Вынесен на обсуждение проект закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью»
24 апреля 2017
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

На портале Обсуждения нормативно-правовых актов Республики Узбекистан вынесен на обсуждение проект Закона Республики Узбекистан « О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью». Целью настоящего Закона является обеспечение и регулирование отношений в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью. Разработчиком данного проекта  закона выступило Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

Проектом Закона предполагается  применение следующих основных понятий:

дети – лица до достижения возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);

информационная продукция– предназначенная для оборота на территории Республики Узбекистан продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в сетях телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет;

возрастная категория информационной продукции – совокупность норм, регулирующих доступ к информации, наносящей вред здоровью детей Республики Узбекистан;

зрелищное мероприятие – демонстрация информации, в том числе посредством проведения образовательных, театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий;

информация, наносящая вред здоровью детей – информация, информация, наносящая вред физическому и психическому состоянию здоровья детей, распространение которого среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Законом;

оборот информационной продукции — предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в сетях телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет.

В соответствии с проектом Закона устанавливаются основные направления государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью

Основными направлениями государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, являются:

  • создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и гарантию прав на доступ информации;
  • защита детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, недопущение и (или) ограничение распространения, а также ограничение доступа детей к информации, наносящей вред их здоровью;
  • поддержка деятельности органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества, физических и юридических лиц в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью.
  • развитие научных и прикладных исследований, направленных на систематическую оценку содержания информационного пространства для детей, разработка и развитие критериев, механизмов и методик классификации информации, наносящей вред их здоровью, внедрение аппаратно-программных и технических средств обеспечения информационной безопасности детей.

Проектом Закона основными направлениями государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, являются:

  • создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и гарантию прав на доступ информации;
  • защита детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, недопущение и (или) ограничение распространения, а также ограничение доступа детей к информации, наносящей вред их здоровью;
  • поддержка деятельности органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества, физических и юридических лиц в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью.
  • развитие научных и прикладных исследований, направленных на систематическую оценку содержания информационного пространства для детей, разработка и развитие критериев, механизмов и методик классификации информации, наносящей вред их здоровью, внедрение аппаратно-программных и технических средств обеспечения информационной безопасности детей.

Проектом Закона также предусматривается классификация информации, наносящей вред их здоровью

К информации, наносящей вред здоровью детей, относится информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  • отрицающая семейные ценности, пропагандирующая разврат, а также формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение и способствующая совершению правонарушения;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера;
  • о детях, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого ребёнка, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого ребенка, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого ребенка.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

  • представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между людьми;
  • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной лексике.

Возрастная классификация информационной продукции

В отношении информационной продукции, оборот которой осуществляется на территории Республики Узбекистан, при необходимости может осуществляться ее возрастной классификации. Возрастная классификация информационной продукции осуществляется путем отнесения ее к определенному разряду возрастной категории:

  • информационная продукция для детей, не достигших возраста семи лет;
  • информационная продукция для детей, в возрасте от семи до четырнадцати лет;
  • информационная продукция для детей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
  • информационная продукция, запрещенная для детей.

При осуществлении возрастной классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Возрастная классификация информационной продукции осуществляется межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних на основе обращений производителей и (или) распространителей информационной продукции.

Сведения о возрастной классификации информационной продукции являются основанием для размещения на ней соответствующего знака возрастной классификации информационной продукции.

Дата завершения обсуждения проекта закона установлено 29 апреля 2017 года! Проект опубликован на узбекском и русском языках. Планируемый срок вступления в силу 1 декабря 2017 года.

Приглашаем всех желающих к обсуждению нового закона!

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте