Автономные автомобили: дальнейшие перспективы
5 октября 2016
Рубрика: ИТ-ресно.
Автор: .

avto_5_10_2016_2

Путь к беспилотным автомобилям лежит через препятствия философского и технического характера, которые помогают инженерам повышать надежность и безопасность систем.

Разговоры о беспилотных автомобилях начались еще в 1939 году. Выставка компании General Motors «Futurama» на международной ярмарке в 1939 году, где были продемонстрированы автомобили, управляемые дорогами со встроенными технологиями, положила начало новой эры автомобилестроения. Поначалу, когда говорили об автономных автомобилях, основное внимание уделяли не столько самим автомобилям, сколько инфраструктуре, которая будет их поддерживать.

В то время было гораздо труднее поверить в возможность создания беспилотных автомобилей, но благодаря техническому прогрессу и взаимодействию разных отраслей автономные автомобили становятся реальностью. Согласно отчету компании BI Intelligence, в 2020 году на дорогах появится 10 млн. автономных автомобилей, а по прогнозам компании IHS, к 2035 году число продаж автономных автомобилей достигнет 21 млн.

Сенсорные технологии, возможности процессоров и машинное обучение (способность компьютеров накапливать информацию, обучаться и создавать математические алгоритмы на основе огромного количества данных) сформировали то, что сотрудник корпорации Intel Джек Уист (Jack Weast) называет «идеальным штормом» возможностей, позволяющим автомобилям передвигаться самостоятельно.

avto_5_10_2016_3

BMW, Intel и Mobileye заявили о своем сотрудничестве, результатом которого станет создание полностью автономных автомобилей BMW к 2021 году.

«Мы долго ждали момента, когда наука разовьется до такого уровня, чтобы сделать автономные автомобили реальностью», — рассказывает Уист, главный системный инженер решений для автономного вождения корпорации Intel.

Переход на полную автономность
Сообщество автомобильных инженеров SAE International классифицировало автономные автомобили по пяти уровням. К первому и второму уровням относятся автомобили с такими системами, как адаптивный круиз-контроль, адаптивная тормозная система и система помощи при парковке — водителям необходимо держать руки на руле. К третьему уровню относятся автомобили с «автопилотом», однако водитель должен быть готов при необходимости взять управление на себя.

avto_5_10_2016_4

В автомобилях четвертого уровня роль водителя минимальна, и он даже может немного вздремнуть. А к пятому уровню относятся полностью автономные автомобили, в которых может вообще отсутствовать водительское сидение или системы управления.

Чтобы автономные или беспилотные автомобили могли функционировать, им необходимо обрабатывать немыслимое количество данных. По словам Уиста, современные тарифные планы для мобильных телефонов позволяют обрабатывать два гигабайта данных в месяц, включая воспроизведение видео и музыки. Для сравнения: автономный автомобиль будет обрабатывать терабайты данных в час. Это огромное количество данных, которые нужно отправлять в облачные системы, поэтому автомобили должны быть оснащены высокопроизводительными вычислительными системами для обработки большого количества данных в реальном времени.

Автономные автомобили оснащены различными датчиками, включая камеры, лидары и радары, которые уникальным образом собирают информацию об окружении автомобиля. Камеры, например, могут определить человека, а радар может уловить разницу между реальным человеком и картонной фигурой человека. Все компоненты системы должны работать одновременно.

«Необходимы не только эти датчики высокой четкости, но и высокопроизводительная центральная система внутри автомобиля, которая позволит обрабатывать данные датчиков, создавать виртуальное воспроизведение окружающего автомобиль физического мира, а затем быстро принимать очень сложные решения в реальном времени о том, куда повернуть, когда затормозить и т.п., — объясняет Уист. — Это замкнутый цикл, который должен выполняться в автомобиле».

avto_5_10_2016_5

По словам Уиста, частично в основе автономности автомобиля будет его способность самостоятельно распознавать ситуацию.

«Мы пытаемся зарегистрировать все возможные объекты, существующие в реальном мире, особенно в сложной городской среде, где могут быть десятки уникальных объектов, которые необходимо распознавать и понимать. И автомобиль должен уметь максимально точно идентифицировать каждый такой объект», — поясняет Уист.

С помощью сбора больших наборов данных специалисты могут проанализировать все зафиксированные датчиками данные и создать модели машинного обучения, которые позволят автономным автомобилям «обучаться» и принимать вероятностные решения о том, что они видят, на базе своего обучения.

Переосмысление транспорта

Несмотря на то, что технологии позволяют реализовать идею автономных автомобилей, вопрос о том, сможет ли компьютер когда-нибудь заменить интуицию человека, все еще остается открытым.

«Идея создания автономных автомобилей представляет собой не только техническую проблему, но и проблему для человека и общества, — говорит Мэтт Юрдана (Matt Yurdana), креативный директор по UX-дизайну, работающий над созданием автономных автомобилей в корпорации Intel. — Если люди не чувствуют себя в безопасности, если у них нет эмоционального и физиологического понимания того, что они могут доверять автомобилю, то не имеет значения, насколько хорошо мы сделаем автономные автомобили с технической точки зрения».

Юрдана приводит в качестве примера сферу здравоохранения. В то время как в некоторых высокотехнологичных лабораториях информация хранится на цифровых серверах, другие клиники все еще распечатывают амбулаторные карточки и хранят их в бумажном виде.

Автономные автомобили могут также изменить представления и приоритеты людей относительно транспорта, и, в конечном итоге, мы, возможно, будем использовать совершенно иные способы транспортировки. Поездки по делам и проблемы поиска парковки или трата времени в раздражающих пробках могут стать пережитком прошлого при появлении других вариантов передвижения.

«Автономные автомобили призваны изменить образ жизни и стиль работы людей, а также благоустройство городов, — рассказывает Уист. — Они изменят отрасли всеми возможными способами, которые на данный момент мы не можем даже представить. Я уверен, что подобно тому, как автомобили с бензиновым двигателем изменили мир, автономные автомобили изменят образ жизни людей по всему миру. Это поистине впечатляющая эволюция».

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте