Значимость внедрения СОВАЗ на предпринимательскую деятельность
31 марта 2016
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

Рынки не всегда работают эффективно, потребность во вмешательстве государства равно его регулированию. Однако регулирование может носить как положительный характер (защита потребителей и окружающей среды, охрана здоровья и безопасность и т.д.), так и отрицательный (искажение конкуренции, создание барьеров по входу на рынок новых фирм или влияя на способность фирм к конкуренции и на их стимулы к конкуренции).

Если рассматривать вопросы конкуренции, то следует иметь в виду, что на конкуренцию определенное влияние оказывают нормы регулирования, принимаемые правительствами и другими органами государственной власти (например, законы, постановления и указы правительства, нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами).

Регулирование, мешающее рыночным силам, может ограничить конкуренцию, мешая выходу на рынок новых фирм или влияя на способность фирм к конкуренции и на их стимулы к конкуренции. Именно это говорит о необходимости проводить оценку воздействия регулирования на конкуренцию.

В Узбекистане регулирование рыночных процессов осуществляется большим количеством законов и подзаконных актов, что создает определенные трудности их восприятию в связи с наличием различного рода разночтений и неясностей.

В целях совершенствования системы разработки, принятия и мониторинга исполнения нормативно-правовых актов, внедрения в деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах современных принципов, методов и подходов к оценке воздействия актов законодательства, принимаемых решений, особенно касающихся интересов субъектов предпринимательства, Кабинетом Министров Республики Узбекистан 26 декабря 2008 года принято постановление «О мерах по внедрению системы оценки актов законодательства». Данным постановлением предусматривалось проведение совместно с Международной финансовой корпорацией ряда мероприятий, направленных на внедрение системы оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ) в деятельность органов государственного и хозяйственного управления в части разработки, принятия и мониторинга исполнения нормативно-правовых актов, на основе общепринятых в мировой практике принципов, методов и подходов.

Результаты инвентаризации действующего на тот момент законодательства и изучение передового зарубежного опыта по конкурентной политике зарубежных стран, а также проведения опросов среди субъектов предпринимательства и других заинтересованных сторон на предмет выявления норм и пробелов в законодательстве, искусственных барьеров, препятствующих развитию конкуренции, с учетом особенностей территорий, на которых осуществляют деятельность субъекты предпринимательства, подтвердили актуальность введения СОВАЗ. Однако какого-либо механизма не было предложено, что не позволило обеспечить его введение.

Практика показала, что некоторые решения государственных органов принимаются без глубокого анализа их возможных последствий и ресурсов государственных органов и хозяйствующих субъектов, необходимых для их исполнения, а контроль за их исполнением не всегда позволял своевременно выявить и откорректировать неэффективные меры. В результате поставленные цели не всегда достигались, что вызывало необходимость пересмотра решения.

Из-за интенсивно меняющейся экономической конъюнктуры вновь принимаемые и давно действующие решения порой вступают в противоречие друг с другом, что неблагоприятно влияет на условия осуществления предпринимательской деятельности в стране.

Модернизация процесса разработки, принятия и контроля за исполнением актов законодательства, регулирующих предпринимательскую деятельность, с целью создания стабильной, прозрачной и эффективной системы государственного регулирования, предполагает обеспечить:

— создание действенного механизма выявления проблем, требующих решения;
— усовершенствование механизма оценки эффективности актов законодательства;
— обеспечить орган, принимающий решение, инструментом проведения всестороннего анализа воздействия принимаемого акта законодательства;
— обеспечение субъектам регулирования открытости процесса принятия решений.

Проведение оценки воздействия подразумевает ответы на ряд основных аналитических вопросов:

— в чем состоит проблема, каков ее объем и какой она станет в будущем;
— через какие основные варианты практики принятия решений можно достичь этих целей;
— каким будет вероятное экономическое, социальное и экологическое воздействие в результате принятия того или иного варианта.

Указ Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2014 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» стал толчком для возобновления работы по внедрению СОВАЗ.

Принятое постановление Кабинетом Министров Республики Узбекистан 2 декабря 2014 года «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность» утвердило механизм оценки разрабатываемых проектов и принятые нормативно-правовые актов, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности.

Документ принят в целях дальнейшего совершенствования системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность путем создания условий для их обсуждения.

Утвержденный механизм СОВАЗ предусматривает обсуждение соответствующего проекта и принятого нормативно-правового акта путем размещения их органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

В ходе обсуждения предполагается получить следующие ответы:

— оправдано ли государственное вмешательство, можно ли разрешить существующую ситуацию другими, рыночными методами;
— насколько эффективно принимаемое решение, превышают ли выгоды, которые будут получены всеми сторонами от его принятия, понесенные при этом издержки;
— является ли решение оптимальным – все ли альтернативные варианты решения оценены;
— затрагивают ли принимаемые решения интересы субъектов предпринимательства, ограничивают ли конкуренцию;
— необходимо ли сохранять действующее требование/регулирование в дальнейшем.

Получение отзывов и информации у заинтересованных сторон имеет большое значение для разработки и принятия законодательного акта. В результате процесс принятия решений становится более прозрачным, предлагаемые меры реально воплощаются в жизнь и становятся законными в глазах заинтересованных сторон.

Проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов позволяет обеспечить защиту субъектов предпринимательства от искусственно создаваемых барьеров в ходе осуществления предпринимательской деятельности, а также возможного ограничения конкуренции.

За период 2013-2015 годов Управлением развития конкурентной среды и недопущения недобросовестной конкуренции Госкомконкуренции были рассмотрены и даны заключения по 384 проектам законодательных актов.

Разрабатываемые за указанный период указы, постановления Президента Республики Узбекистан в основном были направлены на обеспечение большей свободы субъектов предпринимательства, упрощение различного рода процедур для занятия предпринимательской деятельностью.

Из общего количества рассмотренных проектов 45,6% прямо или косвенно затрагивали интересы субъектов предпринимательства и оказывали влияние на конкуренцию, что в конечном итоге усложняло деятельность субъектов предпринимательства.

С принятием Закона «О разрешительных процедурах в сферах предпринимательской деятельности» министерствами и ведомствами были разработаны новые редакции нормативных актов, регулирующих процедуру выдаваемых ими различного рода разрешений или заключений взамен действующих ведомственных актов. Для оказания практической помощи при разработке проектов положений Министерством юстиции был подготовлено типовое положение.

Несмотря на наличие в Законе «О разрешительных процедурах в сферах предпринимательской деятельности» четких требований к процедурам осуществления разрешительных процедур и срокам их осуществления, а также наличие рекомендаций Министерства юстиции отдельными проектами допускалось установление повышенных сроков и завуалированное сохранение ранее действующих условий при подготовке документов в ходе осуществления разрешительной процедуры.

Следует отметить, что значительное количество проектов имеют наличие отсылочных фраз «другие документы», «другие условия», «и прочие», что позволяет произвольно усложнять принятие решения без достаточного обоснования.

По всем устанавливаемым фактам давались замечания, которые устранялись в ходе доработки проектов документов.

В конечном итоге СОВАЗ должна способствовать снижению административных затрат для бизнеса.

В. ДУБРОВСКАЯ,

зам. начальника Управления развития конкурентной среды и недопущения недобросовестной конкуренции Госкомконкуренции РУз.

Источник

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте