Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий
15 декабря 2016
Рубрика: Технологии. Тэги:
Автор: Светлана Конева.

didact_15_12_2016

При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью прин­тера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий — средство реализации дидактических задач. Другими словами, эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

  1. Мотивация. Мотивация — необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.
  2. Постановка учебной цели. Студент c самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.
  3. Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.
  4. Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
  5. Оценка. В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «школьник — учитель — школьник». Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии. При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям — разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его «Руководстве к образованию немецких учителей». Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них: распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части; указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы воз­будить любознательность студента, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере; распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки. Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши студенты буквально «сидели на краешке стула». Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно для обучающих презентаций.

Разработка сценария мульти­медийной презентации. При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами: Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продол­жительность презентации со сценарием должна составлять не более 20–30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20–25 слайдов (показ одного слай­да занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей). При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.

Указания по созданию эффективной презентации. Приведенный ниже план будет полезен при работе над собственной презентацией. Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще. Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов. Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться «затолкать» в один слайд слишком много информации. Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию. Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

  • удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации;
  • использованием мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернета (графических вставок, анимации, звука, если необходимо, и др.);
  • разбивкой урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды);
  • каждый слайд презентации должен иметь заголовок;
  • ссылками на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет;
  • доступностью — быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

При создании мультимедийной презентации необходимо: провести разбивку урока на небольшие смысловые части — модули. Каждый слайд должен иметь: заголовок; подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию); моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами); проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help); составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

Каждый модуль по максимуму включает в себя: текст психологического настроя; цели изучения модуля; учебные вопросы; учебный материал; набор ключевых проблем по теме модуля; лучшие работы учеников прошлых групп; новые работы учеников; вопросы для самопроверки и рефлексии (желательно с ответами, комментариями и рекомендациями); структурно-логическую схему модуля; список литературы к модулю и ссылки на сайты Интернета по тематике модуля.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера. Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего урока и стремиться к унификации структуры и формы представления учебного материала (унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков). Шрифты рекомендуется использовать стандартные — Times, Arial. Лучше всего ограничиться использованием двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда — Arial. Целесообразно применение различных маркеров для выделения элементов текста (маркированные списки). Например: Текст 1; Текст 2; Текст 3; Текст 4.

Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона. Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу: как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого. Один из способов решения этой задачи — ограничение как способов представления учебного материала, так и набора навигационных объектов. В этом случае учащийся, быстро освоив особенности интерфейса данной презентации, в дальнейшем не будет на него отвлекаться, сосредоточив все внимание на содержании образовательной информации. При создании мультимедийной презентации учитель сталкивается с рядом сложных задач:

  • необходимостью создания простого и интуитивно понятного интерфейса, в котором образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации;
  • определением структурной организации и формы представления учебного материала, соответствующие поставленным педагогическим целям. Основная цель предлагаемого подхода — сделать акцент на изучение процесса организации содержания и представления его в форме, наиболее удобной для восприятия обучаемой аудиторией.

Важный момент — выбор общего стиля презентации. Когда определены класс презентации, категория обучаемых, то сделать выбор стиля становится проще. Для правильного выбора стиля требуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. Рассматривая данный этап, можно подробно проанализировать несколько презентаций, выявляя их недостатки и предлагая способы их устранения. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить ее в презентации уже недостаточно. После того, как будет найдена «изюминка», можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и уровню урока. Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комп­лекса к мультимедийной презентации предъявляются следующие требования:

  1. Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.
  2. В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.
  3. Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал презентации содержит основные определения, наиболее важные даты истории развития информатики, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т.п.
  4. После изучения каждой структурной единицы учебного материала в презентации содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.
  5. Мультимедийная презентация должна быть открыта для развития.
  6. Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования, вывода на печать.

При подготовке мультимедийных презентаций преподаватель должен использовать возможности Интернета, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники. Со временем в сети появятся самые лучшие мультимедийные презентации для использования их как базовых в процессе подготовки урока. При создании презентации следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Это позволяет сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей.

Этапы подготовки мультимедийной презентации: структуризация учебного материала; составление сценария реализации; разработка дизайна презентации; подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов); подготовка музыкального сопровождения; тестирование-проверка.

Методы использования мультимедийных презентаций. Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  2. При закреплении новой темы.
  3. Для проверки знаний. Компьютерное тестирование — это самопроверка и самореализация, хороший стимул для обучения, способ деятельности и выражения себя. Для учителя — это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
  4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
  5. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов.
  6. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
  7. Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы, при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа-программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.
  8. Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические си­туации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели, исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.

Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе позволяет: организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала; провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся; организовать подготовку и проведение урока с учетом особенностей восприятия мультимедийных материалов; использовать специальные приемы, связанные с характеристиками учебного материала и его структурированием; использовать такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общению и оценке со стороны окружающих.

Литература

  1. Глебко А. «Компьютер сводит с ума». www.medmedia.ru/printarticle.html?715591.
  1. Овчаров А. В. «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html.
  2. Окопелов О. П. «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». Информатика и образование, 2001. №3.
  3. Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
  1. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва, Агентство «Издательский сервис», 2004 г.
  2. Смолянинова О. Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования), Красноярск, КрГУ, 2003.
  3. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М,: ИИД Филинъ, 2003.

Автор: Светлана Конева, старший преподаватель ТГПУ

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте