Анализ прикладных задач организационно-экономического механизма управления информационно-ресурсного центра
15 декабря 2015
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Х.Б. Рахимов.

Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране в связи с осуществляемой в настоящее время радикальной экономической реформой, основанной на переходе к новому рыночному механизму хозяйствования, требуют совершенствования управления деятельностью хозяйственных объектов. Необходимость принятия незамедлительных мер по данному вопросу стала особенно очевидной в связи с практически полным изменением функций и задач управления как на государственном, так и на производственном уровне, обусловленном особенностями действия экономического механизма в переходном периоде.

В течение переходного периода в объектах социально-культурной сферы будут происходить изменения, требующие соответствующей перестройки форм и методов управления, поэтому задачи рационализации и формирования организационно-экономического механизма управления, соответствующей ей информационной базы принятия решений становятся одним из важнейших направлений совершенствования управления. [2.]

Наша задача — рационализация и формирование организационно-экономического механизма управления в рамках планово-экономического расчета как хозяйственного объекта на примере информационно-ресурсного центра — библиотеки.

ИРЦ (информационно-ресурсный центр) как некоммерческие организации, производство которых не имеет законченного хозяйственного оборота, не могут использовать первый принцип хозрасчета — самоокупаемость. Все остальные принципы способствуют частичному хозрасчету и применимы в библиотечной практике.

Основные принципы хозрасчета мировые библиотековеды стали применять сравнительно недавно, когда резко поменялась система распределительных отношений. Организация библиотечной деятельности на принципах планово-экономического расчета далась библиотечному сообществу непросто, что объяснялось причинами объективного характера. За долгие годы существования ИРЦ исключительно на базе бюджетного финансирования библиотечные специалисты оценивали результаты своего труда лишь с целью его научной организации. Жесткие статьи бюджета ограничивали свободу самостоятельно распоряжаться деньгами, разбираться в экономических отношениях субъектов библиотечного производства. Полная финансовая зависимость от бюджета государства или ведомства обусловила и полную правовую зависимость от них органов управления, которые определяли и величину ассигнований. А это, в свою очередь, привело к смещению критериев оценки деятельности ИРЦ: главным стало не качество удовлетворения читательских запросов и, соответственно, качество их базы (фондов, каталогов), а количественные показатели по охвату читателей, книговыдаче, числу библиографических справок и т.д. В результате были нарушены пропорции между производством библиотечных услуг и видами библиотечного обслуживания. Главенствующим стал принцип разработки номенклатуры услуг в зависимости от структуры сложившейся технологии, а не от быстро меняющихся общественных потребностей. В рамках проведенных реформ библиотеки называют «Информационно-ресурсный центр», изменились требования к ним, а также изменились вопросы финансирования и даны возможности самостоятельного принятия решения.

Значит, нынешнее положение ИРЦ позволяет сделать к ним подход как к хозяйственному объекту, и появляется возможность применения методов планово-экономического анализа, то есть рассматривать вопросы хозяйственного расчета, себестоимости, цен на услуги, вопросы экономического стимулирования и т.д.

Существует два типа экономического анализа: ретроспективный и перспективный.

Ретроспективный анализ строится на базе отчетной технологической документации, дает возможность понять и измерить экономические процессы в ИРЦ. Он служит базой для проведения перспективного анализа, направленного на защиту существующего режима деятельности, т.е. на недопущение действия выявленных негативных факторов, что позволяет обеспечить устойчивое развитие библиотечного производства. Ретроспективный экономический анализ предполагает исследование по трем параметрам: всем видам библиотечных ресурсов и затрат, ресурсной обеспеченности технологии, экономической эффективности ИРЦ. Каждому параметру соответствует свой набор показателей и определенный алгоритм расчета. Общей базой для проведения экономического анализа является детально разработанная документация, регламентирующая библиотечные технологические процессы. [3.]

analiz_15_12_2015

Экономический анализ можно считать завершенным, когда имеет место соответствие поставленных и выполненных задач, разработаны альтернативные программы для достижения цели, а для каждой программы определены необходимые ресурсы и механизмы устранения возникающих «помех».

На защиту существующего режима деятельности направлен перспективный экономический анализ. Его проведение позволяет не допустить действия выявленных в ходе ретроспективного анализа негативных факторов, обеспечить, тем самым, устойчивое развитие библиотечного производства. [3]

analiz_15_12_2015_1

Современное научное управление работой ИРЦ и ИБУ немыслимо без широкого применения экономических методов, которые могут непосредственно влиять на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов библиотечных учреждений. Одним из важнейших рычагов такого управления является экономический анализ библиотечной работы.

В настоящее время основными направлениями планово-экономического расчета являются:

  • Бухгалтерский и налоговый учет.
  • Управление материально-техническими ресурсами (информационно-библиотечных и информационно-коммуникационных технологий).
  • Управление финансами.
  • Управление персоналом.
  • Управление услугами.
  • Управление капитальным вложением.

Финансирование информационно-библиотечного учреждения (ИБУ) осуществляется за счет бюджета, средств Фонда развития ИБУ, внебюджетных и спонсорских средств, а также за счет платных услуг, оказываемых пользователям.

Планово-экономический расчет ИБУ можно рассматривать в следующем порядке:

analiz_15_12_2015_2

  • I группа расходов— заработная плата и приравненные к ней платежи.
  • II группа расходов— отчисления работодателей.
  • III группа расходов— капитальные вложения.
  • IV группа расходов— другие расходы.

Расчет бюджетного финансирования осуществляется с помощью стандартного программного продукта, рекомендованного Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан. [1.] Этот программный продукт позволяет организациям полностью автоматизировать составление смет всеми существующими методами расчета, осуществлять экспертизу смет и выпуск проектно-сметной документации на любые виды работ.

Функциональность программного комплекса:

  • Составление локальных смет всеми существующими методами расчета (базисно-индексный, ресурсный и т. д.).
  • Формирование ведомостей потребности.
  • Составление объектных смет и сводных сметных расчетов с автоматическим переносом и группировкой данных из локальных смет.
  • Экспертиза сметной документации: проверка сметных норм и расценок на соответствие нормативной базе, проверка нормативов накладных расходов и сметной прибыли, индексов пересчета в текущий уровень цен, базисных и текущих цен на ресурсы.
  • Удобный контекстный поиск расценок в сметно-нормативной базе по обоснованию, наименованию, составу работ и наименованию ресурсов.
  • Использование шаблонов при составлении смет. Возможность установки зависимости между объемами работ в смете.
  • Возможность составления смет в многопользовательском режиме в локальной сети с разграничением прав доступа для пользователей.

Внебюджетный Фонд развития ИБУ формируется за счет ежегодных отчислений средств, поступающих из Фонда развития информационно-коммуникационных технологий и других спонсорских поступлений. Распределение средств, поступающих из Фонда развития ИБУ, определено Постановлением Президента Республики Узбекистан в процентном соотношении. [1.]

analiz_15_12_2015_3

  1. 60 процентов— на внедрение новых информационно-библиотечных и информационно-коммуникационных технологий, программного обеспечения в деятельность информационно-библиотечных учреждений республики и на укрепление их материально-технической базы;
  2. 25 процентов— на установление стимулирующих надбавок работникам ИБУ в размере от 25 до 75 процентов от должностного оклада и премирование за профессиональное использование современных информационных технологий, знание иностранного языка, внедрение эффективных форм обслуживания пользователей, а также на оказание материальной помощи;
  3. 15 процентов— на приобретение расходных материалов и комплектующих для эксплуатируемого в ИБУ технологического оборудования, включая оборудование, предназначенное для реставрации, консервации и обеспечения сохранности уникальных и особо ценных изданий ИБУ, а также на приобретение и подписку отечественных и зарубежных изданий. [1.]

Также финансирование информационно-библиотечных учреждений осуществляется за счет средств, получаемых от оказания платных услуг и иных источников, не запрещенных законодательством. [3.] Платные услуги (обслуживание) предоставляются ИБУ физическим и юридическим лицам с целью реализации их права на удовлетворение дополнительных культурно-образовательных и информационных потребностей, расширения спектра эффективной помощи пользователям, повышения комфортности, интенсификации использования имеющегося и привлечения дополнительного ресурсного потенциала, усиления экономической заинтересованности сотрудников, укрепления материально-технической базы ИБУ. Большинство современных ИБУ имеют от 50 до 100 и более видов платных услуг (распечатка файла, запись мультимедийных файлов на электронные носители, проведение выставок и т.д.).

Если мы обозначим платные услуги как Рус , то сумма средств, выручаемых ИБУ, можно определить как:

analiz_15_12_2015_4

  • 1 — направляется на материальное поощрение сотрудников;
  • 2 — направляется на укрепление материально-технической базы ИБУ.

Экономический анализ выступает как активный метод управления библиотечным делом и осуществляется на стадиях подготовки, принятия, выполнения и оценки последствий управленческих решений. Однако нужно иметь в виду его в значительной мере условный характер, так как библиотечные учреждения не производят материальных ценностей, а оказываемые ими услуги зачастую не выражаются в форме единого целостного конечного результата. Кроме того, основные библиотечно-библиографические услуги предоставляются библиотекой бесплатно, то есть лишены важнейшего экономического критерия окупаемости. [4.]

Подходя к рассматриваемой проблеме с общенаучных позиций, можно отметить, что предметом экономического анализа является деятельность библиотеки, отраженная в показателях плановой и учетно-отчетной (статистической) документации. Объектами анализа выступают материальные, трудовые и финансовые (денежные) ресурсы библиотечных учреждений, а его основная цель — оценка результативности библиотечной работы в соответствии с имеющимися ресурсами и выявление резервов для улучшения деятельности библиотек.

Дается следующее определение: «совокупность методов формирования и обработки данных о деятельности отрасли (библиотечной системы, библиотеки), обеспечивающих объективные оценки их деятельности, определение тенденций развития, стоящих перед ними задач, выявление резервов повышения производительности труда и использования ресурсов» [5.]

В заключение можно сделать следующие выводы: экономический анализ служит исходной базой для научного прогнозирования ведущих тенденций развития библиотечных процессов, уточнения отдельных нормативных положений и разработки регламентирующей документации, определения экономической эффективности работы библиотеки и ее структур. Однако необходимо помнить о специфическом уклоне экономического анализа, ограниченности количественного подхода к оценке библиотечной практики, поэтому о нем можно говорить только как о важной составной части многопланового общего анализа деятельности библиотечных учреждений и не абсолютизировать полученных результатов.

Экономический анализ может быть направлен:

  • на изучение уровня обеспеченности и степени использования материально-технической базы ИРЦ;
  • на анализ трудовых ресурсов;
  • на использование информационно-библиотечных и информационно-коммуникационных технологий;
  • на анализ выполнения производственного плана;
  • на изучение использования библиотечных фондов;
  • на анализ финансовой деятельности;
  • на определение эффективности управленческой работы.

Структура экономического анализа даст возможность:

  • изучения основной ресурсной базы библиотеки;
  • анализировать затраты библиотеки (главным образом, по статьям сметы);
  • оценить итоговую библиотечную деятельность на основе соотнесения результатов и произведенных затрат.

Список использованной литературы:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои — информационного ресурсного центра» //Президент Республики Узбекистан — И. А. Каримов// г. Ташкент, 20 марта 2012 г., №ПП-1729.
  2. Алейник А. З. Развитие культуры и рынок / Экономические отношения в социально-культурной сфере Межвуз. сб. / Под ред. Рыбакова Ф. Ф.. — СПб: Изд-во СПб университета, 1992.
  3. Арзуханов А. С., Дера В.Г. О маркетинговой ориентации в деятельности библиотечно-информационных систем // НТИ. Сер. 1. — 1991. Jsfe6.
  4. Блюменау Д. И. и др. Современные методы библиотечно-информационного обслуживания: Учебное пособие. — Л.: ЛГИК, 1978. — 50 с.
  5. Клюев В. К., Ястебова Е. М. Маркетинг в системе управления библиотекой: Учебн. пособие / Под общ. ред. Клюева В. К., МГУК — М.: МГУК, 1995.
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте