Индекс открытости – новый подход либерализации общества
6 июля 2016
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Гульшана Худоярова.

Как отметил глава нашего государства Ислам Каримов в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране: «Обеспечение свободы и прав граждан в информационной сфере, включающие в себя такие составляющие, как свобода и реализация прав на получение, распространение информации и собственных идей, является краеугольным камнем основ построения демократического общества в Узбекистане».

В этом направлении Узбекистан, в числе развитых демократических стран мира, располагает на сегодняшний день развитой, отвечающей высоким стандартам гражданского общества нормативно-правовой базой обеспечения информационных прав граждан.

Основой процессов правового регулирования отношений, связанных с обеспечением широкого доступа населения, субъектов предпринимательства к актуальной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти и управления, являются соответствующие положения Конституции Республики Узбекистан.

В частности, статьей 29 Конституции Республики Узбекистан закреплено право каждого искать, получать и распространять любую информацию. Статьей 30 Конституции определена обязанность всех государственных органов и должностных лиц обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями, иными материалами, затрагивающими их права и интересы.

В Законе Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» четко определены процедуры информирования общественности о деятельности органов государственной власти, обеспечения широкого доступа населения, общественных объединений к информации о принимаемых ими решениях.

Принятие данного Закона ознаменовало собой качественно новый этап в развитии гражданского общества, усилении роли гражданских институтов, средств массовой информации в решении важнейших задач социально-экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения, защиты социальных, трудовых прав граждан.

Законом установлены такие принципы открытости деятельности органов государственной власти и управления, как общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации, гласность и прозрачность их деятельности, свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления, которые служат обеспечению прав каждого гражданина свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать и передавать информацию.

Законодательно определенные принципы обеспечения открытости обеспечивают реализацию осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и госорганами гарантий всех информационных прав.

Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать суждение об уровне подотчетности государственных органов общественным институтам, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью государственных органов.

На основе реализации правовых информационных гарантий граждан в Республике Узбекистан активно осуществляются реформы в области РИС, ОССМ, развивается НИП. Так, в результате проводимых реформ с каждым годом в стране растет число пользователей Интернетом, которое сегодня составляет более 11 миллионов человек, или треть всего населения. При этом пропускная способность Интернета в республике увеличена в 4 раза, а скорость доступа — в 1,5 раза. Наряду с этим стоимость Интернета по сравнению с прошлым годом снижена на 11,6 процента.

На сегодня все 116 органов государственного и хозяйственного управления имеют свои веб-сайты в сети Интернет. Кроме этого, постоянно растет число и других веб-ресурсов. Только в доменной зоне «Uz» их число с 587 в 2002 году возросло на сегодняшний день до 35 000 тыс. Приняты соответствующие правительственные решения, определяющие основные требования, в части постоянной доступности в сети Интернет, периодичности и актуальности публикуемых материалов, информационной безопасности веб-сайтов. Растет также количество базовых государственных интерактивных услуг. На сегодня в сети Интернет государственными органами оказываются более 340 интерактивных услуг, обеспечивающих прозрачность их деятельности.

Таким образом, через увеличение количества постоянно обновляемых и работающих в режиме он-лайн веб-сайтов создаются условия для повышения уровня информированности не только населения, но и международной общественности о проводимых в стране реформах. Важным этапом в развитии процессов ИО государственных органов стало принятие Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.11.2015 г. №320.

В соответствии с данным постановлением утвержден Комплекс мер по реализации положений Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», создан специальный Общественный совет по координации и мониторингу деятельности по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления. Постановлением определены актуальные задачи деятельности Общественного совета, такие как разработка и внедрение системы мониторинга и оценки открытости деятельности органов государственной власти и управления, широкое информирование общественности о состоянии дел в области обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления.

В этой связи, решением Общественного совета утверждена Методика мониторинга и оценки открытости деятельности органов государственной власти и управления и с 1 января 2016 года запущена система мониторинга и оценки открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Разработанная Методика в соответствии с международными стандартами нацелена на оценку эффективности механизмов, направленных на обеспечение прозрачности, открытости деятельности органов государственной власти и управления, процедур информирования общественности о деятельности органов государственной власти, обеспечения широкого доступа населения, общественных объединений к информации о принимаемых ими решениях и, прежде всего, тех решений, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.

Предметом мониторинга и оценки открытости являются результаты деятельности органов государственной власти и управления по реализации принципов и механизмов открытости, определенных данным Законом.

Методы сбора информации об открытости деятельности органов государственной власти и управления включают в себя экспертную оценку рабочей группой эффективности внедрения госорганами элементов открытости и соответствия их деятельности принципам, целям и задачам открытости; опрос (анкетирование, интервьюирование) по изучению уровня доверия и удовлетворенности средств массовой информации уровнем открытости госорганов, с использованием средств телефонной связи и информационно-телекоммуникационных сетей (электронное анкетирование); отчеты, результаты исследований, отчеты по мониторингу в области открытости деятельности госорганов; сведения, предоставленные госорганами.

Реализация мониторинга предполагает проведение глубоких исследований, опросов по изучению уровня удовлет­воренности граждан, средств массовой информации, институтов гражданского общества, бизнеса уровнем открытости госорганов и проводится на основе методов социологических опросов.

Планируется, что рейтинг открытости будет формироваться по состоянию на 1 января и 1 июля каждого календарного года, для каждого органа государственной власти и управления. При этом также будет указываться информация о динамике изменения его позиции с момента составления последней версии рейтинга. В перечень органов государственной власти и управления, включаемых в число субъектов мониторинга и оценки открытости деятельности, включено 47 государственных органов, в число которых входят министерства, комитеты, агентства, центры, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты.

Внедрение механизма индекса открытости открывает новые возможности в деле демократизации и повышения эффективности системы государственного управления. Целью широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессах государственного и общественного строительства является, прежде всего, стремление создать гражданам страны лучшие условия для их профессиональной деятельности и личной жизни, стимулирование роста национальной экономики, развитие институтов гражданского общества. Учитывая изложенное, необходимо отметить, что в Узбекистане созданы все необходимые условия, сформированы нормативно-правовая база и эффективный механизм обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Автор: Гульшана Худоярова, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте