IT на службе Министерства труда и социальной защиты населения Узбекистана
24 февраля 2016
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Умар Маткаримов.

it_24_02_2016

Активное и повсеместное использование информационных технологий благоприятно сказывается как на работе государственных организаций и ведомств, так и на предоставлении ими услуг населению. В этой связи одной из основных сфер, где просто необходимо использовать информационные технологии, является сфера труда и социальной защиты населения.

— Министерством труда и социальной защиты населения представлено пять внутренних систем.
— Да, специалисты нашего центра разработали несколько систем для внутреннего использования. Во-первых, это Bestdoc-2 — внутренняя система для обмена файлов и внутреннего документооборота. Система предусмотрена для обмена файлами между нашими подведомственными организациями, что в разы снижает трудоемкость процесса, сокращает время и использование бумаги. Все приказы или новости можно пересылать по данной системе. В Bestdoc-2 имеется функция регулирования и установки времени выполнения того или иного приказа.

Еще одна система — «Ягона база». Она предусмотрена для учета и мониторинга новых рабочих мест. Также система предоставляет возможность узнать, на сколько процентов молодежь республики после окончания колледжей обеспечена работой. Для облегчения внутренних процессов система интегрирована с системой Налогового комитета.

AIS — внутренняя автоматизированная система для учета и мониторинга работодателей и соискателей.

it_24_02_2016_1

По Постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 февраля 2015 года №ПП-2302 были разработаны внутренние системы, такие как «Путевка», предназначенная для автоматизации процессов, предусмотренных в Положении «О порядке оздоровления ветеранов войны и трудового фронта 1941–1945 годов в подведомственных санаторно-оздоровительных учреждениях Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана и органов государственного и хозяйственного управления», утвержденном Постановлением Кабинета Министров РУз №361 от 24.12.2014 г. и Инструкции «О порядке обеспечения бесплатными санаторно-курортными путевками инвалидов и престарелых», утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан (зарегистрировано Министерством юстиции РУз 27 апреля 2012 г. №2356), и «Protez», которая предназначена для уязвимых слоев населения, нуждающихся в протезно-ортопедической продукции. Система необходима для учета и мониторинга протезно-ортопедической продукции. Также «Кунлик хисобот» — ежедневный отчет о домах «Саховат» и «Мурувват». «Marbo» — посредством этой системы ведется учет деятельности лиц, нанятых на единоразовую работу.

— Все системы вызывают огромный интерес, но не могли бы Вы более подробно остановиться на системе «Marbo». Как она работает?
— Как я уже упомянул, «Marbo» используется для учета лиц, отправляющихся на единоразовую работу. Данная система была разработана по указанию Кабинета Министров республики. Благодаря системе мы можем условно отследить передвижение, миграцию работников, а также направить их на вакантное место. Например, потенциальный работник обратился на «уличный базар по найму на работу». Операторы, работающие там, со слов работника заполняют анкету в онлайн-режиме и выдают удостоверение. Таким образом, соискатель попадает в базу данных. Когда появляется вакансия или же кто-то обращается в бюро (по трудоустройству), чтобы найти работника, первым делом просматриваются анкеты и возможность найти нужного работника на вакантное место увеличивается в разы. Бюро в этом процессе выступает как посредник.

Благодаря данной системе нам доступны данные о том, сколько несовершеннолетних детей или сколько женщин ищут работу по найму. Отчетность поступает в Министерство труда и в МВД.

it_24_02_2016_2

Также в системе «Marbo» имеется возможность отслеживать внутреннюю миграцию: из какой области и в какую переезжают работать люди. Например, можно отследить и вывести статистику, сколько человек, какого возраста мигрировало в поисках работы и куда. Эта статистика отражается онлайн и все данные предназначены для внутреннего использования. Например, в любой момент можно узнать, сколько людей находятся в данный момент в Ташкенте, которые приехали, скажем, из Кашкадарьи в поисках работы, а также, сколько из них раньше работали в России или в Казахстане.

— Благодаря предоставленным на сайте министерства интерактивным услугам, соискатели также могут найти вакансии и в онлайн-режиме на labor.uz. Так ли это?
— На сегодняшний день Информационно-компьютерным центром Минтруда для поиска вакантных мест разработан официальный веб-сайт для работодателей и соискателей ish.mehnat.uz. На сай­те можно размещать вакансии, резюме и подробно можно узнать, где, в каких областях, районах и сколько имеется вакансий. Информация о свободных и зарезервированных рабочих местах, собираемая Центрами содействия занятости и социальной защиты населения (ЦСЗ и СЗН) и вводимая ими в AIS, отображается в режиме реального времени в системе вакансий. В отличие от AIS список вакансий на данном сайте является открытым для общественности.

Стоит отметить, что на сайте Мин­труда для населения республики предс­тавлены и другие интерактивные услуги. Например, можно скачать, распечатать и заполнить заявки предприятий на приобретение трудовых книжек или аттестацию рабочих мест.

— Что представляет из себя ин­терактивная карта социальных услуг?
— Основным назначением интер­активной карты является быстрое на­хождение контактной информации ор­ганизаций по оказанию необходимых социальных услуг. В базе данных интерактивной карты имеются все поставщики социальных услуг, подведомственные министерству. Среди них: Центры содействия занятости и социальной защиты населения, отделения благотворительного Общественного фонда «Махалля», отделения Ассоциации чернобыльцев Узбекистана и другие. На данный момент в базе находится 624 организации.

Информация об организации включает в себя целевую аудиторию, контактные данные, виды предоставляемых социальных услуг. Посетитель сайта также может оставить отзыв о той или иной организации. Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо войти через одну из социальных сетей (твиттер, фейс­бук) или быть зарегистрированным пользователем.

Поиск организации по интерактивной карте можно осуществлять по территории, по отдельным категориям целевой аудитории или по видам оказываемых услуг.

it_24_02_2016_3

Результаты поиска отображаются на карте Узбекистана следующим образом: на территории, где расположены организации, появляется точка с цифровым значением (цифры обозначают количество организаций), при нажатии на точку выплывает несколько указателей (в зависимости от того, сколько организаций расположено в этом районе), далее, нажимая на один из указателей, появляется информация о данном поставщике услуги. Если нажать на название организации, появляется бокс, содержащий информацию о ней.

В системе также предусмотрено добавление поставщиков социальных услуг по сети Интернет самими организациями. Для включения в базу данных интерактивной карты организация должна заполнить онлайн-форму, а системный администратор карты из министерства должен ее авторизовать.

— Не так давно был обновлен сайт министерства. Какие нововведения ждут пользователей и чем была вызвана модернизация сайта?

— Все сайты государственных органов в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбе­кистан от 31 декабря 2013 года №355 «О мерах по внедрению системы оценки состояния развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан» должны соответствовать официальным общим требованиям. Именно по этим требованиям и был разработан наш новый сайт. Новая версия была запущена. Мы устранили все недочеты, которые имелись в преж­ней версии. Пользователям теперь доступны новые интерактивные услуги. Имеется мобильная версия сайта. Появилось такое нововведение, как «онлайн-приемная», где любой желающий удаленно, не выходя из дома и не вставая из-за компьютера, может записаться на прием к министру. Также в обновленной версии сайта появится услуга «вопрос-ответ», благодаря которой зарегистрированные пользователи смогут быстро получить ответы на свои вопросы, контролировать этот процесс будет министр труда и социальной защиты населения.

Информация на сайте доступна на трех языках: узбекском, русском и английском. Но некоторые услуги, официальные бланки, размещенные на сайте, доступны только на узбекском языке. Весной планируем запустить Андроид-приложение.

Есть услуга «Классификатор», она доступна на трех языках: мы перевели восемь тысяч профессий.

Наиболее посещаемыми разделами сайта являются нормативно-правовые акты, раздел «ищущие работу», «вопросы-ответы».

— Каковы ваши дальнейшие планы по развитию сайта?
— Мы хотим дойти до каждого, кто нуждается в нашей помощи. Также в планах запустить проект по размещению вакансий от всех госорганизаций. В настоящее время на биржах труда есть подобная система, но только в бумажном виде, планируем перевести ее в электронный, а также добавить режим онлайн-отчетности. Мы хотим поднять посещаемость сайта министерства, в настоящее время он находится на третьем месте среди других государственных организаций: на сегодняшний день ежедневно сайт посещают порядка 1,5 тыс. уникальных пользователей.

Автор: Маткаримов Умар Шухратович, начальник отдела программного обеспечения

Примечание: В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4782 от 22 февраля 2016г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной поддержки и медико-социальной помощи уязвимым слоям населения», Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан преобразовано в Министерство труда Республики Узбекистан.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте