«Все о Золушке». InAVative staging of All About Cinderella Musical
25 марта 2015
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

zol_25_03_2015

1. Краткое общее описание проекта
Проект родился в результате тесного взаимодействия инженеров Polymedia и коллектива театра. Первоначальная идея заказчика — использование одного большого экрана обратной проекции — благодаря инженерным идеям Polymedia трансформировалось в сложный и гибкий аудиовизуальный комплекс, открывший художественному коллективу театра невиданные ранее возможности.

Мюзикл «Все о Золушке» стал самой необычной театральной премьерой 2014 года благодаря оригинальной идее, музыке маэстро российской эстрады Раймонда Паулса и российской альтернативной рок-группы СЛОТ, работе известного режиссера Олега Глушкова и, конечно, уникальным аудиовизуальным инсталляциям Polymedia, которые полностью сломали все устои классической театральной постановки и вывели спектакль на новый современный уровень. Премьера спектакля состоялась 22 октября и получила большой резонанс в московском театральном сообществе.

Основная особенность технического решения мюзикла заключается в его тесной привязке к идее спектакля — показать знаменитую сказочную историю в новой интерпретации, а также привлечь внимание зрителей всех поколений.

«Вы уверены, что знаете эту историю? Действительно ли Крестная — та добрая фея, за которую себя выдает? Какую тайну скрывает Король? Что делает Принц в лесу по ночам? И кто хранит потерянную туфельку? Есть много «Золушек», но такой, как у нас — еще не было!».

zol_25_03_2015_1

Новизна решения по замыслу режиссера должна была полностью отразиться и в форме подачи спектакля. Так постановщики полностью оказались от классических декораций и костюмов актеров — эту роль отвели мультимедиа. Для реализации этой идеи компания Polymedia специально проектировала и разработала специфические инсталляционные решения, которые позволили осуществить задумку режиссера, создав многомерное медиа-пространство спектакля.

Для снижения пикселизации (pixelization) поверх светодиодного задника вплотную к нему был установлен рассеивающий диффузор, в качестве которого используется экран обратной проекции.

Использование аудиовизуальных технологий позволило создать новые искусственные пространства на сцене, в которых виртуальные персонажи перемещаются и появляются в нескольких местах сразу, что открыло для постановки широкие импровизационные возможности.

zol_25_03_2015_2

Все оборудование полностью скрыто от глаз зрителя, установки максимально мобильны, но при этом обладают необходимыми характеристиками для высокого качества визуализации и оптимально подходят для прокатного спектакля (инсталляциям мюзикла предстоят частые демонтажи ввиду периодической смены репертуара и гастроли по стране).

2. Этапы реализации и стоимость проекта
Работа Polymedia над спектаклем началась еще в марте 2014 года, когда команда проекта в составе художественного руководителя Московского театра мюзикла Михаила Швыдкого (экс-министр культуры РФ и председатель Федерального агентства по культуре и кинематографии), генерального директора Александра Новикова, директора проектов театра Андрея Хлобощина и режиссера Андрея Глушкова продумывала сам замысел постановки. Еще не зная, какой именно будет спектакль, команда решила, что постановка должна быть визуально эффектной, мистической, необычной и мультимедийной. После двух вариантов спектакля «Сказка сказок» и «Золушка 16+» остановились на «Все о Золушке» и приступили к разработке контента и технического решения. Финальная репетиция состоялась 17 сентября 2014 года.

3. Требования заказчика к проекту
Требования режиссера постановки:

  • эффектность мультимедийного решения;
  • полная интеграция и единство сценического действия, игры актеров и мультимедиа;
  • мобильность инсталляций для возможности установки и демонтажа каждые 2 недели на протяжении длительного периода времени;
  • абсолютная незаметность оборудования зрителями из зала.

4. Описание технического решения
Все визуальное оформление спектакля осуществляется с помощью светодиодного задника (backdrops) и video mapping на стационарные конструкции сцены. Используются три слоя (layouts): фронтальный — video mapping на отдельные фигуры, находящиеся на сцене с помощью проектора, расположенного под потолком в центре зала, средний — video mapping на объемные конструкции, обрамляющие сцену с помощью четырех проекторов, и задний — на светодиодном заднике сцены. Разнесенные в пространстве средний и задний слои позволяют создать дополнительное ощущение трехмерности сцены. Благодаря динамике видеоизображения у художника имеются почти неограниченные возможности визуальной трансформации сцены. Во многих сценах актеры взаимодействуют с изображением — от охотника убегают звери в лесу, персонажи уезжают со сцены в виртуальном поезде etc.

Одной из важных светотехнических задач для инженеров Polymedia было достижение нужного баланса между параметрами системы прямой проекции, светодиодного задника и светового театрального оборудования.

При разработке технического решения команда специалистов Polymedia исходила из необходимости создания «бестеневой проекции», при которой проекционное оборудование интегрировано, но не загромождает пространство сцены, не дает теней от актеров и не ослепляет их во время игры.

Для снижения пикселизации (pixelization) поверх светодиодного задника вплотную к нему был установлен рассеивающий диффузор, в качестве которого используется экран обратной проекции.

Сама сцена представляет собой П-образную движущуюся арочную конструкцию, полностью покрытую белой матовой краской для удобства отображения мультимедийного контента. Для формирования изображения на стенах конструкции инженеры Polymedia установили 5 проекторов Panasonic, направленных на три стены, в пол сцены и на самих актеров и декорации.

За пределами конструкции на крайней задней части сцены установлен светодиодный экран производства Polymedia — POLYLED с 13 шагом питча, размером 9, 152 на 11, 440 м и разрешением 880 на 700 пикселей.

Экран служит для отображения пространственного контента постановки — сказочный лес, бальный зал и т.д., но при этом взаимодействует с контентом проекторов: экран и проекторы в процессе спектакля то отображают единый контент, то чередуются в его подаче, то изображение плавно перетекает от светодиодного экрана на стены сцены и наоборот.

«Мультимедиа могут продлить или расширить пространство сцены, создавая воображаемое игровое пространство, уничтожая границы или создавая многослойное пространство» — таково было одно из требований режиссера.

zol_25_03_2015_3

С задачей формирования многослойного пространства на всех устройствах отображения справился профессиональный многоканальный видеосервер Catalyst на базе Mac PRO.

6. Основные сложности при реализации
1) Поскольку основным требованием группы проекта спектакля к системам отображения была незаметность инсталляций для зрителя, команде Polymedia пришлось спроектировать установку проекторов внутри сценической конструкции. Сложность такой инсталляции заключалась в том, что все театральные конструкции, обеспечивающие свет, декорации, перемещение сцены и пр., расположены тесно и в ходе спектакля находятся в постоянном движении. Важно было с технической точки зрения гармонично вписать проекторы с четким расчетом зазоров между другими конструкциями. С учетом требуемых характеристик — минимальное расстояние между проектором и изображением, частота и оперативность демонтажа, мобильность, высокое качество изображения — выбор пал на проекторы Panasonic. Проекторы устанавливались к нижней границе возможностей их технических характеристик, с зазором в 1,5 см.
2) Вся конструкция сцены и АВ-инсталляций должны быть максимально мобильны для обеспечения частой смены спектаклей в театре.
3) Все оборудование должно быть полностью скрыто от глаз зрителя и при этом максимально мобильным для реализации функции прокатного спектакля и обладать необходимыми характеристиками для высокого качества визуализации
4) Театр немыслим без использования качественного художественного света, что и стало главной сложностью в техническом решении: обеспечение стабильно контрастного видеоряда при ярком сценическом свете.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте