Мониторинг состояния ИКТ как инструмент повышения прозрачности системы государственного управления
14 ноября 2014
Рубрика: Интервью.
Автор: .

mon_14_11_2014

Внедрение современных информационных технологий является одним из ключевых направлений в создании информационного общества и развития Электронного правительства в нашей стране. Важную роль в этом процессе занимает внедрение ИКТ в органах государственной власти, так как применение ИКТ в деятельности органов государственной власти позволяет существенно повысить эффективность и прозрачность системы государственного управления.

Чтобы понять, как идет работа по оценке внедрения ИКТ в государственных органах мы обратились с вопросами к начальнику Департамента по анализу и оценке состояния внедрения ИКТ в государственных органах Центра развития системы «Электронное правительство» Джураеву Шавкату Кенжаевичу.

— Пожалуйста, расскажите какие задачи стоят перед вашим Департаментом, и как идет работа по оценке внедрения ИКТ в госорганах?
– Согласно Постановления Кабинета Министров от 16 сентября 2013 года №250 «О мерах по организации деятельности Центра развития системы «Электронное правительство» и Центра обеспечения информационной безопасности при Государственном комитете связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан» основной задачей нашего департамента является проведение системного мониторинга, оценки состояния внедрения и развития ИКТ, в том числе изучение эффективности внедрения информационных систем и ресурсов, ведения системы рейтинговой оценки эффективности внедрения ИКТ в деятельности государственных органов в рамках системы «Электронное правительство».

Основным нормативным документом, регламентирующим координацию деятельности органов государственной власти при реализации мероприятий в области информационных технологий является Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2013 года № ПП-1989 «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан».
В целях создания условий для системного сбора и формирования достоверных показателей развития ИКТ в Республике Узбекистан, а также введения системы рейтинговой оценки эффективности внедрения ИКТ в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах издано постановление Кабинета Министров от 31 декабря 2013 года №355 «О мерах по внедрению системы оценки состояния развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан». Данным постановлением утверждены:

  • структура системы рейтинговой оценки эффективности внедрения и развития ИКТ в деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах;
  • схема проведения рейтинговой оценки эффективности внедрения и развития ИКТ в деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах;
  • основные требования к официальному веб-сайту органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах.

— Какая методика оценки внедрения ИКТ в госорганах используется?
– Согласно ПКМ №355 Центром развития системы «Электронное правительство» (ЦРСЭП) совместно с Центром UZINFOCOM и Центром обеспечения информационной безопасности (ЦОИБ) была разработана «Методика оценки состояния внедрения ИКТ в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах» и Вопросник к методике, который размещен в межведомственной автоматизированной информационной системе NIS.UZ.

На основе протокольного решения №3 от 27 марта 2014 года заседания Республиканской комиссии по координации реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы утверждены вышеуказанная Методика, а также перечень органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также других ведомств, учреждений и организаций, подлежащих рейтинговой оценке внедрения и развития ИКТ.

На основе утвержденной Методики проведены оценки состояния внедрения ИКТ в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах и составлен рейтинг за I-III квартала т.г., а также результаты рейтинга внесены в Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.

— По итогам проведенного мониторинга как вы оцениваете в целом внедрение ИКТ в госорганах?
– По итогам 3 квартала 2014 года мониторингом было охвачено 122 госоргана, подлежащих рейтинговой оценке, в т.ч. 47 органов государственного управления, 61 орган хозяйственного управления, 14 органов государственной власти на местах. Оценка проводилась экспертами ЦРСЭП, ЦОИБ, Центра UZINFOCOM по единой методологии путем анализа официальных сайтов госорганов в сети Интернет, данных портала ЕПИГУ, а также сведений, представленных госорганами в межведомственную систему NIS.UZ.

Результаты мониторинга за весь период т.г. показали множество недостатков, в связи с чем сотрудниками ЦРСЭП была оказана практическая помощь госорганам для повышения рейтинговой оценки и устранения выявленных недостатков, а именно:

  • по итогам ежеквартальных мониторингов, были подготовлены и направлены госорганам детальные расшифровки результатов оценки и предложения по устранению выявленных недостатков;
  • до и после ежеквартальных мониторингов, были проведены семинары и видеоконференции с целью разъяснения Методики и заполнения вопросника, обсуждения, выявленных в ходе мониторинга недостатков, а также предоставления подробных ответов на все вопросы представителей всех госорганов
  • были проведены работы по оказанию разъяснений результатов оценки представителям госорганов по телефону, в здании нашего центра, а также с выездом на места, включая ГУП Центры компьютеризации при областных хокимиятах.

Также, мониторинг показал, что основная причина выявленных недостатков заключается в отсутствии специализированного структурного подразделения или специалиста, ответственного за внедрение и развитие ИКТ.

— Что необходимо для обеспечения качественной реализации задач, возложенных Руководством страны, по внедрению ИКТ в деятельность госорганов?
– На сегодняшний день одним из важнейших задач в обеспечении реализации по развитию и внедрению ИКТ является обеспечение населения возможностью осуществлять взаимоотношения с органами государственной власти в электронной форме, а также внедрение принципа «единое окно» в системе государственного управления.

В ходе государственного визита Президента И.Каримова в Республику Корея в сентябре 2012 года был подписан меморандум взаимопонимания о сотрудничестве в сфере информатизации. Сейчас полным ходом идет реализация этого меморандума. Стоит отметить, что Республика Корея является одним из лидеров мирового рейтинга в области внедрения «электронного правительства», составляемого каждые два года со стороны ООН. Более сорока лет назад, начав реализовывать соответствующие проекты, эта страна одновременно проводила административные реформы и модернизацию государственного управления, что и явилось гарантом эффективности работы системы «Электронное правительство». В Республике Корея в настоящее время реализуется стратегия «Умное правительство».

На сегодняшний день Узбекистан достигает успехов в развитии ИКТ, но при этом пока руководство на местах не увидит потенциал и необходимость развития ИКТ, особого движения в этой сфере у населения не будет. Некоторые организации отказываются принимать нововведение в деятельность своих организаций. Проведенная рейтинговая оценка показывает им наглядно, оптимизацию работы организации и повышение эффективности внедрения ИКТ в их деятельности.

mon_14_11_2014_1

В настоящее время государственными органами власти посредством веб-сайтов и Правительственного портала Республики Узбекистан (www.gov.uz) оказывается более 400 интерактивных государственных услуг. Логическим продолжением работ в этом направлении стал пуск в сети интернет Единого портала интерактивных государственных услуг в режиме «одно окно» по адресу my.gov.uz. Пока посредством единого портала можно получить около 60 услуг. Перевод государственных услуг в режиме онлайн не только значительно облегчит их получение гражданами, но и приведет к сокращению времени и многих расходов.

С административной точки зрения «электронное правительство» ускорит процессы принятия решений и повысит эффективность функционирования государственного аппарата. Также стоит отметить, что развитие “Электронного правительства” в дальнейшем будет способствовать обеспечению прозрачности, открытости и надежности деятельности всех государственных органов, повысит эффективность их взаимодействия с населением страны.

mon_14_11_2014_2

— Необходимо ли дальнейшее совершенствование оценки состояния внедрения ИКТ, а также механизмов финансирования ИКТ госорганов?
– Да, на мой взгляд, необходимо дальнейшее совершенствование оценки состояния внедрения ИКТ принимая опыт развитых стран с высоким уровнем развития электронного правительства таких как, Южная Корея, Сингапур, Австралия и т.д. Также, очень важно при оценке состояния внедрения ИКТ включить те показатели, которые используются ООН при оценке состояния развития электронного правительства стран мира. Например, учитывая важность устойчивого социально-экономического развития страны, и, в частности, экологического равновесия, в процессе оценки необходимо включить мониторинг экологических показателей и в этом плане важно расширять сотрудничество с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, совершенствуя и дополняя официальный веб-сайт данной организации информацией касательно экологии, экологического образования, мероприятия, проводимых для охраны окружающей среды и атмосферы. Это в свою очередь даст определённый толчок для повышения рейтинга в глобальном рейтинге электронного правительства.

Беседовала Нелли Каримова

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте