Информатизация реального сектора экономики Узбекистана
12 декабря 2016
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

inf_12_12_2016

На сегодняшний день в условиях глобализации информационно-коммуникационные технологии в современной жизни охватили практически все сферы общественной деятельности, что способствует успешной реализации многих социально-экономических задач на всех уровнях.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий об­работки и передачи информации имеет решающее значение как для повыше­ния конкурентоспособности экономики и рас­ширения возможностей для интеграции ее в мировую систему хозяйства, так и для повышения эффективности про­цессов государственного управления на всех уровнях власти, на уровне местного самоуправления, в государственном и негосударственном секторах экономики.

Об этом отметил Первый Президент Республики Узбекистан в своем докладе на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год:

«…В современных условиях, в эпоху Интернета и электроники приоритетное значение имеет широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики, кардинальное ускорение создания системы «Электронное правительство».

Весь мировой опыт показывает, что в настоящее время в глобальной экономике все более возрастающую роль и значение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий, включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий, разработку программного обеспечения и предоставление на их основе широкого спектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне.

Надо сказать, что уже сегодня на ИКТ приходится примерно 5,5 процента мирового ВВП, а по оценкам авторитетных международных экспертов к 2020 году этот показатель превысит 9 процентов.

К примеру, в Республике Корея доля сектора ИКТ в ВВП страны составляет свыше 11,8 процента, в Швеции — 7, США — 6,8 процента.

Несмотря на то, что в последние годы этот сектор нашей экономики развивается опережающими темпами, надо признать, что мы находимся только на начальной стадии — на долю ИКТ приходится лишь около 2 процентов ВВП».

inf_12_12_2016_01

3 апреля 2014 года было принято Постановление Первого Президента Рес­публики Узбекистан №ПП-2158 «О мерах по дальнейшему внедрению информа­ционно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики», которое является основанием для ускоренного развития и широкого внедрения в отраслях реальной экономики информационно-коммуникационных технологий и программных продуктов. Данным документом обозначена реализация 86 приоритетных проектов по 37 органам хозяйственного управления с общим оценочным бюджетом 336 млрд. сумов. Основной акцент в Постановлении был сделан на комплекс ТЭК (30 предприятий, среди которых АК «Узбекэнерго», АК «Узкимёсаноат», НГМК, АГМК и др.), комплекс коммунальной сферы, транспорта, капитального стро­ительства и строительной индустрии (22 предприятия, среди которых АК «Узбекистон темир йуллари», НАК «Узбеки­стон хаво йуллари», АК «Тошшахар­трансхизмат» и др.), комплекс сельского и водного хозяйства, переработки с/х продуктов и потребительских товаров (15 предприятий, среди которых Ассоциация «Узпахта­саноат», АК «Узсельхозмашлизинг» и др.) и т.д.

В основном реализация приоритетных проектов направлена на внедрение ERP (Enterprise Resourse Planing — система планирования ресурсов предприятия) и CRM (Customer Relationship Ma­nagement — управление взаимоотношениями с клиентами) систем. Внедрение таких систем позволяет снизить объемы материальных запасов, сократить затраты на приобретение и хранение сырья и материалов, снизить производственные издержки, операционные и административные расходы и т.д.

Приведем несколько примеров эффективности реализации проектов в рамках данного Постановления. Среди предприятий комплекса ТЭК Навоийский горно-металлургический комбинат, в целях создания развитой инфраструктуры, получения оперативной и достоверной информации для принятия управленче­ских решений, снижения себестоимости выпускаемой продукции, повышения энергоэффективности и производительности труда успешно завершил внедрение нескольких проектов, направленных на развитие и внедрение информационной системы управления основными бизнес-процессами комбината, внедрение и расширение системы спутникового мониторинга транспортных средств и механизмов, реализацию проектов автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления производством.

По комплексу коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и строительной индустрии Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» также успешно завершила все проекты, закрепленные данным Постановлением, среди которых:

  • «Внедрение информационной системы по управлению персоналом, включая кадровый учет и управление трудовыми ресурсами»;
  • «Внедрение системы онлайн-бронирования и онлайн-продажи авиа­билетов»;
  • «Внедрение программного обеспе­чения по оперативному контролю депозита авиакасс»;
  • «Разработка и внедрение информационной системы по учету и подготовке отчетных данных по наличию и движению горюче-смазочных материалов»;
  • «Внедрение программного обеспечения для предоставления информации о статусе розыска багажа в режиме онлайн»;
  • «Внедрение программы электронного планирования летной деятельности».

Внедрение проектов НАК позволило компании, помимо своих прямых функциональных предназначений, повысить оперативность, создать дополнительные ресурсы для сбора необходимых данных и отчетностей, сократить финансовые затраты на содержание лишних кадров, расхода бумаги, связи и т.д.

Среди других проектов АО «Тошшахартрансхизмат» реализация проекта «Внедрение комплексной системы уда­ленного контроля за движением подвижного состава (GPS) с учетом внедрения навигационных систем и обеспечения води­телей транспортных средств средствами связи» предоставила возможность к 25-летию независимости нашей страны запустить в тестовом режиме мобильное приложение «Tashbus», которое предоставляет услугу для населения по получению информации о времени и нахождении транспортного средства по маршрутам г.Ташкента в режиме онлайн.

Хотелось бы также отметить успешно реализованные проекты АК «Дори-Дармон». Сначала была внедрена многофункциональная ERP-система «М-Аптека плюс», а уже к концу 2015 года система «М-Аптека плюс» была внедрена во всех региональных обществах c ограниченной ответственностью компании. В целях внедрения новых схем оказания аптечных услуг через сеть Интернет для открытия новых рынков сбыта, повышения качества услуг, снижения их себестоимости и издержек за счет внедрения современных информационных систем и программных продуктов была автоматизирована система складского учета. На базе веб-сайта компании www.doridarmon.uz оказывается услуга «Интернет-аптека», которая дает возможность, не выходя из дома и не ожидая ответа оператора, воспользоваться функцией поиска лекарственных средств по аптекам и аптечным учреждениям компании. Также внедрена подсистема «Мобильное приложение» и интегрирована с ЕПИГУ.

Благодаря реализации вышеперечисленных проектов компания достигла следующих показателей:

  • сокращение расходов на трудовые ресурсы;
  • увеличение товарооборота;
  • консолидация бизнес-процессов;
  • сокращение времени на обработку информации;
  • оптимизация складских операций и автоматическое управление складом;
  • сокращение расходов на горюче-смазочные материалы;
  • оперативная онлайн-отчетность, постоянное наблюдение над динамикой изменений количественных и финансовых показателей;
  • сокращение расходов на бумагу.

Согласно данным АК «Дори-Дармон», для реализации данных проектов компанией было использовано 1478,9 млн. сумов. По документам проекта срок его окупаемости должен был составить три года. Но по итогам 2015 года в осуществлении данного проекта было сэкономлено 1944,5 млн. сумов и на основании этого доход составил 466 млн. сумов.

И таких примеров можно привести много.

В рамках вышеуказанного Постановления Центр развития системы «Электронное правительство» проводит координацию и постоянный мониторинг за ходом реализации проектов органов хозяйственного управления в соответствии со сроками и этапами согласно утвержденным сетевым графикам посредством автоматизированной системы NIS.UZ.

inf_12_12_2016_02

inf_12_12_2016_03

Рис. Автоматизированная система контроля и мониторинга хода реализации приоритетных проектов (NIS.UZ)

Как наглядно показывает инфографика автоматизированной системы NIS.UZ (рис.), реализация проектов, намеченных в Постановлении Первого Президента Республики Узбекистан №ПП-2158, уже фактически завершена в среднем на 92%.

На сегодняшний день анализ показал, что внедрение приоритетных проектов в рамках данного Постановления было эффективным, и логическим продолжением развития ИКТ в данном направлении является принятое Постановление Первого Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2016 года №ПП-2569 «О мерах по дальнейшему развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики на 2016–2018 годы».

В рамках данного Постановления определена реализация 89 приоритетных проектов по 30 органам хозяйственного управления с общей оценочной стоимостью проектов свыше 1 млрд. сумов. Превалирующую долю в приоритетных проектах, определенных данным Постановлением, составляет комплекс геологии, ТЭК, химической, нефтехимической и металлургической промышленности (33 проекта из 89); комплекс по вопросам коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии (16 проектов из 89); комплекс по вопросам молодежной политики, образования, культуры и спорта (11 проектов из 89); комплекс по вопросам макроэкономического развития, структурных преобразований, привлечения иностранных инвестиций и комплексного развития территорий (9 проектов из 89); комплекс сельского и водного хозяйства, переработки сельхозпродукции и потребительских товаров (7 проектов из 89); комплекс по вопросам здравоохранения, экологии и охраны окружающей среды и комплекс по вопросам машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции (по 6 проектов из 89).

С момента вхождения данного Постановления в силу, реализация проектов в органах хозяйственного управления уже дала свои плоды.

Например, в рамках Постановления в АК «Дори-Дармон» в целях проведения контроля по безопасному и своевременному обеспечению аптек лекарственными средствами с помощью транспортных средств в компании внедрена система GPS.

Целью внедрения информационных систем и программных продуктов посредством информатизации реального сектора экономики является стимулирование экономического роста (сокращение издержек производства, снижение себестоимости продукции и услуг, повышение качества производимой продукции и оказываемых услуг, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках; повышение экспортного потенциала, развитие науки, повышение квалификации кадров и др.).

В целом, модернизация и внедрение ИКТ и программных продуктов на уровне предприятия дает возможность оперативного контроля и управления, что в дальнейшем приведет к экономии средств и времени, повышению качества производимой продукции или оказываемых услуг, сокращению расходов и др. На макроэкономическом уровне такие проекты дают мощный толчок развитию экономики страны, обеспечивают высокие темпы роста ВВП, создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения.

Автор: Саида Максудова, ведущий специалист отдела координации деятельности спецподразделений органов хозуправления Центра развития системы «Электронное правительство»

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте