Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин
25 февраля 2015
Рубрика: Технологии.
Автор: Ш.Намазова.

innova_25_02_2015

Внедрение новейших технологий в образовательный процесс является важным условием интеллектуального развития студентов, учащихся и социально-экономического развития общества. Наша страна в годы независимости достигла в данном направлении больших успехов. Политика нашего государства в области развития информатизации, основополагающие принципы которой определены Президентом Исламом Каримовым, непосредственно направлена на интеграцию нашей страны в мировое информационное пространство. Мощный импульс этому процессу придало постановление главы нашего государства «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 года.

Инновации (от англ. Innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему.

Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить обучающихся к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений.

innova_25_02_2015_1

Система обучения в высших учебных заведениях традиционно отстает от потребностей общества. Поэтому необходимость разработки инновационных технологий в обучении не теряет актуальности. Все большее внимание уделяется преподаванию социально-гуманитарных дисциплин на базе информационных технологий и инновационных методик.

Инновационные методики — это новый стиль организации образовательной деятельности, меняющий и способы подачи знаний, и тип овладения ими. Цель таких методик — активизировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение студентов в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями.

Одной из инновационных методик необходимо указать интерактивное обучение.

Интерактивное обучение — это основа подготовки профессионала, работающего в социальной сфере. В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличие противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, то есть делать то, что в психологии называется решением задач. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету.

Интерактивные методы предполагают внедрение в систему обучения, наряду с традиционными, таких новых методов и технологий, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относятся приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения.

Большое внимание должно уделяться научной работе студентов, работе с первоисточниками, которые формируют научные представления о развитии социальной жизни, социальных проблем, проблем личности и т.п.

Медиа-образование — неотъемлемый компонент современной жизни педагога. Культура общения с медийными СМИ расширяет возможности освоения новых горизонтов и способствует безболезненной интеграции в мировое образовательное пространство. Для успешного развития в педагогическом социуме медиакомпетентность является хорошим подспорьем, в обмене опытом с зарубежными коллегами в том числе. Успешно осуществлять программные проекты, совершенствовать свои знания через дистанционное обучение.

Применение инновационных технологий и интернет-ресурсов способствует созданию благоприятной атмосферы сотрудничества и доброжелательности, так необходимых при реализации принципа личностно ориентированного обучения.

Личностно ориентированное обучение, о котором сегодня так много говорится, предусматривает наличие соответствующих профессиональных знаний и практического опыта, а также умения диагностировать, анализировать, моделировать и корректировать собственную деятельность, обосновывать пути ее дальнейшего усовершенствования. Главный показатель педагогического труда или продуктивной педагогической деятельности — формирование познавательных интересов студентов, а в дальнейшем — формирование их умственной самостоятельности, стремления студентов к самообразованию и самоусовершенствованию.

В настоящее время личностно ориентированные технологии стоят на первом месте среди педагогических инноваций. Это, в первую очередь, модульно-рейтинговая система, технология организации самостоятельной работы студентов, информационные и компьютерные технологии обучения и контроля знаний, умений и навыков, интерактивные технологии обучения, технологии профессиональной направленности, тестовые технологии контроля уровня знаний студентов, технологии интеграции, кейс-технологии и др. Личностно ориентированный подход к обучению дает возможность не только формировать знания и умения, но и развивать способности, формировать духовные и интеллектуальные качества будущего специалиста.

Глобальная сеть Интернет в учебных целях в рамках разных образовательных подходов используется уже с начала 1990-х годов, когда и студенты, и преподаватели стали обмениваться информацией в режиме, не зависящем от времени и места.

В учебном процессе Интернет можно рассматривать и как «средство производства», и как неиссякаемый источник информации, и как новую коммуникативную среду. С помощью Интернета можно не только черпать информацию, но и решать множество других коммуникативных задач. Его использование помогает повысить мотивацию студентов, поскольку в случае применения Интернета на занятиях они получают возможность погружаться в привычную для них информационную среду. В Интернете в учебных целях используются самые разные по масштабам ресурсы от веб-страничек с учебными материалами до объемных проектов для дистанционного обучения.

Кроме этого, Интернет можно рассматривать в качестве новой площадки для размещения учебных материалов и самостоятельной работы учащихся, а также в качестве нового инструмента взаимодействия преподавателей и студентов.

Основными видами сайтов являются онлайновые грамматики, интерактивные модули (мини-курсы, тесты, онлайновые игры), учебники (в том числе интернет-версии печатных изданий), специализированные веб-каталоги и библиотеки учебных материалов. С помощью Интернета преподаватель может актуализировать учебный материал, найти дополнительную информацию, разместить учебную информацию, а также применить различные формы контроля и самоконтроля. Кроме того, Интернет позволяет преподавателю организовать обратную связь со студентами и осуществлять контакты между разными членами группы.

Наличие в учебных аудиториях компьютеров и мультимедийной техники, подключенность их к Интернету способствует расширению и углублению использования интернет-ресурсов в учебной работе.

Таким образом, использование информационных технологий и интернет-ресурсов сегодня является основополагающим моментом в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения данных дисциплин.

Социально-гуманитарные дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения, имеющих одинаково научный характер. Таким образом, преподавание социально-гуманитарных дисциплин не носит детерминированный характер (как в естественных науках многие явления и процессы описываются физическими законами, математическими аксиомами и теоремами и т.д.), что в свою очередь предопределяет отсутствие единого методологического подхода и методического аппарата в педагогической деятельности.

Цели, поставленные в Постановлении Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 года, направлены на построение комплексного подхода к информатизации общества и интеграции его в мировые информационные связи. Документ разработан в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об информатизации» и нацелен на повышение эффективности деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов власти на местах, обеспечение широкого использования современных ИКТ в сфере государственного и общественного строительства.

Постановлением главы государства утверждена также Программа дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан на 2012–2014 годы, в которой подробно и адресно по годам прописаны организационные меры, развитие инфраструктуры ИКТ, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование правительственного портала, веб-сайтов государственных органов и интерактивных услуг, обеспечение информационной безопасности, применение современных средств ИКТ в деятельности коммерческих структур, популяризация ИКТ среди населения.

Активному внедрению ИКТ способствует укрепление материально-технической базы вузов. В институтах, университетах и академиях страны продолжается увеличение числа и обновление парка компьютеров. Аудитории активно оснащаются электронными досками и видеопроекторами. Для изучения иностранных языков увеличивается число лингафонных кабинетов. Информационно-ресурсные центры (ИРЦ) учебных заведений развернули масштабную работу по накоплению информации, хранящейся на электронных носителях, а также мультимедийных учебных программ. В ИРЦ вузов страны имеется 26 млн. печатных изданий. Сегодня составляется единый электронный каталог этих фондов, в него уже введены более 613 тыс. библиографических записей. Параллельно идет сканирование изданий и создание их электронных полнотекстовых версий. Специалисты высших образовательных учреждений уже оцифровали 166,6 тыс. издания, в том числе более 34,5 тыс. на узбекском языке на латинской графике, 62 тыс. изданий — на кириллице, более 57 тыс. — на русском языке, почти 13 тыс. на других языках.

За последние годы увеличилась скорость доступа к сетям ZiyoNET и Интернет, которые регулярно пополняются материалами, разработанными отечественными преподавателями. Больше становится зон беспроводного доступа по технологии Wi-Fi. Создана высокоскоростная корпоративная сеть «Электронное образование», объединившая все учреждения системы высшего образования. Это позволило проводить различные мероприятия в формате видеоконференций. Для ускорения процессов внедрения в 2012 году создан Центр внедрения электронного образования в образовательных учреждениях, в вузах работают специальные рабочие группы, преподаватели обучаются применению этих технологий.

Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.

Совершенствование процесса преподавания социально-гуманитарных дисциплин с применением ИКТ ведется по трем направлениям, представленным на рисунке.

innova_25_02_2015_2

Литература:
1. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Т., 1997.
2. Национальная программа по подготовке кадров. Спец. курс. — Т., 1997.
3. И. П. Подласый. Педагогика. Курс лекций. Кн. 1 — М., 1999.
4. Б. Л. Фаберман, Р. Г. Мусина,
Ф. А. Джумабаева. Современные методы преподавания в вузах. — Т., 2001, 193.
5. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
6. Ю. А. Васильцов. Транзитивная экономика как фактор социальных изменений в российском обществе // Интернет-журнал «Науковедение». 2010 №2 — М. 2010. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik1/3–11.pdf, свободный — Загл. с экрана.
7. С. Г. Григорьев. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения./ С. Г. Григорьев. — Самара.: Самарская государственная академия, 2002. — 220 с.
8. Л. И. Даниленко. Педагогические инновации и инновационные педагогические технологии: сущность и структура./ Л. И. Даниленко. // Новые технологии обучения: Научно-методический сборник. — М.: Академия, 2006. Выпуск 40. — С. 67–78.
9. И. Г. Захарова. Информационные технологии в образовании. / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2003. — 192 с.
10. Л. Г. Кайданова. Педагогическое мастерство преподавателя
в применении педагогических технологий./ Л. Г. Кайданова // Новые технологии обучения: Научно-методический сборник. — М.: Академия, 2006. Выпуск 37. — С. 97–106.
11. В. В. Кузнецов. Проблема психологической адаптации личности в информационном обществе./ В. В. Кузнецов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2012. №1. — С. 64–65.
12. Л. В. Голиш. Современные технологии обучения: содержание, проектирование и реализация. Экспериментальное методическое пособие из серии «Что нужно знать обучающему о современных технологиях обучения?» Ташкент, Институт развития ССПО, 2001 — С.13–15.
13. Н. Садыков. Визитная карточка учебника. //Учитель Узбекистана, 28.04.99
14. В. В. Воронов. Формы предоставления знаний в педагогическом образовании. //Педагогика, №4, 99.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте