ИКТ или традиционное обучение – что важнее в учебном процессе
15 декабря 2015
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Инесса Морхова.

Наиважнейшей составляющей современной системы образования Республики Узбекистан, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, должна стать ориентация на внедрение в образовательный процесс информационных технологий.

И нельзя не забывать о том, что «…на дворе XXI век …любое государство, независимо от того, на каком континенте расположено, без связей с мировым рынком, международным сообществом, не соблюдая тех условий, которые диктует само время, не имеет будущего» (Ислам Каримов. Высокая духовность — непобедимая сила. — Ташкент: Узбекистан, 2008). Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Традиционный способ передачи информации не отвечает современным требованиям и поэтому предлагается модернизация образования на основе законов, Постановлений и Указов Президента, Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Традиционное обучение предполагает получение информации, которой владеет педагог, причем получение этой информации пассивным путем. «Такая традиция удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого, в том числе и гуманитарного знания с позиции привычного естественно-научного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, технократизирует сознание, «зауживая» его на тех участках, которые транслируются как наиболее «правильное» и «выгодное» знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания» (Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001., стр. 7).

Главная задача современного образования — решать проблемы самостоятельно; из обилия информации выбрать ту, которая является главной. Прием, методы и формы организации занятия, которые до сих пор существовали недостаточно. Важно сегодня организовать обучение так, чтобы обучающиеся научились самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию и не просто запоминать и воспроизводить уже готовые знания, а применять их на практике. Но не менее важным остается и тот факт, что главными источниками информации являются, учебник и педагог, но и они не могут быть единственными. В учебном процессе должны быть задействованы и такие источники, как Интернет и электронные издания (CD и DVD). Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать познавательные способности учащихся. В свою очередь, развитие навыков осуществления познавательной деятельности через Интернет может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности, но и личностный рост (Бабаева Ю. Д. и Войскунский А. Е., Психологический журнал, 1998, Т.1, 90); развивать как коммуникативно-социальные, так и аналитические способности; индивидуализировать процесс обучения; преодолеть стереотипы традиционного стиля взаимодействия между учителем и учеником; сделать акцент на самообразовании, а самостоятельное овладение знаниями, несомненно, ведет к развитию личности человека, созидательных способностей.

Для эффективного использования интернет-ресурсов на занятии, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Оптимальное использование ресурсов, это связано с особенностями психологического развития обучающихся.
2. Ссылки на ресурсы могут даваться по главной страничке, тогда поиск лучше всего расписать, или ссылки даются сразу на искомый материал, что экономит время, а это, в свою очередь, позволяет разнообразить задания с использованием интернет-ресурсов;
3. Желательно, чтобы информация располагалась на одной веб-странице, скорость увеличения фотографии была высокой, а в соответствии с этим и много времени на одном занятии не займет, особенно, если занятие предполагает экскурсию по виртуальным музеям и галереям.

Рассмотрим формы, методы и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интернет-ресурсов.

Педагог, излагая новый материал, иногда затрудняется, как изложить то, что пока неизвестно обучающимся, понятно, доступно, интересно, чтобы, уходя с занятия, они самостоятельно продолжили поиски ответа на вопросы, поставленные педагогом при объяснении нового материала. И в процессе изучения нового материала можно предложить обучающимся следующие задания: оживить материал с помощью иллюстративного ряда; озвучить тему с помощью музыкальных фрагментов; найти в сети Интернет материал по сходной теме, определить, в каком ключе будет рассмотрена поставленная педагогом проблема. Внедрение в учебную деятельность информационно-коммуникационных технологий способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Умения сравнивать, сопоставлять, анализировать являются главными в исследовательской деятельности, поэтому задания, направленные на формирование таких умений, должны начинаться со слов «Сравните…», «Сопоставьте…», «Выявите…»

Интернет можно использовать и на этапе закрепления материала, что стимулирует познавательную активность обучающихся. Здесь предлагается обучающимся подобрать к уже изученному материалу музыкальный и/или поэтический фрагмент. Такие задания развивают ассоциативное мышление. Работая в Интернете, можно использовать его и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Работа может быть усложнена тем, чтобы сравнить разные подходы к определению того или иного термина; выделить ключевые слова в определении. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями может быть организована с помощью игровых приемов. Одним из таких приемов является решение кроссворда.

При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и личностно-ориентированным подходам в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Организовать такую работу можно с помощью метода обучения в сотрудничестве.

Группа делится на подгруппы по 3–5 человек. Каждая группа получает одно конкретное задание, являющееся частью большой темы, над которой на занятии работает вся группа, и четкие инструкции по его выполнению. В результате совместной работы отдельных подгрупп и всех подгрупп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри подгруппа сама определяет, что делает каждый ее участник, следит за правильностью выполнения задания. Педагогом контролируется как успешность выполнения обучающимися учебно-познавательной деятельности, так и культура их общения. Занятия с применением интернет-ресурсов лучше всего использовать парами: на первом занятии обучающиеся самостоятельно изучают заданный материал, а на втором — выступают с сообщениями. Благодаря средствам новых информационных и коммуникативных технологий появилась такая форма занятия, как виртуальная. Такое занятие проходит без привычных перерывов, парт, тетрадей и ручек.

Одной из перспективных информационных технологий в образовании является телекоммуникационный проект, под которым понимается «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной коммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместных результатов» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — с. 204). Характерная особенность таких проектов заключается в том, что они межпредметны, поэтому обучающихся необходимо привлекать к интегрированным знаниям, которые должны включать в себя «не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнера, его мироощущения».

Таким образом, использование форм, методов и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интернет-ресурсов способствует развитию аналитических способностей обучающихся на основе приобретения самостоятельно полученных знаний, активизирует личностную позицию обучающегося, и являются средством развития его интеллектуальных способностей.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте