ИКТ как фактор развития сферы туризма в Узбекистане
19 ноября 2016
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

ict_19_11_2016

Сегодня мы не можем представить себе ни одной сферы деятельности без современных технологий. В условиях информатизации и компьютеризации развитие туристской деятельности в Узбекистане требует нового подхода к обработке информации.

В целях обеспечения эффективной работы любого современного туристского предприятия необходимо внедрение современных ИКТ и программ. Процесс развития и совершенствования ИКТ в сфере туризма улучшает качество оказываемых туристских услуг, что ведет к увеличению количества зарубежных туристов и способствует большей информированности о туристском потенциале страны. Сегодня в сети можем увидеть немало примеров того, как гостиничная и туристская индустрия решает вопросы опосредованного получения информации. Каждый клиент, который пользуется услугами той или иной компании, уже давно имеет возможность получать и отправлять нужную информацию без лишних затрат времени.

Сервис и туризм — весьма прибыльные сферы бизнеса. Однако, чем дальше, тем более актуальной становится поговорка: «Время — деньги», то есть ценность времени повышается. И это значит, что каждая задача должна быть решена максимально быстро, без лишних ресурсных затрат. Именно здесь приходят на помощь многочисленные технологические решения. Большая часть процессов, проходящих в бизнесе, — от создания концепции и построения бизнес-модели до решения конкретных прикладных задач — может быть автоматизирована. Таким образом, широко известный человеческий фактор устраняется. Процессы идут значительно быстрее, а процент ошибок снижается на несколько порядков. Развитие механизмов «обратной связи» позволяет не только узнавать все об услугах, но и заказывать их, и оплачивать «в один клик». Примеры таких действий — это бронирование и оплата гостиницы, приобретение туров и путевок, предварительная запись для оказания любой услуги, обработка персональных данных и заполнение любых документов в режиме онлайн.

Изучив рынок программных продуктов, предлагаемых для автоматизации сферы туристского бизнеса, можно сделать выводы о том, что: ассортимент предлагаемого программного обеспечения весьма широк и способен удовлетворить запросы любой туристской фирмы (как небольших турагентств, так и крупных туроператоров), если при выборе программного обеспечения отталкиваться от количества средств, которыми располагает фирма на покупку, то даже при небольшом капитале можно значительно облегчить труд сотрудников. Но для полноценной работы необходимо подключение к сети Интернет, большинство программ будут работать и без него, но тогда возможности будут более ограниченными. Потребитель в сфере современного сервиса или туризма — тоже человек с ограниченным временем. Он предпочтет ту компанию, в которой сможет получить всю интересующую его информацию за максимально короткий срок, не вставая с рабочего кресла или любимого дивана. Именно поэтому представление информации на информационных ресурсах и удаленное консультирование — столь популярные решения у современных организаций. Исследование показывает, что важность информационных технологий в сфере туризма и сервиса направлены на повышение уровня жизни и создает ощущение комфорта для потребителей. Эта перспектива многогранна. И сегодняшний день является наглядным примером того, что сеть Интернет стала одним из самых мощных инструментов продвижения туристской привлекательности той или иной страны. Многие отечественные туристские организации имеют современные интернет-сайты, которые являются основным инструментом продаж турпродукта.

В прoшлoм гoдy Узбекистан посетили свыше 1,977 миллиона иностранных граждан. Об этом сообщила пресс-служба Национальной компании «Узбектуризм». Для сравнения: в 2012 году Узбекистан посетили 1,9 миллиона иностранцев, в том числе 517 тысяч в целях туризма. Объем туристских услуг по итогам 2013 года вырос более чем на 16% по сравнению с предыдущим годом, экспорт услуг — на 9%. Число действующих на начало 2014 года туристских организаций в республике превысило 900, включая более 400 гостиничных хозяйств и 500 туркомпаний [1].

Вместе с тем в 2013 году Национальная компания «Узбектуризм» запустила веб-портал www.welcomeuzbekistan.uz, который содержит необходимую информацию об исторических памятниках, туристских маршрутах, гидах, переводчиках, местном законодательстве, истории, географии, климате, народно-прикладном искусстве, культуре, традициях, животном и растительном мире, музеях, ресторанах, а также другие полезные сведения для туристских компаний и лиц, планирующих поездку в нашу страну. В настоящее время информация доступна на русском, английском, немецком, французском, испанском, корейском языках. В скором времени портал заработает на итальянском, китайском, японском языках. В «Узбектуризме» 2013 год называют одним из плодотворных и успешных для сферы туризма страны. Были приняты программы развития туризма в Хорезмской, Сурхандарьинской, Ташкентской и Кашкадарьинской областях, которыми предусмотрено освоение более 260 млн. долларов США. Этими программами намечены проекты по развитию инфраструктуры туризма, включая ремонт дорог к объектам осмотра туристов, улучшение инженерной инфраструктуры туристских центров, строительство гостиниц, ресторанов, парков и других объектов развлечения. Программы предусматривают льготы для инициаторов проектов.

На сегодняшний день построен ряд новых и реконструированы действующие гостиницы, рестораны и другие объекты. Внедряются новые культурные программы для туристов, разрабатываются новые маршруты, туристские центры исторических городов обеспечиваются беспроводной связью Wi-Fi [1]. Ведение странички сайта на фейсбуке и других социальных сетях является значительным подспорьем для выполнения задач по распространению информации о новостях в туристской сфере. Это помогает создать целевую аудиторию и работать совместно с клиентами, учитывая их интересы, что, несомненно, положительно влияет на повышение качества туристских услуг.

Регулярно на ведомственном сайте www.uzbektourism.uz размещается информация о происходящих событиях в сфере туризма. В мае 2015 года сайт был полностью обновлен, изменен его дизайн, появились новые разделы, проведено усовершенствование технического состояния сайта, оптимизация его к мобильному трафику. Теперь всю информацию, опубликованную на сайте, можно узнать также с помощью смартфонов и планшетов. В результате число посетителей сайта значительно возросло. Для дальнейшего развития и популяризации турист­ского потенциала регионов Узбекистана в зарубежных странах через всемирную сеть Интернет НК «Узбектуризм» зарезервировала соответствующие доменные имена, разработаны и запущены региональные туристские сайты Хорезм­ской и Кашкадарьинской областей: www.visitkhorezm.uz и www.visitkashkadarya.uz. На сайтах доступны всевозможные материалы, которые помогут туристу на месте пребывания — карты-путеводители, мобильные приложения и различная текстовая информация о достопримечательностях, истории и культурном наследии региона на разных языках.

Сoврeмeнныe туристы нe мoгут прeдcтaвить сeбe oтдыx без нaличия сoврeмeнныx тexнoлoгий. Имeннo пoэтoму в 2014 гoду в иcтoричеcкoм гoрoдe-музee «Ичaн Кaлa» в Хoрeзмскoй oблaсти был зaпущeн в экcплуaтaцию прoeкт зoны бeспрoвoднoгo aбoнeнтскoгo рaдиoдoступa. В нaстoящий мoмeнт зoнa пoкры­тия ceти Wi-Fi включaeт 27 oбъeктoв. Пoльзoвaтeли ceти Wi-Fi c пoмoщью oднoй кaрты мoгут пoльзoвaться услугoй Интeрнeт нa всeх oбъeктaх, гдe приcутcтвуeт сeть Wi-Fi АК «Узбeктeлeкoм». Eсли aбoнeнт, нaпримeр, купил кaрту в Хивe, тo oн мoжeт eю вoспoльзoвaтьcя и в Тeрмeзe, и в Кaрши, Шaх­рисaбзe, и в других мeстaх, гдe eсть зoнa пoкрытия сeти Wi-Fi. В разработанный Центром программистов BePro совместно с НК «Узбектуризм» комплекс программных продуктов о туризме входят програм­мное обеспечение для мобильных устройств, 3D-макеты сооружений, а также программное обеспечение для инфокиосков. Данный проект направлен на широкое представление возможностей Хорезмской области в сфере туризма.

Программное обеспечение для мобильных устройств платформы iOS и Android в виде виртуального путеводителя наполнено актуальной информацией для знакомства с удивительным краем «Тысячи крепостей». В приложение включены такие разделы, как «Общая информация по истории, культуре и традициям региона», «Памятники архитектуры», «Музеи», «Рецепты национальной кухни», «Рекомендации по выбору туров и туристских компаний» и «Уникальная фотогалерея и сферические панорамы Хивы». Данные приложения размещены на AppStore и Google Play Market. Благодаря 3D-макетам сооружений, пользователи со всего мира могут увидеть на картах Google Earth объемные макеты древних памятников архитектуры, находящихся в Хорезмской области.

В настоящее время совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан осуществляется внедрение интерактивной государственной услуги онлайн-приема документов на рассмотрение для получения лицензии на осуществление туристской деятельности на Единый портал интерактивных государственных услуг. Совместно со Службой лицензирования разработан регламент на предоставление государственной услуги через ЕПИГУ на получение лицензии для осуществления туристской деятельности. Для размещения на правительственном портале регулярно предоставляется информация о туристских достопримечательностях республики, инвестиционном потенциале, перечень гостиниц и туроператоров. В НК «Узбектуризм» планируется подготовка и выпуск электронных брошюр, альманахов, кратких справочных пособий по туризму для большей информированности и привлечения туристского потока в республику.

Сегодня на туристском рынке Узбекистана представлено более десятка программ автоматизации работы турфирмы. Наиболее известными среди них являются: «1С-Рарус: Турагентство», «InTourOffice», «Мастер-Тур», «Само-Тур», «ТурВин», «Турбо-тур», «Аист-2.5» и др. Весьма интересная разработка для автоматизации деятельности предприятий туристского сервиса — это пакет прикладных программ «Туристский офис», разработанный фирмой «Tour Technology» и предназначенный для системной автоматизации туроператоров и турагентств, в пределах офиса с возможностью их дальнейшего объединения в единое информационное пространство, например, на базе информационного центра НК «Узбектуризм». Система изначально является многопользовательской, но может работать в однопользовательском (локальном) варианте с использованием мощного аппарата разграничения доступа к данным, защита данных осуществляется как сетевыми средствами, так и специальным модулем, который может устанавливаться по желанию пользователя. «Туристский офис» состоит из трех основных модулей: туристского, финансового и управления, что позволяет использовать его на всех уровнях организации индустрии туризма.

Ведя разговор о применении ИКТ в туризме, нельзя не сказать о системах бронирования мест в отелях и на транспорте. Практически их используют все гостиницы Узбекистана. Однако единой системы по республике пока нет. Например, в отелях Tashkent Palace и Grand Mir применяется всемирно известная система бронирования FIDELIO, в остальных же — более простые или собственные разработки. Помимо этого, в Узбекистане получила лицензию и существует в настоящее время Orex CA.com — online-система бронирования отелей и других тур­услуг на территории Центральной Азии и Закавказья. Бронирование услуг происходит на основании договоров, заключаемых ООО «Oriental Express CA» с предприятиями гостиничного комплекса.

Бронирование номеров гостиниц Узбекистана осуществляется согласно правилам и условиям, определяемым соответствующей гостиницей. Заказ услуги производится на основе надлежащим образом заполненной и отправленной клиентом формы-заявки на бронирование гостиницы, а также на основе заявки, полученной по телефону, e-mail или иным доступным способом связи. Предварительное подтверждение бронирования осуществляет сотрудник отдела бронирования OrexCA.com в срок, не позднее, чем 24 часа после получения заявки. Заявки, отправленные в выходные и официальные праздничные дни, обслуживаются в первый рабочий день, следующий за выходными или праздниками. В исключительных случаях (пик сезона, полная загрузка гостиницы) OrexCA.com оставляет за собой право замены предварительно забронированной гостиницы на гостиницу равного или более высокого класса, без изменения стоимости размещения, при этом сотрудник отдела бронирования OrexCA.com незамедлительно информирует клиента о произведенной замене. Данная система бронирования предназначена для частного использования [2].

При выборе направлений и методов работы необходимо учитывать изменения, происходящие в мировых телекоммуникациях. Нужно принимать меры, способствующие созданию новых стандартов (рекомендаций) по взаимодействию, интеграции и конвергенции различных инфокоммуникационных приложений: традиционной телекоммуникации, телевизионного и радиовещания, компьютерных технологий, информационных сетей. Такое единство хорошо представляется в виде успешного интернет-проекта или веб-сайта. Показателями их успешности служат следующие:

  • первый показатель — это, конечно же, посещаемость сайта, ведь каждый посетитель является потенциальным клиентом. Иначе говоря, сайт должен быть известен потенциальным клиентам, для привлечения которых в Интернете используются специальные механизмы раскрутки сайтов;
  • во-вторых, чтобы сайт быстрее окупился и начал приносить прибыль, его стоимость не должна быть баснословно высокой, что мы видим в большинстве существующих сегодня предложений;
  • в-третьих, сайт должен быть «живым», это означает — постоянное добавление и обновление информации; только такой сайт может пользоваться популярностью и иметь высокий рейтинг в поисковых машинах;
  • представители сферы туризма должны общаться с клиентами с помощью сайта, для чего существуют форумы, гостевые книги и т.д.;
  • информация на сайте должна обновляться оперативно, с тем, чтобы клиенты вовремя видели изменения цен, ассортимента, получали информацию о проводимых акциях, новости, ответы на вопросы.

По данным исследования, проведенного маркетинговой группой Neilsen Netratings, 33% всех онлайновых сделок приходятся на долю туризма. Но, надо отметить, что туристские фирмы получили не только удобный способ продажи своего продукта. Возможности здесь гораздо шире. Это и недорогая эффективная реклама, размещенная на наиболее посещаемых сайтах, просмотр и анализ предложений от других фирм с целью создания собственного конкурентоспособного продукта. Это и связь с туроператорами, и поиск выгодных партнеров, online-бронирование гостиниц, авиабилетов, транспорта и многое другое.

Что касается программ, специально «заточенных» под сферу туризма, то знаменитое правило «спрос рождает предложение» сработало и в данном случае. Для удобства работы туроператоров, фирмами, занимающимися разработкой пакетов прикладных программ, было создано много специализированных программ и программных комплексов, предназначенных для автоматизации деятельности компаний-туроператоров и туристских агентств. Начиная от небольших и недорогих офисных программ, которые могут работать «локально», не имея выхода в Интернет, и заканчивая глобальными системами, аналогичными системам online-бронирования, в которых также, в режиме реального времени, отображаются цены партнеров (гостиниц, авиакомпаний, транспортных компаний и т.д.). А также количество свободных мест в рамках заключенных договоров на предоставление услуг, выкупленные туроператором блоки мест или просто текущая наполняемость гостиниц и рейсовых мест. Помимо функций формирования тура, эти программы отвечают также и за многие другие операции, призванные автоматизировать работу туристских фирм. Все современные системы поддерживают такие функции, как: формирование клиентской базы данных; ведение базы заявок и контроль их состояния; простое и быстрое оформление заявки и всех необходимых документов; печать документов, в том числе на индивидуальных бланках турагентства; ведение истории изменений; финансовый учет внутри агентства; эффективные отчеты. Результаты анализа сайтов объектов туристского сервиса Узбекистана, размещаемых в сети Интернет, показали, что каждый объект туристского сервиса старается разместить в данной сети свое представительство с различным уровнем сложности технологического решения.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что благодаря умелому привлечению стандартного и программного обеспечения, многие технологические процессы в туризме уже удалось видоизменить, внедрить в них информационные технологии и электронный документооборот. Созданы дополнительные удобства при расчетах с клиентами и партнерами: поэтапная оплата путевки, наличный и безналичный расчеты. Помимо этого, компьютеры значительно облегчают бухгалтерский и статистический учеты в фирме. Электронная почта заменила обычную, стал возможен обмен базами данных при оформлении виз, страховок, листов размещения и др. Взаимоотношения с партнерами перешли на качественно новый уровень. Опрос туристов, прибывших в Узбекистан, показал, что многие из них узнают о стране и принимают решение о посещении, бронировании мест в гостинице на основе данных компьютерной сети Интернет.

В настоящее время сделано немало, но еще больше предстоит сделать для того, чтобы вывести отрасль туризма на более перспективный уровень развития, основанный на прочных специальных знаниях и знаниях по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий. В частности, весьма актуальным представляется создание на базе НК «Узбектуризм» республиканского туристского портала, объединяющего все туристские организации в единое виртуальное информационное пространство, использование единой базы по оценке и стандартизации всех составляющих индустрии туризма на основе мировых стандартов, использующих новейшие мировые достижения информационного общества.

Источники:

  1. Узбекистан. Миграция, виза, туризм
  2. http://polpred.com/news/?cnt=163&sector=7&page=5

  3. Условия бронирования гостиниц Узбекистана
  4. http://www.orexca.com/rus/reservation-policy.php

Авторы: Зухра Отакузиева, к.э.н., доцент ТУИТ
Сахибжамал Кулмуратова, студентка ТУИТ

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте