От информационной культуры – к компьютерной грамотности
30 сентября 2015
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Светлана Конева.

Дистанционное обучение и применение дистанционных технологий диктует новый подход к определению информационной культуры личности. В условиях непрерывно возрастающих возможностей доступа к информации из любой географической точки с помощью современных информационных и коммуникационных технологий, обилия разного рода информации для каждого человека становится необходимым самостоятельно уметь разрабатывать стратегию сбора и отбора необходимой лично ему информации.

Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в культуротворческой среде. Современные этапы развития общества в век всеобщей технологизации и модернизации диктуют иные подходы и трактовки самого процесса обновления информации в области образования, и отдельные аспекты как основополагающие в области современной информатизации общества и глобализации коммуникационных технологий, формирование культуры в обществе в целом. В современном мире, это каждодневная обязанность человека уметь отслеживать информацию, переводить ее в нужный материал, уметь использовать и получать результат.

Задача образовательного учреждения — уметь использовать тот объем и поток информации, удовлетворять потребности в современном знании, прививать навыки и умения, при этом развить личность, раскрыть способности, с дальнейшим прило­жением и приумножением в получении гарантированного положительного результата и проявлении себя в трудовой деятельности. Возникает необходимость в хранении и использовании информации, создании технической базы и использование информационно-технического потенциала. Сейчас очень актуально сетевое взаимодействие, организовано оно на основе информационно-коммуникационных технологий. Применение сетевого взаимодействия при создании и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных технологий. Теперь есть такая тенденция — что именно сетевое взаимодействие считается одним из главных ресурсов развития системы образования. В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Первооткрывателем был А. И. Адамский и созданные им образовательные сети «Эврика».

Так как, сетевое взаимодействие в образовании — это сов­местная деятельность образовательных учреждений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, совместных разработках и использовании инновационно-методических и кадровых ресурсов. Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса осуществляется в различных сетевых педагогических сообществах, и это не по определению, а подразумевается под таким сообществом можно понимать отношения, которые связывают общие цели, потребности и интересы (в т. ч. педагогами, родителями, детьми и взрослыми), имеющая целью участие в разработке специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения (и в некоторых случаях некоторые общаются друг с другом в основном через Интернет). Цель сетевых педагогических сообществ — поддержка творческих учителей, решение профессиональных проблем, обмен опытом, предоставление возможности для публикаций, конкурентоспособность как систем, так и специалистов в области образования.

Создаваемый в процессе информатизации информационно-технический потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий, но и служит своего рода базой культуротворческой среды. Многое зависит от уровня информационной культуры как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации все-таки является человеческий фактор. Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений, это:

  • владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.;
  • умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
  • способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем;
  • умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;
  • знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности. Актуальность данного вопроса вытекает из необходимости уточнения определения информационной культуры личности ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития социума. Глобальность роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется такими факторами:

  • резким увеличением объемов информации (ускоренные темпы развития научно-технического прогресса);
  • скоростью распространения (рассеяние информации, вызванное дифференциацией и интеграцией современной науки);
  • очень быстрым устареванием знаний (смена научных и социальных парадигм).

Определяя важнейшие аспекты информационной культуры, следует выделить следующие:

  • формирование тезауруса — системы информационных понятий (обеспечение общей и специальной ориентировки личности в окружающей информационной среде);
  • умение осуществлять информационную деятельность (формирование своих информационных запросов и потребностей, владение стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска, анализ информационных источников, свертывание и развертывание информации, вступление в разнообразные информационные контакты);
  • подготовленность личности к эффективному использование любых источников информации (традиционных, компьютерных);
  • адекватное регулирование (разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм);
  • реализация индивидуальных особенностей личности (в информационной деятельности).

Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Функции информационной культуры:

  • воспитательная (активно участвует в освоении человеком всей культуры и в овладении накопленным человечеством богатствами, в формировании его поведения);
  • коммуникативная (является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей);
  • регулятивная (оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную);
  • познавательная (непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением).

Сущностность определения понятия «информационная культура», само понятие культуры, дополнено в соответствии с особенностями данной специфичности сферы деятельности, и как важнейший компонент педагогической культуры, составляющий основу общей культуры личности. Сегодня множество определений понятия культуры и ее значений. Остановимся на сути понятия, обращая внимание на те его стороны, которые окажутся существенными при трактовке «информационная культура личности». В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» в переводе с латинского означает «возделывание почвы», то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В широком смысле понятие культура как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура по своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Представляется культура:

  • в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;
  • творческое содержание деятельности;
  • способы деятельности, ее технологии;
  • качественная характеристика деятельности и ее результатов.

Употребляться понятие «культура» может в самых разных смыслах. Вкладывая содержательный смысл в основу классификации видов культуры или предметный признак, можно говорить о художественной, эстетической, экологической, физической, педагогической культуре и т.д. Теперь сюда входит информационная культура, так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности, она является исключительной в формировании культуротворческой среды и в самом содержании образования.

Информационная культура личности (ИКЛ) — понятие многоаспектное, но принимается как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; и как сам уровень развития знаний, умений, навыков и т.п. И как учебную дисциплину и как область знаний, исследующую сразу несколько проблем. Информационная культура находится в плотной взаимосвязи с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность», где ключом к пониманию словосочетаний является слово «грамотность», которое педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. Компьютерная грамотность — это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере. Под компьютерной грамотностью понимаются:

  • знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров; их потенциал, возможности и границы использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;
  • совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности;
  • умение инструментального использования ЭВМ, умение пользоваться текстовым и графическим редакторами; электронными таблицами;
  • умение использовать электронные базы данных;
  • умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера.

Важнейшие компоненты в понятии «информационная грамотность личности»:

  • компьютерная грамотность личности;
  • знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
  • наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;
  • умение ориентироваться в информационных потоках;
  • умение и навыки сохранения информации для повторного использования;
  • развитость алгоритмического мышления личности.

Компьютерная культура, понятие, охватывающее и регламентирующее полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами, и являющаяся важнейшим аспектом в определении педагогической культуры и культуры вообще.

К определению компьютерной культуры относятся:

  • знание методологии применения ИКТ в различных областях жизнедеятельности человека;
  • понимание соответствующей терминологии, связанной с ИКТ;
  • знание принципов устройства и работы компьютерной техники;
  • знание конкретных примеров использования ИКТ;
  • свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;
  • знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.);
  • понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться;
  • умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;
  • умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности, и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);
  • соблюдение морально-этических и правовых норм.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и наполнение культуротворческого пространства. Предполагается наличие у личности таких качеств, как:

1)  информационная грамотность, включающая:

  • стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий (в т. ч. компьютерные);
  • умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;

2)  осознанная мотивация личности на:

  • удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний ИКТ;
  • повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
  • развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;

3)  определенный стиль мышления — главной характеристикой стиля являются самостоятельность и креативность.

Сегодня информатизация общества оказывает воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как формирование новой цивилизации — информационного общества. Составляющие культуротворческой среды, такие как информационная культура, педагогическая культура, компьютерная культура, уровни, содержание и характер, меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. И каждый новый этап совершенствования информационной культуры включает их в себя как необходимые, тем самым обогащая содержание информационной культуры.

Литература:

  1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  2. Гуревич П. С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманит. вузов. — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 317 с.
  3. Выготский Л. С., Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ. — ист. Теории Л. С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 167 с.
  4. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
  5. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука, 1980. — 303 с.
Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте