Интернет-культура в контексте пользователя
25 февраля 2016
Рубрика: Интернет и сети. Тэги: ,
Автор: Фахриддин Солиев.

В процессах реформирования и модернизации информационной сферы особое место занимает Интернет. Благодаря универсальности и демократичности, за короткий исторический срок он стал лидером в удовлетворении информационных запросов, которые являются фундаментальными потребностями человека, тем самым создавая качественно новую информационную среду жизнедеятельности человека, все больше завоевывает доверие мирового сообщества, особенно молодого поколения. Интернет превращается в культурную ценность гражданина, семьи и общества в целом. И это отрадно отметить.

Уместно подчеркнуть, что происходящие позитивные и негативные факторы на пространстве Интернета поставили человека на такую грань, где явно видно, что человек впервые сталкивается с форматами, которыми его психика и разум не сталкивались и не встречались в биологической жизни. В данном контексте, в условиях глобализации, особую тревогу вызывают негативные аспекты, особенно усиление тенденции злоупотребления свободой доступа к сети Интернет, преследуя корыстные и антиобщественные цели.

Распространение в сетях негативных идей, противоправной информации, детских игр в жанре насилия и жестокости, а также использование сетей для совершения мошенничества — все это в итоге подрывает репутацию Интернета и доверие пользователей к его системе и завтрашнему дню. Необходимо усилить осуществление информационно-психологического воздействия на общество, особенно подрастающее поколение, направленное на сохранение традиций, устоев, культуры, ценностей.

Государством и компетентными органами принимается немало усилий по защите информационных прав и свобод граждан, особенно молодого поколения, в плане законодательного, технологического, образовательного, воспитательного характера.

Сегодняшние реалии подталкивают на мысль активного участия институтов гражданского общества касательно усиления культурного воспитания пользователя Интернетом, чтобы культурное самосовершенствование пользователя стало частью его потребностей, тем самым обратив особое внимание на активную часть пользователей в плане их воспитания и внушения чувства социальной ответственности как за создание, распространение, потребление контента, так и иного использования возможностей сетей.

Почему именно культурное воспитание пользователя, а не меры по регулированию правового, технологического и организационного характера?

Отклоняясь от темы, хотелось бы заострить внимание на одну аналогию. В биологическом мире рисков для жизни человека немало, есть и серьезные проблемы в межличностном отношении, этическом и духовном плане. Виртуальный мир в проекции отражает как позитивные, так и негативные действия человека. Данная аналогия как зеркало отражает проблемы, корни которых исходят от человеческого фактора. Учитывая, что биологический и виртуальный мир — это взаимосообщающиеся сосуды, где первый является первичным, человеческий фактор находится в эпицентре проблем двух миров.

Если учесть, что на планете проживают более 7,3 миллиарда человек, из них число пользователей Интернетом превышает 3,2-миллиардный рубеж, с перспективой динамичного роста и это больше, чем любая страна с его населением, такая динамика роста требует особого внимания к пользователям.

Ожидаемых позитивных результатов в виртуальном мире можно получить, воспитав и качественно улучшив культурные качества человека в биологическом мире как в быту, так и в обществе в целом. Именно культурное воспитание гражданина (пользователя), позитивные достижения в этой области являются краеугольным камнем основ духовности и безопасности всего информационного пространства как в биологическом, так и виртуальном мире.

Культура — как система ценностей, имея такие функции, как коммуникативную, адаптационную, творческую, познавательную, регулятивную, преемственную, взаимодействие и другие компоненты, в трансформации с Интернетом может и должна занять передние позиции, чем иные механизмы регулирования. Интернет как феномен модерна и культуры, как опора человеческой цивилизации, сотрудничая в одном векторе, в сплаве образовав единую платформу — интернет-культуру, должен идти в опережение событий.

В целом, интернет-культура призвана участвовать в решении двуединой задачи, а именно, с одной стороны, в воспитании и формировании современного пользователя, формировании культурной коммуникационной среды, обеспечении духовности, нравственности и демократичности Интернета, а с другой стороны, противостоять антикультурным и агрессивным контентам в сети. Здесь важным фактором выступает развитие интернет-культуры, где особую значимость имеет многообразие, релевантность, насыщенность ресурсами национального сегмента Интернета. Хотелось бы отметить, что просвещенность и владение этой информацией выступают как механизм иммунитета для пользователя.

Понятие интернет-культура у пользователя должна ассоциировать духовность и безопасность виртуального мира, позитивное использования сетей, недопущение злоупотребления свободы доступа в Интернет. Культура для Интернета должна служить как инструмент саморегулирования, а для пользователя — как внутренняя самоцензура.

В сущности, по мнению ученых и специалистов сферы, под интернет-культурой (англ. Internetculture) понимается культура подачи информации и культура общения пользователей в сети Интернет. С целью разъяснения сути и развития интернет-культуры, воспитания у молодежи умения самостоятельно рассуждать и критически оценивать контент, самим соблюдать нормы культуры подготовки и распространения информации проводится определенная работа. Для справедливости хотелось бы выразить мнение, что данная деятельность требует активизации работ, базируясь на научно-педагогические исследования, диагностику, обмен опытом, соблюдая принципы последовательности и преемственности.

Известно, что культура эволюционно трансформировалась во все сферы общественной жизни, в итоге сформировались такие институты, как «политическая культура», «правовая культура», «торговая культура», «технологическая культура», «информационная культура», «духовная культура», «компьютерная культура», «предпринимательская культура», «медиа культура», и другие. На фоне их можно сделать вывод, что интернет-культура косвенно превращается в надсистему. С этой точки зрения интернет-культура — это целая наука, требующая более глубокого научного развития и практической модернизации, а повышение культурных качеств пользователя будет более актуальной задачей.

Автор: Фахриддин Солиев, главный специалист Центра обеспечения информационной безопасности при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте