Время обучать по-новому
27 ноября 2015
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Санжар Азизходжаев.

vrem_27_11_2015

Современная теория и практика преподавания иностранных языков поставлены перед необходимостью развить духовную сферу обучающихся, повысить гуманитарное содержание обучения, полнее реализовать воспитательно-образовательный потенциал учебного предмета. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в преподавании иностранных языков. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранными языками. Исходя из этого, все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе обучения. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, исследование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи, как Е. С. Полат, Е. И. Дмитриева, С. В. Новиков, Т. А. Полилова, Л. А. Цветкова и др. Э. Л. Носенко отмечает, что компьютерные обучающие программы в обучении английскому языку стали использоваться с 80-х годов ХХ в. Указывается на то, что автоматизированные обучающие системы (АОС) относятся к комбинированным техническим средствам обучения. Они предназначены для реализации с помощью компьютера, работающих в диалоговом режиме, функций по предъявлению учебной информации в удобной для нас форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного, проблемного обучения, контролю знаний, а также для обеспечения доступа к вычислительным, информационно-справочным и другим ресурсам компьютера.

Особое внимание отводится пригодности технических средств обучения и контролю их использования на занятиях по иностранному языку. Исследователи определяют следующие критерии:

  • технические средства должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;
  • они должны обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого обучающегося;
  • повышать сознательность и интерес к изучению языка;
  • обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых;
  • обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.

Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса.

При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Необходимо отметить, что материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Компьютер обеспечивает всесторонний контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний обучающихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. При использовании компьютеров в учебном процессе возможен острый дефицит непосредственного общения педагога и обучающихся, живого слова педагога. Педагог должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий обучающихся в решении той или иной задачи.

Формы работы с компьютерами обучающими программами на занятиях английского языка включают:

  • изучение лексики;
  • отработка произношения;
  • обучение диалогической и монологической речи;
  • обучение письму;
  • отработка грамматических явлений.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании английского языка. Наиболее часто в учебном процессе используются следующие элементы ИКТ. Это:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • интерактивные доски;
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD- и CD-диски с картинами и иллюстрациями; видео и аудиотехника;
  • интерактивные карты и атласы;
  • интерактивные конференции и конкурсы; материалы для дистанционного обучения.

Интернет-ресурсы
Возможности интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой обучающимся и педагогам информации. Интернет-ресурсы на уроках английского языка помогают решать ряд дидактических задач. К таким дидактическим задачам можно отнести следующие:

  • формирование навыков и умений чтения посредством использования материалов глобальной сети;
  • совершенствование умений письменной речи обучающихся;
  • пополнение словарного запаса обучающихся;
  • формирование устойчивой мотивации к изучению английского языка.

Использование проектора
Преимущество проектора перед традиционными наглядными пособиями заключается в обеспечении наглядности как важной составляющей методики преподавания.

Компьютерная лекция
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point, — это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты.

Электронные учебники
Достоинства электронных учебников в их мобильности, доступности связи с развитием компьютерных сетей, адекватности развития современных научных знаний. Электронные учебники способствуют решению такой важной проблемы, как постоянное обновление информационного материала.

Электронные словари
Электронный словарь несет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные электронные словари используют средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведений произношения.

Наиболее часто в практике изучения английского языка используются следующие словари:

  • Промт (осуществляет перевод предложений с русского на английский и с английского на русский);
  • Словарь Мюллера (новая редакция англо-русского словаря);
  • Alternative English Dictionary (постоянно обновляющийся словарь английского сленга).

Интернет является превосходным средством для получения информации о последних событиях в мире. С помощью Интернета классная комната превращается в агентство новостей, а обучающиеся — в репортеров. Такой вид деятельности включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, а также беглую речь. Онлайновая газета играет большое значение в овладении обучающими межкультурной компетенцией.

Основная цель изучения английского языка — формирование коммуникативной компетенции. При формировании коммуникативной компетенции решаются также и другие цели обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Таким образом, используя информационные ресурсы сети, Интернет может более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умение чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
  • совершенствовать умение монологического и диалогического высказывания;
  • совершенствовать умение письменной речи;
  • пополнять свой словарный запас;
  • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры традиций страны изучаемого языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Список использованной литературы
1. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи/ О. И. Барменкова // Иностранный язык в школе. — 1999.  3. — С. 20–25.
2. Ильченко Е. И. Использование видеозаписи на уроках английского языка. / Е. Ильченко // Первое сентября. Английский язык. — 2003.  9. — С. 7–10.
3. Барменкова О. И. Эффективные приемы обучения иностранного языка: Учеб. пособие для учителя. /О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. — 1991. — С. 50–59.
4. Гез Н. И. Методика преподавания иностранных языков. /Н. И. Гез. — М.: Просвещение, 1982. — 156 с.
5. Ефременко А. В. Применение информационных технологий. /А. В. Ефременко // Иностранные языки в школе. — 2007.  8. — С. 18–21.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте