческих банках была создана Интегрированная информационно-аналитическая система (ИИАТ). Данная система состоит из базы данных межбанковской платежной системы, единого баланса расчетных центров, системы единого баланса коммерческих банков, а также Национальной информационной базы банковских депозиторов, Национального института кредитной информации и ряда других баз. ИИАТ является важным источником информации по деятельности коммерческих банков и хозяйствующих субъектов.
В настоящее время налажено предоставление сведений другим государственным органам в унифицированном виде. В частности, с Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом и Таможенным комитетом осуществляется электронный обмен информацией.

Внедрение современных ИКТ в банковской системе республики способствовало запуску дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг, SMS-банкинг), которое создало дополнительные удобства как для банков, так и для их клиентов.

С целью развития системы расчетов с применением банковских пластиковых карточек Центральным банком, Ассоциацией банков Узбекистана, Единым общереспубликанским процессинговым центром совместно с коммерческими банками – участниками межбанковской платежной системы «Uzkart» была внедрена технология Smart-Vista EMV, работающая в режиме онлайн.

По состоянию на 1 сентября 2014 г. количество пользователей дистанционным банковским обслуживанием достигло 415 278, из них 58 428 пользуются интернет-банкингом и «Банк-клиентом». Количество пользователей мобильного банкинга и SMS-банкинга достигло 356 850. Таким образом, с начала года общее количество пользователей дистанционным банковским обслуживанием выросло на 157 %.

В соответствии с Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27 июня 2013 г. ЦБ реализован проект «Клиринговая система расчетов оплаты розничных платежей в режиме реального времени с учетом дальнейшей интеграции с биллинг-системами поставщиков услуг», включенный в перечень проектов комплекса информационных систем «Электронного правительства».

Клиринговая система способствует упорядочиванию наличного денежного оборота, сокращению внебанковского денежного оборота и создает дополнительные удобства при осуществлении розничных платежей, включая расчеты по коммунальным услугам и налогам.

Полноценная банковская информационно-коммуникационная инфраструктура позволяет оптимизировать и ускорить взаиморасчеты по корреспондентским счетам, повысить точность, надежность и прозрачность платежей посредством работы в режиме реального времени. В свою очередь, коммерческие банки могут снизить системные расходы, разумно и рационально использовать свободные денежные средства, находящиеся на корреспондентских счетах, повысить мобильность активов, осуществлять в режиме реального времени денежные переводы между физическими лицами, расчеты за товары и услуги в рамках электронной коммерции.

В данное время в целях расширения спектра услуг Клиринговой системы ведутся технические и организационные работы по подключению операторов мобильной связи и предприятий, оказывающих коммунальные услуги («Водоканал», «Теплоэнергия», «Спецтранс» и др.).

Самое главное, в настоящее время средства, оплаченные населением за оказанные коммунальные услуги, вовремя поступают на расчетные счета обслуживающих предприятий. При этом, оплаченная сумма, время и реквизиты платежа фиксируются в электронных журналах. Плательщики теперь могут контролировать каждый платеж в личном кабинете в режиме реального времени, параллельно получая SMS-сообщения на телефон.

Наряду с этими ведутся работы по совершенствованию данной информационной системы и расширению ее функционала.

Со вступлением в силу закона «О залоговом реестре» специалистами ЦБ разработан программный комплекс «Залоговый реестр», запущен сайт www.garov.uz. В залоговом реестре пользователи удаленно в электронной форме осуществляют записи о залоговом имуществе. Внесение записей, их изменение и получение информации осуществляется исключительно через интернет. Обработка внесенных записей и выдача сведений осуществляются соответствующим программным обеспечением круглосуточно в режиме реального времени. В результате, упрощены процессы оформления кредитов, займов и других финансовых операций, снижены риски кредиторов, оказывающих финансовые услуги на основе залогового имущества, а также расширены возможности использования финансовых ресурсов для субъектов малого бизнеса за счет расширения залогового оборота.

Помимо вышеуказанного, специалистами ЦБ разработан проект закона «Об электронной коммерции» в новой редакции и представлен парламенту на рассмотрение после обсуждения с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также общественными организациями.

Принятие данного закона и дальнейшее расширение электронной коммерции в республике требуют нового технологического решения. Для этого разрабатывается новая программа, которая позволит существенно снизить транзакционные расходы при осуществлении торговых операций и решить вопросы, связанные с географической удаленностью субъектов электронной коммерции друг от друга, создаст условия для оперативного установления прямых договорных отношений между продавцами и покупателями. Как следствие, на рынке появятся новые игроки (при таких условиях субъекты малого бизнеса смогут конкурировать на международном рынке), повысится прозрачность операций электронной торговли.

Новая технология создаст дополнительные условия для развития предпринимательства и улучшения делового климата, создания рыночной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам, и упрочит деловые отношения в сфере электронной коммерции.

Как известно, внедрение информационных технологий в деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов превратилось в одно из основных направлений государственной политики. В связи с этим в республике создается электронное правительство — новая форма организации деятельности органов государственного управления. Целью электронного правительства является применение последних ИКТ для оперативного и удобного предоставления государственных услуг населению и бизнесу.

ЦБ одним из первых присоединился к Единому порталу интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). В результате, повысилась эффективность сотрудничества ЦБ с ведомствами, субъектами бизнеса и населением. Это особенно заметно в повышении качества оказания интерактивных услуг, сокращении сроков рассмотрения обращений граждан и компаний, устранении лишнего формализма. Появилась возможность изучать мнение населения и бизнеса по качеству рассмотрения обращений.

Формирование электронного правительства и совершенствование веб-сайта ЦБ являются эволюционными процессами. Исходя из этого, принимаются меры по расширению количества интерактивных услуг, оказываемых через ЕПИГУ, и расширению информационного контента веб-сайта.

Признание проводимых мероприятий по внедрению и развитию ИКТ в ЦБ даст новый импульс работам по обеспечению бесперебойной работы межбанковской платежной системы в режиме реального времени, разработке новых банковских технологий и услуг, совершенствованию электронного документооборота.

Источник: www.cbu.uz

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте