Виртуальная лаборатория www.mahorat.uz — наш вклад в рынок педагогического опыта
30 августа 2016
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Бахром Умаров, Манучехр Мирзаев.

lab_30_08_2016

В статье приведен инновационный опыт Сурхандарьинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в сфере интернет-обучения и оказание методических услуг, а также изучение и творческое использование их деятельности другими педагогами и даны рекомендации применения передого опыта.

Инновационное развитие придает образованию основательность и динамизм, обеспечивает его преобразующие социальные функции. Инновационная деятельность осуществлялась и продолжает осуществляться по многим направлениям, затрагивая аспекты функционирования образовательного учреждения.

Инноватор не должен замыкаться в себе, для успеха ему необходимо продуктивно работать с коллегами, при возможности устраивая «мозговой штурм» и перекрестное «опыление» идеями. По мнению ученых-исследователей, 80% трудностей в продвижении инноваций связано с недостаточным взаимодействием между участниками инновационного процесса.

Очень часто инновации имеют большую актуальность и могут с успехом применяться далеко за пределами того учреждения, где они были разработаны и апробированы. Кроме того, инновации все чаще становятся привлекательными с точки зрения инвестиций, что открывает новые возможности для их продвижения. В этой ситуации отчетливо осознается и возрастает потребность в активном обмене инновационным опытом между педагогами, учреждениями, регионами.

Именно поэтому Сурхандарьинский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров уделяет большое внимание формированию инновационного педагогического сообщества, основу которого составляет неформальное объединение педагогов на выставках-ярмарках, интернет-олимпиадах и интерактивная служба «Педагогическая клиника», которое в нашем регионе стало традиционным, динамично меняющим свой статус — от областного до республиканского.

На портале педагогического мастерства института www.mahorat.uz разработаны следующие инновационные проекты:

Интернет-ярмарка. За время проведения выставок-ярмарок совершенствуется их научно-методическое сопровождение. Так, особенностью последних этапов стало не только создание условий для презентации инновационного проекта, но и предоставление возможности авторам лично представить свои проекты в работе рекламных трибун, возможности участвовать в конкурсах, заключать договора о сотрудничестве с учреждениями и педагогами области, дистанционно представить международные проекты, получить тематические консультации ведущих специалистов.

Важной задачей интернет-ярмарки является создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей. Участие в интернет-ярмарке — это возможность для педагогов-исследователей и образовательных учреждений представить собственные инновационные наработки, результаты экспериментальной деятельности своего учреждения на объективный суд коллег по профессии, возможность представить себя такому непривычному еще для педагогов эксперту, как рынок педагогического опыта.

В этом разделе нашего сайта были выставлены материалы и информационно-образовательные программы, мультимедийные и учебно-методические комплексы учителей по предметам.

Оргкомитетом выставки-ярмарки проводилось анкетирование участников и посетителей, в результате чего выявлялись мнения педагогов относительно инновационности и практической значимости представленных на ярмарке материалов, рекламно-информационного обеспечения мероприятия, организации пространства и методической поддержки участников.

На этой ярмарке выставлено 400 разработок нестандартных уроков и методических рекомендации учителей-практиков нашей республики. Особую активность показали педагоги Бухарской, Хорезмской, Ферганской областей, Денауского, Джаркурганского, Байсунского районов нашей области.

Все это учитывается организаторами при подготовке и проведении последующих выставок-ярмарок. Еще одним новшеством на следующем этапе будет введение заочного этапа, создание банка инновационных образовательных проектов, оформление карты адресов инновационного опыта Сурхан­дарьинской области.

Интернет-олимпиада и интернет-конкурс «Essay» — система творческих конкурсов, проводимых по сети Интернет для учителей-предметников, стремящихся в проектной форме повысить свою квалификацию в области педагогики. Конкурс был проведен на сайте www.mahorat.uz на основе образовательных сервисов и технологий Интернета и предполагает коллективную сетевую деятельность педагогов из различных регионов области. Целью проведения педагогической интернет-олимпиады является повышение уровня профессиональной и информационной компетенции, востребованной современными педагогами, что достигается путем:

  • повышения интереса к самоподготовке на основе состязательных форм, достижения практического использования педагогом этих технологий в повседневной практике;
  • стимулирования активности и самостоятельности учителей-предметников в отборе, анализе, использовании и самостоятельном конструировании цифровых образовательных ресурсов для учебного процесса и из личного опыта и собственных ресурсов;
  • совершенствования коммуникативных навыков, приобретения опыта коллективной работы в сетевых профессиональных объединениях, участия в телекоммуникационных проектах;
  • объективной оценки состояния инновационной готовности учителей из разных регионов к активному использованию образовательных ресурсов и сервисов в сети Интернет, к педагогическому проектированию и внедрению инноваций в повседневной практике в информационной среде образования.

Педагогическая интернет-клиника и система «Онлайн-консультант» являются структурным подразделением нашего института. Основное предназначение этой «клиники» заключается в оказании бесплатной педагогической помощи педагогам, нуждающимся в методической поддержке, и организации постоянно действующей базы учебной и производственной практики педагогов.

Вторым шагом в организации «клиники» явилось согласование разработанного плана с маршрутом экспериментальной деятельности каждой модельной площадки. Обязательным условием работы «клиники» стало формирование педагогом-экспертом индивидуального портфолио, включающего банк личных методических разработок, пакет учебно-методических материалов, необходимых для функционирования «клиники», и описание возможных показателей успешности функционирования методической «клиники».

Методика обучения предмету, так как в педагогической деятельности учителя методика обучения выполняет важную роль, поскольку она «перекидывает мост» от теории к практике. Методика обучения, эффективность ее использования зависят от многих факторов: от того, насколько разработана сама теория, на которой базируется методика, от ясности и точности методических рекомендаций ее использования, а главное — от уровня педагогического мастерства и творчества самого учителя. Для этих целей на портале http://mahorat.uz проводятся онлайн-вебинары и мастер-классы по методике преподавания предметов в средней школе.

«Электронный ректорат» — это автоматизированная система на основы веб-технологий, которая упрощает связь с районными отделами в организации деятельности и методической помощи учреждениям народного образования, школами и слушателями. Система осуществляет онлайн-прием региональных заказов на курсах повышения квалификации и рассылку нужной информации, в том числе и через SMS, до адресатов. Так, например, слушатели будут оповещаться о начале курсов, а руководители районных подразделений народного образования и школ — о посещаемости и успеваемости специалистов, направленных на повышение квалификации и переподготовку. Система автоматизации связи института со слушателями и заказчиками образовательных услуг будет способствовать профессиональному росту работников народного образования.

Отрицательный — далеко не все учителя включают новую информацию в свою работу, причем причины могут быть различными, но в том числе и потому, что практически всем при внедрении какого-либо нововведения, бывает, нужна помощь более опытного коллеги. В большинстве случаев с этой проблемой справляются либо наиболее активные и мотивированные педагоги, либо те, у кого сложились достаточно близкие, доверительные отношении с педагогом — носителем нового знания.

P.S. Разработка эффективной деятельности сайта www.mahorat.uz приведет нас к созданию «Электронной школы», которая позволит учителям достичь нового качества образования, успешно реализовать себя, свой творческий потенциал, адаптироваться в информационном пространстве.

Авторы:
Бахром Умаров, проректор Сурхандарьинского Обл ИПКППК,

Манучехр Мирзаев, начальник РЦДО при Сурхандарьинском Обл ИПКППК

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте