Информационно-коммуникативные технологии в профессиональном образовании
30 августа 2016
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Элла Мелькумова.

Новые изменения в социальной жизни привнесли и новые ценности в парадигму образования. Доступ к информации, умение находить нужные источники и работать с ними значительно обогащают ресурсную базу компетентности специалиста любой отрасли. Информационные и коммуникативные технологии рассматриваются сегодня как один из факторов повышения уровня образования. Постоянное совершенствование знаний подразумевает использование информационно-коммуникативных технологий не только в процессе преподавания, беря на себя большую часть организационной работы, но и в процессе учения, активизируя познавательную деятельность студентов, позволяя также сформировать общую культуру личности.

Профессиональная мобильность и профессиональная компетентность личности напрямую связаны с модернизацией процесса обучения. Высокий уровень информатизации и технологизации профессиональной деятельности определяют образовательные условия для непрерывного образования личности, активизируя познавательную деятельность студентов. Использование информационных и коммуникативных технологий в образовании является сегодня важнейшим направлением развития информационного общества.

Новые возможности в профессиональном образовании связаны с развитием сетевых информационных технологий, которые достаточно быстро снизили временные и пространственные характеристики распространения информации. Слияние информационных и образовательных технологий в практике вузовского обучения позволили интегрировать интернет-технологии в педагогический процесс. Применение компьютера в обучении позволило значительно обогатить содержание образования. Интенсификации обучения содействует и применение различного рода упражнений (от вариантного мате­риала до различных режимов работы). Применение ком­пьютерных систем как средства обучения способствует индивидуализации и дифференциации учебной деятельности, повышению ее мотивации.

Владение информационными технологиями значительно расширяет возможности и педагогической успешности в решении образовательных задач, а именно:

  • повышение индивидуализации обучения;
  • увеличение продуктивности самостоятельной работы студентов;
  • систематизация и интенсификация деятельности самого педагога;
  • мониторинг данных по динамике успешности учебного процесса.

Определение образовательных условий с точки зрения профессиональных характеристик личности специалиста любой профессии ориентировано на наличие:

  • технических средств обучения;
  • дидактического материала (учебники, методические пособия и т.д.);
  • компьютерных систем и обучающих программ.

Думается, что применение компьютерных технологий в обучении формирует у студентов потребность в своей деятельности и готовность к ее осуществлению через самостоятельный поиск и саморазвитие. Информационно-коммуникативные технологии, в частности интернет-ресурсы, играют неоднозначное значение в формировании умений не только профессиональных, но и социо-культурных. Так, поисковая система Интернета предполагает также наличие начальных исследовательских умений у студентов:

  • анализировать и сравнивать источники информации;
  • выделять определенную и отсеивать второстепенную информацию:
  • составлять личностный предметный перечень источников.

Кроме текстовых документов, здесь уместна и работа с графическими документами и видеоматериалами.

Более того, систематизация информации и сами способы ее добычи способствуют развитию рефлексии не только в осознанности и осмыслении содержательности, но и наличии собственного опыта в решении научно-исследовательских задач. Все это, на наш взгляд, ведет и к интерактивным формам коммуникации. Поскольку при наличии краткой, логичной и аргументировано предъявленной информации появляется возможность обсуждения своих выводов в интернет-блогах, взгляда на них с учетом другой точки зрения.

Характерными чертами этого процесса можно считать:

  • аккумуляцию информации по какой-либо теме;
  • обеспечение коммуникации с различными пользователями сети;
  • редактирование содержания в нефиксированный отрезок времени.

Благодаря этим характеристикам определяется возможность творческого применения интернет-технологий в образовательном процессе.

Развитие познавательных потребностей студентов, естественно, происходит в учебной деятельности с помощью теоретических занятий (лекций, бесед, дискуссий), а также семинарских и практических занятий с использованием интер­активных информационных технологий. Этот подход достаточно современен и опирается на совершенно новую, достаточно активную и, главное, подвижную систему в смысле количества и предметной подготовленности участников, вовлеченных в сетевую среду. Именно это позволяет создать ситуацию моделирования бесед, активных обсуждений проблемных вопросов, создания ситуации активизации мыслительной, познавательной деятельности, включения в дебаты, беседы, дискуссии. Результаты ценны именно тем, что это — отношения, построенные не на вертикали «наставник-соискатель», а охватывает и горизонталь «соискатель-партнер». Свободная атмосфера предметно-ориентированной интернет-среды способствует всестороннему развитию личности, активизации мышления студента, расширению коммуникативных умений учащихся высшей школы.

Активная обработка информации с использованием информационно-коммуникативных технологий является одним из эффективных ресурсов образования.

Хочется отметить неограниченность временной работы и доступ к разным информационным источникам, которые, в свою очередь, обеспечивают оптимальное использование теоретических источников и продуктивность решения не только учебных, но и лично-осознанных задач образования. В этом смысле компьютерные системы помогают формировать устойчивый интерес, ломают привычные стереотипы познавательной деятельности студентов. Возможности неограниченного пополнения знаний, обогащение процессуальной стороны учения через репетиторские возможности интернет-технологий способствуют повышению индивидуализации и вариантности учебной деятельности в целом. Интенсификация обучения затрагивает и организационные формы учебного процесса, осуществляя достаточно гибкое соотношение самостоятельности и использование различных источников информации. Думается, что использование интернет-технологий в высшем образовании способствует формированию познавательной деятельности или, по крайней мере, ее отдельных элементов (обучение, тренаж и свободное владение). Обучающие программы вкупе с методическими комплексами значительно помогают педагогу-предметнику в решении профессиональных задач.

Переориентация вузовского обучения с передачи готовых знаний на процесс, формирующий способность к дальнейшей профессиональной мобильности студентов через саморазвитие, становится сегодня как никогда актуальной. Данный подход требует и новых способов организации обучения и, как нам кажется, им может быть внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс высшей школы. Интернет-технологии выступают здесь не только в качестве расширения объема учебных материалов, но и осуществляют сложные интегративные функции, где наиболее существенным является формирование навыков непрерывного образования и условий для саморазвития личности.

Модернизация учебного процесса и увеличение коэффициента самостоятельности студентов в нем способствуют формированию мотивационной сферы учения. Развитие навыков самоорганизации своей познавательной деятельности укореняет возможности плодотворной самостоятельной познавательной деятельности личности. И, наконец, развитие навыков интерактивного взаимодействия в блогах значительно обогатят возможности дальнейшей работы в условиях совместных объединенных условий коллективной деятельности.

Библиографический список

  1. Аванесов В. С. Проблемы модернизации образования. Доклад XI межд. науч. конф. «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». — М.: ИНИОН РАН, 16–17 декабря, 2010.
  2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Кузнецова У. Р. «Применение инновационных технологий в профессиональном образовании», //Профессиональное образование. Столица. — №5, 2010.
  4. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический  аспекты) // Инновация в профессиональной школе. —    М.: НП АПО, 2010.
  1. Образование и XXI век: информационные и коммуникативные технологии. — М.: Наука, 1999.

Автор: Элла Мелькумова, Государственная консерватория Узбекистана, к.п.н, доцент

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте