Приоритет – информационной культуре личности

Согласно Толковому словарю русского языка, полезность — это пригодность для определенной цели, удовлетворяющая определенным требованиям, или иначе, нужность, пригодность. В современной науке полезность понимается неоднозначно, и в работах разных авторов (представляющих самые разнообразные области знаний) можно встретить существенно различные определения полезности и точки зрения.

Одни связывают степень полезности информации, то есть ее ценности, с увеличением вероятности достижения некоторой цели после получения информации. Другие авторы под полезностью понимают критерий предпочтения, как фактор, оптимизирующий человеческую деятельность. Она оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Полезность информации не может быть определена независимо от ее восприятия. Установлено, что о полезности информации можно судить лишь по последствиям ее принятия человеком. Она непосредственно связана с уровнем восприятия пользователя, его подготовки и с предшествующим опытом запаса информации — тезауруса человека. Количество информации зависит от того, насколько она нова и значима для пользователя. Следовательно, полезность информации имеет субъективный характер.

Значит, это оптимальное удовлетворение определенным требованиям информационных запросов потребителей при принятии ими решений в конкретных условиях (ситуации).

В качестве критериев полезности при сборе информации выступают понятность, достоверность, надежность, а при отборе — релевантность и пертинентность.

Релевантность — смысловое соответствие содержания найденных документов информационному запросу по конкретной теме. При этом под информационным запросом понимается словесная форма выражения информационной потребности при обращении к различным информационно-поисковым системам (традиционные и электронные библиотеки, Интернет и т.п.).

pri_30_09_2015

Релевантность

Релевантная информация, описывающая конкретные аспекты проблемы исследования или поиска, т.е. отвечающая на непосредственную информационную потребность, является пертинентной. Иными словами, пертинентность — соответствие содержания документа реальной информационной потребности конкретного пользователя.

Опыт нашей работы показывает, что предложенный подход к оценке полезности информации позволяет пользователю целенаправленно осуществлять выбор информации и оптимально ее использовать при решении различных задач.

pri_30_09_2015_1

Пертинентность

Структуировав само понятие информационная культура, легче выявить вектор развития и наполняемость. Компануя большое понятие информационная культура личности (ИКЛ) обу­чающихся, следует выделить, что структуру ИКЛ обучающихся можно представить по двум направлениям: горизонтально и вертикально.

«Горизонтальная» структура ИКЛ может быть представлена следующими ключевыми понятиями: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».

Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе. Классифицированы нормы по нескольким основаниям:

  • побуждающие (нужно обязательно делать то или иное);
  • запрещающие (то, что нельзя делать);
  • общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;
  • по степени обязательности — обязательные и необязательные к исполнению.

Следуя различным нормам и правилам общества, человек приходит к тому, что начинает выполнять те или иные роли, социальная роль — член семьи, пассажир в общественном транспорте, пользователь в сети Интернет и т.д.

Особо следует выделить знания. Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах. Знания также нормируют поведение человека. 

Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков. Особая роль в этом принадлежит символам. Знак или символ представляют собой повод реагировать на них соответствующим образом. Например, знаковость интерфейса настраивает человека реагировать определенным образом на то, что он видит, сидя за компьютером, на экране монитора. 

Ценности являются способом регуляции поведения. Они придают смысл человеческой жизни.

Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты ИКЛ: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.

Основанием выделения компонентов является специфика содержания и функций каждого из них. При относительной самостоятельности между отдельными компонентами существуют связи, отражающие генезис культуры, представленность процесса и результата формирования ИКЛ. При исключении какого-либо компонента отсутствует полнота характеристики ИКЛ.

Наиболее интересен двигатель процесса — когнитив личности. Когнитивный компонент характеризует отношение учащегося к теории и практике информатизации (знания и представления о новой информационной картине мира в идеях, гипотезах и теориях). Наличие данного компонента предполагает наличие интереса у обучающегося, наличие целостных знаний (фактов, представлений, понятий, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и идентификацию поля своих возможностей в осуществлении информационной деятельности. Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т.д.

Содержательная сторона — не менее важный аспект, так как содержательный компонент определяет систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося. Этот компонент связан с деятельностью обучающихся в области организации разнообразных видов информационной деятельности:

  • использование в самостоятельной деятельности универсальных технологий (традиционных и электронных) поиска, обработки, манипуляции, представления, управления и хранения информации;
  • отбор и аккумуляция необходимых сведений о возможностях ИКТ в удовлетворении учебно-познавательных и общекультурных запросов и потребностей;
  • владение эргономическим и эстетическим подходом к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий осуществления информационной деятельности.

Содержательный компонент проявляется во владении обучающимся сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, в рефлексии сочетания целей информационной деятельности с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде.

Коммуникация, как связующее звено, коммуникативный компонент включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у учащегося способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа «человек — человек», «человек — компьютер», «человек — компьютер — человек». 

Представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей — особенно актуально обозначившая себя проблема.

Следующий важнейший компонент — рефлексивный, представляет собой систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования культуротворческой среды. Данный компонент связан со знаниями учащегося о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли ИКТ в развитии современной цивилизации; правовых, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека.

Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции, и исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.

Обобщив взгляды ученых, исследовавших проблему определения информационной культуры личности, можно констатировать, что это понятие:

  • не имеет однозначного толкования, авторы рассматривают его с позиций различных наук — философии, социологии, психологии, информатики, библиотековедения, библиографоведения, а также семиотики, лингвистики, культурологии и т.д.;
  • имеет различные сущностные признаки (уровень знаний, умения, способы обращения, результат деятельности субъекта, мера, степень, способ).

Это явление объективно, так как подход к определению диктуется уровнем развития среды жизни и деятельности человека. Вместе с тем необходимо четкое определение понятия для проектирования педагогической технологии формирования базового уровня информационной культуры и расширению культуротворческой среды, с которым каждая личность может жить и плодотворно трудиться в условиях стремительно изменяющегося мира.

В результате определены:

  • критерии оценки полезности информации при ее сборе (понятность, достоверность, надежность) и при отборе (релевантность и пертинентность), способствующие качественному поиску необходимой информации для решения конкретной задачи;
  • критерии сформированности ИКЛ обучающихся (коммуникативные умения в системах «человек — компьютер» и «человек — компьютер — человек»);
  • умение определять полезность информации при ее поиске;
  • владение терминологическим аппаратом в области использования средств информатизации;
  • сформированность умений и навыков работы с информацией;
  • умение работать со средствами информатизации;
  • сформированность умения соблюдать этические нормы поведения в информационной среде;
  • сформированность рефлексии в информационной деятельности, совокупность которых позволяет оценить обобщенный уровень ИКЛ обучающихся.

Вывод, под информационной культурой личности понимается умение ориентироваться в потоке избыточной информации, оперативно оценить ее полезность и в дальнейшем целенаправленно и сознательно использовать при решении поставленных конкретных задач по расширению культуротворческой среды.

Литература:

  1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  2. Гуревич П. С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманит. вузов. — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 317 с.
  3. Выготский Л. С., Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ. — ист. Теории Л. С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 167 с.
  4. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  6. Водомеров Н. К. Вопросы теории стоимости и полезности. — Вологда: ВоГТУ, 2000. — 185 c.

Orphus system