Развитие ИКТ-компетентности будущих педагогов
28 апреля 2015
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Инесса Морхова.

ikt_28_04_2015

Для современного учителя владение предметом обучения недостаточно: он должен быть компетентен в работе с инновационными технологиями как важнейшими элементами, способствующими повышению эффективности учебного процесса. Только информационно-коммуникационная компетентность позволит молодому специалисту добиться оптимального уровня знаний обучаемых, поможет правильно организовать собственную работу и работу ученического коллектива на занятиях и во вне его.

В современных условиях интенсивной информатизации всех сфер образования становится более очевидной значимость педагогической, профессиональной и информационно-коммуникационной компетентности современного педагога, деятельность которого сейчас все более связывается с использованием новых информационных технологий.

Под развитием информационно-коммуникационной компетентности в процессе творческой самостоятельной работы мы понимаем интегральную способность личности, обеспечивающую необходимый для каждого студента уровень эффективности использования информационно-коммуникационных технологий для самостоятельного решения педагогических задач. Такое понимание информационно-коммуникационной компетентности включает в себя не только владение определенной системой знаний, умений и навыков в информатике и использования ИКТ в обучении, но и развивает информационно-технологические навыки решения профессиональных задач с использованием новых информационных технологий, формирует три основные подструктуры личности: мотивацию, интеллектуальные способности и опыт (С. А. Коробов. Акмеологическая среда творческой самостоятельной работы студентов как средство развития информационно-технологической компетентности: автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2011. С. 24).

Исследования, проведенные Н. В. Кузьминой и В. Н. Софьиной, показали, что профессиональная компетентность имеет сложную структуру, содержащую определенные компоненты, среди которых выделяются: дифференциально-психологическая; социально-психологическая; аутопсихологическая; акмеологическая; управленческая; специальная и информационно-технологическая компетентность (ИТ-компетентность) (В. Н. Софьина. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научнопроизводственной интеграции: автореф. дис… докт. психол. наук. СПб., 2007. С. 47).

На основе выделенных структурных компонентов профессиональной компетентности могут формироваться любые модели компетентности специалистов, в том числе и педагогов.

По-нашему мнению, говоря о структуре профессиональной компетентности педагога, следует уточнить используемую терминологию в отношении термина ИТ-компетентность. Мы считаем более целесообразным и точным вместо термина ИТ-компетентность (информационно-технологическая компетентность) использовать термин ИКТ-компетентность (информационно-коммуникационная компетентность) в связи с тем, что рассматриваем ИТ-компетентность как один из видов ИКТ-компетентности.

ikt_28_04_2015_1

Под ИКТ-компетентностью педагога обычно понимают способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий (то есть, решение любых видов педагогических задач, предполагающих использование компьютера во всех видах деятельности педагога в процессе обучения, в управленческой деятельности, в области самообразования и др.).

Чаще всего исследователи выделяют два вида ИКТ-компетентности: базовую и предметно-ориентированную (профессиональную, специальную). Под базовой ИКТ-компетентностью учителя мы понимаем способность учителя использовать общие знания о компьютере и умения в области компьютерных технологий (чаще всего востребованные при использовании прикладных программ общего назначения в качестве инструмента деятельности педагога). Этот уровень ИКТ-компетентности является необходимым, но явно недостаточным для решения всех видов педагогических задач. Учитель должен еще обладать дидактическими и методическими знаниями и умениями в области проектирования и организации образовательного процесса с использованием ИКТ, то есть владеть специальной ИКТ-компетентностью.

Специальную ИКТ-компетентность учителя-предметника мы понимаем как готовность педагога к обеспечению процесса изучения учащимися любого учебного предмета с использованием ИКТ (А. А. Витухновская, Т. С. Марченко. Структура специальной ИКТ-компетентности учителя-предметника // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 1. Начальное образование современной России. СПб.: Изд-во ВВМ, 2010. С. 282–288). Очевидно, что для организации процесса обучения с использованием ИКТ у учителя должны быть сформированы оба уровня компетентности, как базовый, так и специальный.

Базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога сегодня является наиболее разработанной, здесь у авторов нет существенных противоречий. Что касается специальной ИКТ-компетентности учителя-предметника, то она нуждается в более основательной проработке, особенно в той части, которая касается структуры и критериев выделения компонентов этой структуры.

Структуру специальной ИКТ-компетентности учителя-предметника целесообразно определять на основе анализа его деятельности при использовании ИКТ в образовательном процессе, и в той последовательности, в которой эта деятельность осуществляется, от осознания необходимости использовать компьютер на конкретном этапе обучения до непосредственного проведения занятия в аудитории, анализа и корректировки результатов.

В соответствии с этапами деятельности, которую педагог должен выполнять в процессе использования ИКТ при изучении предмета, мы в составе специальной ИКТ-компетентности учителя-предметника выделяем три структурных компонента (вида) компетентностей: предметная ИКТ-компетентность; методическая ИКТ-компетентность; информационно-технологическая ИКТ-компетентность

Каждая из названных специальных компетентностей формируется в соответствующих учебных курсах (информатики, конкретного предмета и методики его преподавания), а также в курсах, цель которых состоит в формировании и развитии специальной ИКТ-компетентности. Но, как показывает анализ нашей практики, названные выше учебные курсы не справляются в полной мере с задачей формирования у студентов специальной ИКТ-компетентности; необходима большая целенаправленная самостоятельная работа студентов по формированию интеграционных умений в области информатики, конкретного предмета и методики его преподавания в школе, использования ИКТ в обучении школьников.

Выделены факторы акмеологической среды творческой самостоятельной работы студентов и субъективные факторы (С. А. Коробов. Акмеологическая среда творческой самостоятельной работы студентов как средство развития информационно-технологической компетентности: автореф. дис…. канд. психол. наук. СПб., 2011. С. 24).

Все они будут способствовать развитию профессиональной и информационно-технологической компетентности студентов.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте