СМИ и общество: когда идеи находят воплощение
26 февраля 2015
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

uz_26_02_2015_3

О чем будут говорить, и что будет показывать негосударственное телерадиовещание Узбекистана в 2015 году? Что для журналистов и редакторов региональных телестудий остается в приоритете в условиях информационного бума? Освещение выборов Президента Узбекистана, проекты и инициативы в рамках Года внимания и заботы о старшем поколении, повышение экономической самостоятельности СМИ… Об этом и многом другом говорили на прошедшей в Ташкенте конференции Национальной ассоциации электронных средств массовой информации с участием представителей негосударственного сектора радио и ТВ.

Основная цель – дальнейшая активизация гражданской позиции, консолидация общих усилий и создание единого медиапространства для более эффективного развития, качественного улучшения, совместного создания национально ориентированной, конкурентоспособной медиапродукции, не уступающей мировым стандартам.

Лейтмотивом ташкентской конференции для представителей всех частных региональных телерадиостанций стало принятие программы развития на 2015 год. В нее вошли 12 медиапроектов, направленных на дальнейшее развитие деятельности негосударственных телерадиовещателей, оказание правовой, методической и иной консультативной помощи негосударственным электронным СМИ, обогащение эфира качественной лицензионной продукцией, а также повышение квалификации творческих и технических сотрудников.

Одним из первых был презентован проект НАЭСМИ по освещению предвыборной президентской кампании. Как известно, с 26 декабря в Узбекистане стартовала избирательная кампания по выборам Президента Узбекистана. Сейчас в самом разгаре предвыборная агитация кандидатов, выдвинутых четырьмя политическими партиями страны. Сами же выборы пройдут 29 марта.

uz_26_02_2015

Проект предусматривает несколько направлений. Так, например, информационные службы негосударственных теле- и радиостанций при поддержке созданного в 2014 году информационного центра готовят ежедневную профессиональную подборку новостей о ходе кампании. Другое важное направление – создание теле- и радиороликов, посвященных разъяснению сути и значения выборов, повышению правового уровня электората, работе избирательных участков, порядку голосования и другим вопросам. Они уже транслируются в эфире негосударственными телерадиовещателями и кабельным телевидением и призваны повысить уровень правовой грамотности избирателей, их активности в процессе голосования. Кроме того, проводятся ток-шоу по выборной тематике. Готовят эти передачи местные телерадиостудии в каждом регионе с учетом его специфики и индивидуальности. Актуальной стороной этого проекта являются вопросы подготовки и повышения квалификации, правовой грамотности журналистов. При помощи пресс-службы ЦИК уже была проведена серия семинаров-тренингов для представителей негосударственных электронных СМИ по освещению президентской избирательной кампании. А в рамках нынешней конференции прошел семинар на тему «Рекомендации по освещению процесса президентских выборов электронными СМИ, исходя из норм Положения «Об использовании СМИ в проведении предвыборной агитации во время избирательной кампании кандидатами в Президенты, политическими партиями», который провел руководитель пресс-службы ЦИК Узбекистана Низомиддин Нурматов.

– Мероприятие прошло в формате конструктивной беседы, в ходе которой была проанализирована подготовленная медиапродукция, посвященная предвыборной тематике. Здесь также были подняты такие вопросы, как роль негосударственных СМИ в освещении предстоящих выборов, принципы открытости и гласности в деятельности журналистов, информирование общественности обо всех этапах избирательной кампании, – сказал Низомиддин Нурматов.

– Одним из ключевых проектов в этом году станет реализация задач в рамках Государственной программы «Год внимания и заботы о старшем поколении». Осуществляются проекты и инициативы сразу по четырем пунктам этого векторообразующего документа. Среди них – регулярное и широкое освещение среди населения целей и задач программы, основных направлений и мер по ее реализации. Акцент здесь будет сделан на отражение практического участия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах и органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении предусмотренных в ней мероприятий, в том числе их конкретного вклада. Главным принципом в подготовке медиапродукции стал провозглашенный в стране тезис – «Реформы не ради реформ, а для человека». Таким образом, главные герои репортажей – представители старшего поколения, жизнь которых преображается в результате проектов, реализуемых в рамках государственной программы. В связи с этим участники подробно обсудили и наметили конкретные планы по реализации возложенных задач. Так, в этом году запланирована подготовка серии передач и социальных роликов, которые расскажут о той трепетной заботе, с которой в нашей стране относятся к ветеранам и пожилым людям, – отметил ведущий координатор проектов Бахтиер Тураханов.

В этой связи упомянем еще один интересный проект, направленный на изготовление социальной рекламы по различным тематикам и размещение ее в эфире негосударственными телерадиостанциями и кабельным телевидением для пропаганды здорового образа жизни, содействия правовому просвещению населения и других направлений.

– В мае прошлого года в Узбекистане стартовал проект по изготовлению социальных теле- и радиороликов. За семь месяцев было подготовлено 362 телевизионных ролика, которые транслировались в эфирах региональных телеканалов и на 10 каналах кабельного телевидения около 120 тыс. раз. Особое место здесь занимали темы об уважении старшего поколения, поддержке пожилых людей. И это только начало, у нас большие планы на этот год, – сказала координатор проекта Сабина Сагадеева.

uz_26_02_2015_1

Особое место в обсуждениях заняла подготовка социальной медиапродукции и, в частности, роликов и рекламы, которые уже сегодня успешно транслируются в эфире теле- и радиоканалов по всей стране. Здесь уместно вспомнить Национальный фестиваль социальной медиапродукции, проводимый для развития общественного направления в деятельности негосударственных телерадиостанций и насыщения их эфира социально значимой рекламой.

Отметим, что в этом году этот проект, направленный на дальнейшее повышение профессионального уровня журналистов и операторов негосударственных СМИ, был поддержан представительством фонда имени Конрада Аденауэра в Узбекистане. Партнерство с немецким фондом развивается уже более пяти лет. За эти годы сотни молодых талантов узбекской теле- и радиожурналистики повысили свои знания у зарубежных экспертов масс-медиа. Так, например, в эти дни управляющий делами телекомпании Sachsen Fernshen GmbH & Co. Fernseh – Betriebs KG Рене Фалкнер проводит семинары по изготовлению социальных роликов и рекламы, направленных на освещение задач государственной программы.

– Социальная реклама является тонким инструментом влияния на общество. Она способствует решению общественных проблем, социальной поддержке населения, повышает уровень культуры и нравственности общества, а также способствует построению гражданского общества. Важно то, что вы не просто движетесь в направлении реализации такого рода проекта, но и готовы и открыты к обмену опытом и получению новых знаний с зарубежными специалистами. И отрадно, что основными реализаторами этого проекта являются молодые журналисты, – подчеркнул Рене Фалкнер.

uz_26_02_2015_2

В этой связи уместно отметить, что особое место в программе отдано молодежной журналистике, подготовке профессиональных кадров, качественного контента. Ассоциация в 2008 году, названном в стране Годом молодежи, начала осуществление проекта по обучению молодых юношей и девушек, повышению их творческого потенциала, развитию молодежной журналистики. Сегодня многие бывшие студенты стали не только сотрудниками, но и топ-менеджерами столичных, региональных и частных теле- и радиоканалов.

– В стране существует широкое поле для раскрытия потенциала активной талантливой молодежи. В регионах ОДМ «Камолот» проводит различные мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки, встречи с тысячами активных и инициативных молодых людей, реализовывает проекты по поддержке молодых предпринимателей. В этом процессе особую роль играют СМИ, которые своевременно и в нужном формате доводят до широкого круга населения информацию о возможностях и перспективах, предоставленных подрастающему поколению. Основной состав телерадиожурналистов – это молодые кадры, что вполне объяснимо, ведь кто, как не молодежь может доступно, интересно и креативно рассказать о жизни молодежи, – отметил председатель Центрального совета общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот» Баходир Ганиев.

– Это здорово, что ассоциация при поддержке своих партнеров организовывает такие полезные и интересные проекты, – считает координатор молодежного медиапроекта Бахтияр Сафаров из Бухарской региональной телестудии «Истиклол-ТВ». – Это и повышение профессионального мастерства молодых журналистов, оказание практического содействия в улучшении качества и эффективности национальной молодежной журналистики посредством проведения образовательных мероприятий и укрепления материально-технической базы негосударственных СМИ. Уверен, что он будет способствовать улучшению и более интересному вещанию наших теле- и радиоканалов.

Как известно, в ноябре 2014 года стартовал молодежно ориентированный медиапроект Mening yurtim, организованный НАЭСМИ совместно с ОДМ «Камолот», Центром культуры и искусства молодежи и ЭО «Узбекнаво». «Несмотря на свою молодость, он уже имеет успех у молодежной аудитории. Его также активно поддержали звезды отечественной эстрады. Креативные идеи и «новое дыхание» отечественного ТV-рынка – так позиционирует концепцию проекта молодая и амбициозная творческая команда телепроекта Mening yurtim. Для нее, а также многих других молодых теле- и радиожурналистов Узбекистана на весь год намечены интересные встречи, мастер-классы с участием национальных и международных экспертов, тренинги и семинары. В общем, целая плеяда повышающих знание и мастерство проектов», – отмечает генеральный директор ООО «Озод юрт тулкинлари» Нурулла Абдуллаев.

– Наш центр занимается повышением роли культуры и искусства в воспитании молодежи в духе любви к Родине, верности идеям независимости, укреплении чувства причастности к процветанию страны, формировании у молодых людей на основе богатого культурного и музыкального наследия, лучших образцов современной национальной эстрады и мирового искусства высокого художественного мировоззрения, а также стимулировании молодых талантов. Все эти задачи созвучны проектам, инициированным в Узбекистане. Поэтому мы активно сотрудничаем с ассоциацией и провели в прошлом году ряд концертов и фестивалей, смотров-конкурсов, различных культурных шоу для молодежи. В 2015 году число различных интересных совместных проектов только увеличится, – подчеркнул заместитель директора Центра культуры и искусства молодежи Ориф Назаров.

К идее поддержки развития молодежной журналистики в Узбекистане присоединилась и глава представительства ЮНЕСКО Криста Пиккат, не раз отмечавшая во время встреч с тележурналистами важность усилий по подготовке медиапродукции, ориентированной на молодежную аудиторию и побуждающей к созидательным мыслям и поступкам, направленным на популяризацию культурно-нравственных ценностей.

uz_26_02_2015_4

Вместе с тем, представительство ЮНЕСКО в Узбекистане поддерживает культурно-историческое направление деятельности негосударственных ТВ и радиостанций. В рамках конференции состоялась презентация проекта по насыщению эфира медиаконтентом о богатом культурно-историческом наследии Узбекистана, а также телерадио-программами, освещающими экологическую тематику.

– В лице ассоциации мы нашли компетентных партнеров. В прошлом году мы совместно успешно провели несколько образовательных мероприятий, одним из которых стал международный «круглый стол». В этой связи радует то, что в социальной медиапродукции, которую подготавливают молодые журналисты, уделяется большое внимание пропаганде сохранения нематериального культурного наследия. Добавлю, что один из проектов, презентованных сегодня, который направлен на освещение тем экологии, сохранение природы родного края, особенно актуален. Мы будем оказывать содействие НАЭСМИ в подготовке ток-шоу, посвященного экологической тематике. Я думаю, это правильные ориентиры, и мы всегда открыты к сотрудничеству в этих направлениях, – отметила глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Криста Пиккат.

– Узбекистан обладает огромными природными, историко-архитектурными богатствами. У нас своя уникальная культура, которая складывалась многие века. С одной стороны, проект призван просвещать молодую аудиторию через программы и телесюжеты, ненавязчиво рассказывать об истории и культуре нашего края, с другой стороны – он обогащает знаниями самих молодых журналистов. Они будут постоянно находиться в поисках новых интересных фактов и объектов, чтобы рассказывать о них на радио или в телеэфире, – отметила координатор проекта Мадина Юлдашева.

В этом году планируется осуществить значимый проект по оказанию содействия региональным телевизионным станциям в сфере совместного создания, взаимного обмена и трансляции лицензионного телевизионного контента, соответствующего национальным интересам Узбекистана, международным стандартам, а также формированию системы самофинансирования и самоокупаемости.

– Современные медиа живут в условиях непрерывной конкурентной борьбы и им необходимо постоянно улучшать свой контент, чтобы не терять аудиторию. Мы в рамках нового проекта по созданию единого медиапространства для ряда региональных телестудий будем готовить медиапродукцию различных форматов с целью увеличения конкурентоспособности и повышения качества контента, размещаемого в эфире негосударственных телерадиостанций. Вся продукция будет размещаться в единой базе для открытого пользования. Это позволит в значительной мере обогатить эфир региональных станций качественной лицензионной продукцией, – подчеркнула координатор проекта Замира Артикова.

В этой связи большой резонанс у участников вызвала презентация проекта первого в Узбекистане негосударственного интернет-телеканала. Появление возможности трансляции сигнала в режиме онлайн через Интернет в региональные телестудии стало возможным благодаря бурному развитию в республике информационно-коммуникационных технологий и появлению высокотехнологичных IT-механизмов. Техническое вещание интернет-телеканала начнется в марте этого года. На просторах глобальной сети пользователи благодаря этой инициативе смогут выбирать программы на свой вкус. Сетка вещания канала – 20 часов в сутки удовлетворит вкусы самых искушенных зрителей. Здесь будут представлены информационные, культурно-просветительские и музыкально-развлекательные передачи, talk-программы, ток-шоу, рекламно-коммерческие передачи, сериалы и художественные фильмы.

На первом этапе канал будет доступен в Ташкенте и региональных телестанциях Андижана, Коканда, Бухары, Джизака, Маргилана, Карши, Самарканда, Турткуля и Нукуса. На втором этапе – в Намангане, Навои, Термезе и Хорезме.

При этом важно, что будет налажено тесное взаимодействие между региональными станциями, которые смогут получать дополнительные доходы от рекламы, а значит, и улучшить свое финансовое состояние. Здесь стоит отметить, что в Узбекистане активно работает система грантовой поддержки социально значимых проектов СМИ. Уместно отметить, что Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе в течение 2010-2014 годов выделила свыше 30,7 млрд. сумов, которые распределены в форме государственных социальных заказов, грантов и субсидий, на поддержку 1100 проектов ННО, СМИ и других институтов гражданского общества.

Тема парламентариев звучала на конференции и через призму доведения до общественности сути разрабатываемых и принимаемых законов. Как отмечал глава государства, «позиции партий, их фракций по тем или иным законам, суть межфракционных дискуссий по жизненно важным вопросам общественно-политического, социально-экономического развития должны во всей полноте доводиться до широкой общественности, до избирателей. В этом и состоит суть демократической организации власти, народовластия, парламентаризма».

Именно реализация этих задач найдет свое отражение еще в одном проекте этого года по подготовке медиаконтента по освещению деятельности парламента и других государственных органов Узбекистана. Поддержку в реализации этой идеи окажет Парламентская комиссия и представительство Национального демократического института в Узбекистане.

– Проект важен для молодой аудитории, которая должна получать информацию о соблюдении буквы закона в целом, развитии национального законодательства. Ведь это прежде всего вопрос правовой грамотности. От того, насколько наши сверстники будут хорошо знать свои права и законы страны, зависят их дальнейших успех и реализация в обществе. Поэтому мы будем работать в парламенте, делать оттуда репортажи, сообщать новости, рассказывать, как законы претворяются в жизнь. Также в центре внимания проекта станет взаимодействие с органами государственной власти. В Узбекистане принят Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления на местах», который предопределил совершенно новую, открытую форму взаимодействия СМИ с властью. Вот мы и расскажем, как это работает на деле, побываем в высоких кабинетах, увидим, что они делают, над чем работают, – поделилась планами координатор проекта Севара Уринбаева.

– Передача «Парламент соати» – это та площадка, где есть возможность эффективно и плодотворно установить диалог на простом и понятном языке между парламентом страны и гражданским обществом. Этот вопрос остается актуальным во всех странах. Поэтому выражаю благодарность за возможность реализации проекта, направленного на подготовку медиаконтента по освещению деятельности парламента и других государственных органов Узбекистана. Сегодня мы выражаем готовность оказать практическую помощь в создании креативного дизайна для передачи «Парламент соати», соответствующего международному уровню, – подчеркнула директор представительства Национального демократического института в Узбекистане Эрика Брэт.

Уместно отметить, что на заседании не раз говорилось о Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

– Сейчас при Комитете по вопросам информации и коммуникационных технологий нижней палаты парламента создан специальный совет. На этой экспертной площадке мы будем обсуждать новые законы, особенно те, которые готовятся в рамках концепции – «О телерадиовещании», «Об экономических основах деятельности СМИ», «О гарантиях государственной поддержки СМИ», – сказал председатель Комитета по вопросам информации и коммуникационных технологий Ильхом Абдуллаев.

В этом направлении будет работать еще один проект по оказанию правовой, методической и иной консультативной помощи негосударственным электронным СМИ. В его рамках будет создан специальный консультативный центр. Здесь планируется обсуждать законопроекты, выстраивать рекламную деятельность, представлять интересы негосударственных телерадиостанций в государственных органах.

– Для представителей радио- и телестанций очень важно участвовать в процессе принятия решений, создании нормативных документов и законопроектов, ведь кто, как не сами участники рынка знают, что и как необходимо делать. Так, например, сегодня мы обсуждаем, как перераспределять средства, полученные СМИ от льгот и преференций. Мы считаем, что деньги должны в обязательном порядке направляться на модернизацию оборудования и повышение квалификации сотрудников, – сказала директор телестанции «Насаф ТВ» Дильноза Мамадалиева.

Это, действительно, очень актуальная тема, ведь современные журналисты должны быть подкованными и очень профессиональными. Как отмечал Президент Узбекистана в поздравлении работникам печати и средств массовой информации, «мы поставили перед собой высокую цель – занять достойное место в ряду развитых демократических государств, и для ее достижения должны использовать опыт стран, которые наряду с другими областями также многого достигли и в информационной сфере, уделять серьезное внимание дальнейшему повышению знаний и опыта, профессионального мастерства работников средств массовой информации».

В этом направлении огромную роль играет сотрудничество СМИ с международными организациями.

– В Узбекистане созданы благоприятные условия для развития СМИ и роста профессионального уровня их сотрудников. Это непосредственно отражается на работе местных медиа, их технической оснащенности и качестве подготовленных передач. Важно, что из года в год наблюдается динамика развития сектора негосударственных телерадиовещателей. С 2010 года, когда был подписан меморандум о сотрудничестве НАЭСМИ и фонда имени Конрада Аденауэра, мы провели серию образовательных курсов для повышения мастерства молодых журналистов, и сегодня рады видеть уже настоящих профессионалов своего дела и, что немаловажно, стремящихся к познанию нового. В этом году мы планируем провести тренинги с привлечением зарубежных специалистов, а также организовать стажировки для журналистов и операторов на телерадиостанциях Германии, – сказал руководитель регионального представительства фонда имени К. Аденауэра Томас Кунце.

Ведутся переговоры с Британским советом по созданию совместных передач для молодежи на английском языке, которые также станут инициативами в рамках задач, обозначенных главой государства в постановлении «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Вместе с тем совместно с представительством ОБСЕ в Узбекистане реализуется ряд проектов по оснащению региональных теле- и радиостудий современным оборудованием, которое позволит им выйти на качественно новый уровень.

Для повышения качества медиаконтента в стране проводится ряд конкурсов, стимулирующих журналистов брать новые профессиональные высоты. В этом году планируется продолжить работу по стимулированию журналистов в различных мероприятиях и конкурсах, направленных на активизацию построения гражданского общества, а также организации различных семинаров, конференций и фестивалей, таких, как «Озод юрт тулкинлари», «Журналистлар бахори» и других. Одно из ведущих подобных мероприятий – Национальная премия «Олтин калам», вручаемая лучшим журналистам.

– В этом году для широкой популяризации лучших достижений национальной и международной журналистики, формирования критического мышления, а также новых подходов в творческой деятельности журналистов мы планируем провести ряд различных мероприятий. Особый акцент будет сделан на стимулирование написания журналистами актуальных и злободневных материалов, которые призваны привлечь внимание общества к существующим проблемам. Одно из таких мероприятий – международный конкурс на Х Национальную премию «Олтин калам», в котором активное участие принимают и молодые журналисты, – рассказал председатель Творческого союза журналистов Иброхим Халимбеков.

Говорили на конференции и о других, не менее интересных мероприятиях на этот год, о которых мы еще не раз расскажем. Самое главное, что прозвучало на этом форуме – «чтобы все задуманное реализовалось», потому что у негосударственного сектора телерадиовещателей Узбекистана в запасе еще такое же количество новых творческих идей, а самое главное – много задора и силы, которые олицетворяют новое поколение талантливых молодых людей, устремленных в будущее, горящих желанием говорить и показывать о самом интересном правдиво и оперативно.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте