- infoCOM.UZ - http://infocom.uz -

Открытые данные как прозрачный диалог

open_13_12_2016_01 [1]

Если у нас нет открытого, нейтрального Интернета,
на который мы можем полагаться, не беспокоясь
о том, что происходит за задней дверью,
то мы не можем иметь открытое правительство,
хорошую демократию, надлежащее здравоохранение,
объединенное общество и разнообразие культуры.

Бернерс-Ли Тим,
президент института открытых данных

Принципы, которые позволяют нам сегодня определять и оценивать открытые данные, были сформулированы в 2007 году на встрече теоретиков и активистов Интернета в Сан-Франциско, которые определили образ «открытых данных», какими мы их знаем сегодня.

Открытые данные — это концепция, отражающая идею о том, что определенные данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.

В целях регулирования отношений в области открытости деятельности органов государственной власти и управления в Узбекистане, 20 марта 2015 года был запущен Портал открытых данных Республики Узбекистан. Основанием запуска послужил ряд нормативно-правовых актов, таких как Закон Республики Узбекистан от 5 мая 2014 года «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»; Постановление Кабинета Министров от 7 августа 2015 года №232 «О мерах по дальнейшему совершенствованию Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления открытых данных»; приказ министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан от 27 ноября 2015 года №141-мх «Об утверждении Регламента формирования открытых данных, их размещения и обработки»; протокол от 23 февраля 2016 года №7 заседания Республиканской комиссии по координации реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013–2020 годы «Перечень наборов открытых данных органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, подлежащих обязательному опубликованию на своих официальных веб-сайтах и портале открытых данных Республики Узбекистан».

open_13_12_2016_02 [2]

На портале открытых данных Республики Узбекистан https://data.gov.uz [3] органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах размещаются созданные либо поступившие в органы информации (открытые государственные данные) о своей деятельности.

open_13_12_2016_03 [4]

Информация на портале размещается в форме открытых данных, при которой указанные данные размещаются в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (маши­ночитаемый формат, примерами таких форматов могут служить: CSV, XML, JSON и другие), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования.

open_13_12_2016_04 [5]

Основной целью публикации открытых государственных данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами, бизнес-сообществом и другими слоями общества.

На сегодняшний день Правительством республики уделяется достаточно внимания для развития данной концепции, в частности, ведутся работы по расширению перечня наборов открытых данных с учетом потребностей пользователей и готовностью государственных органов (далее — госорганы), оптимизируется модуль управления (расширение контента портала, открытие личного кабинета для поставщиков), организовываются конкурсы по разработке программных средств и сервисов, использующих информацию в форме открытых данных.

Таким образом, если по состоянию на 18 марта 2016 года на портале были опубликованы 769 наборов открытых данных 65 государственных органов и скачаны пользователями 327 857 раз, то по состоянию на 11 ноября 2016 года каждый показатель возрос в 1,5–2 раза, т.е. 1967 наборов открытых данных, размещенных со стороны 117 государственных органов, которые были использованы более 650 тысяч раз.

Вопреки проделанным работам, максимальный эффект от размещения открытых данных в сети Интернет может быть достигнут только при их активном использовании. Следовательно, необходимо расширять сообщество пользователей открытых данных, формировать среду для привлечения и общения новых групп пользователей, вести агитационно-разъяснительную работу, продолжать организацию ежегодных конкурсов по разработке приложений с использованием открытых данных, таких как Open Data Challenge и Data.gov.uz [6] Hackathon.

Расширение сотрудничества с пользователями должно быть направлено также на определение новых областей использования открытых данных и определения необходимых для этого наборов открытых данных.

Необходимо понимать, что важная и необходимая информация находится также в негосударственных источниках. Они дополняют информацию о деятельности государственных органов. Поэтому вовлечение их обладателей в процессы размещения информации в форме открытых данных в перспективе является важной областью развития открытых данных.

Результатом публикации госорганами открытых данных должно стать:

В мире существует множество примеров того, как информация из порталов открытых данных помогла найти оригинальные решения множества разных проблем. Сайт OpenData500 составил длинный список стартапов, работающих с большими данными и использующих открытые источники материалов с целью строить и развивать свои компании.

Существует много выгод как для государства, так и для предпринимателей. Согласно докладу от 2013 года одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini — с помощью порталов открытых данных можно управлять доходами, сокращать издержки, повышать эффективность и создавать рабочие места для будущих поколений.

open_13_12_2016_05 [7]

В докладе Open Data Economy компании Capgemini от 2013 года объясняется, что относительно вопроса публикации данных страны могут быть разделены на три разные категории: новички, последователи и задающие тенденцию. Нацеливаясь именно на позицию страны, «задающей тенденцию», органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах Республики Узбекистан необходимо развиваться в сфере открытых данных.

Автор: З. Каримберганов, ГУ «Центр развития системы «Электронное правительство»