Правовые гарантии и свободы доступа к информации
6 июля 2016
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Бекзод Артыков.

Как отметил глава нашего государства в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране: «Обеспечение свободы и прав граждан в информационной сфере, включающие в себя такие составляющие, как свобода и реализация прав на получение, распространение информации и собственных идей, является краеугольным камнем основ построения демократического общества в Узбекистане».

В этих целях в нашей стране в области обеспечения свободы слова и информации проделана значительная работа, сформирована прочная законодательная база, создающая условия для всестороннего информирования общественности о деятельности органов государственной власти и управления, обеспечения широкого доступа населения, общественных институтов и СМИ к соответствующей информации.

В частности, за годы независимости Узбекистан ратифицировал ряд международных документов и принял более 10 актов законодательства, непосредственно направленных на обеспечение гласности и открытости проводимых общественно-политических и социально-экономических реформ.

Основой процессов правового регулирования отношений, связанных с доступом юридических и физических лиц к актуальной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти и управления, являются соответствующие положения Конституции Республики Узбекистан.

Например, статьей 29 Конституции закреплено право каждого гражданина на поиск, получение и распространение любой информации. В реализации этих прав также действует статья 30 Конституции, где говорится о том, что все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, за­трагивающими их права и интересы. Таким образом, Конституция страны прямо закрепляет право каждого на получение информации о деятельности государственных органов и обязанность государственных органов предоставлять такую информацию.

Данные нормы получили свое раз­витие в Законе Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации», где установлено положение о том, что государство гарантирует каждому гражданину право доступа к информации, защищает его права на поиск, получение, исследование, передачу и ее распространение, и в Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», где определено, что государственные органы, различные учреждения, долж­ностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, создавать доступные информационные ресурсы, осуществлять массовое информационное обеспечение.

Среди основных нормативных правовых актов, составляющих правовую базу реализации определенных способов свободного словоизъявления и обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов власти, можно назвать также Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Статьей 5 данного Закона закреплено право каждого гражданина на выступление в средствах массовой информации, на открытое высказывание своего мнения и убеждений. Кроме того, установлено, что средства массовой информации в соответствии с законодательством имеют право на поиск, получение, распространение информации и несут ответственность за объективность и достоверность распространяемой информации в установленном порядке.

Широко представлены в национальном законодательстве возможности защиты информационных прав детей. Так, согласно Закону Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» каждый ребенок имеет право на получение информации, не наносящей вреда его здоровью, нравственному и духовному развитию. Каждый ребенок имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением ограничений, предусмотренных законом.

Законодательством созданы правовые условия для обеспечения широкого доступа журналистов к запрашиваемой информации в рамках профессиональной деятельности. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста» при осуществлении профессиональной деятельности журналист имеет право на сбор, анализ и распространение информации.

Базовым законом, гарантирующим доступ физических и юридических лиц к информации о деятельности органов государственной власти и управления, является Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», где определены принципы открытости деятельности органов государственной власти и управления, такие как общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации, гласность и прозрачность их деятельности, свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления, которые послужат обеспечению прав каждого гражданина свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать и передавать информацию.

Принятие Закона «Об электронном правительстве» открыло новые возможности получения необходимой информации путем использования современных информационно-коммуникационных технологий. Согласно статье 6 данного Закона деятельность государственных органов в области электронного правительства осуществляется открыто и прозрачно в соответствии с законодательством. Информация о порядке оказания заявителям электронных государственных услуг является общедоступной и открытой и публикуется на официальных веб-сайтах государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги.

Необходимо отметить, что осуществляемая в этой сфере работа полностью соответствует общепризнанным международным правовым нормам. В частности:

  • Всеобщей декларации прав человека, в 19-й статье которой определено, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ;
  • Международному Пакту «О гражданских и политических правах», в 19-й статье которого указано, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору;
  • Конвенции «О правах ребенка», в 13-й статье которой указано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка;
  • Декларации «Прав и свобод человека», в 12-й статье которой определено, что каждый человек имеет право на получение полной и достоверной информации о положении дел во всех сферах государственной, экономической, общественной и международной жизни, а также по вопросам прав, законных интересов и обязанностей;
  • Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», в 10-й статье которой установлено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Таким образом, можно констатировать, что в Узбекистане создана прочная законодательная база в области обеспечения свободы и прав граждан в информационной сфере, в соответствии с которой гарантируется реализация права каждого гражданина на поиск, получение, исследование, передачу, распространение, использование и хранение информации.

Автор: Бекзод Артыков, член Комитета по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте