Информационные технологии дистанционного обучения
3 июня 2017
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

Дистанционное образование сегодня может предоставлять весь спектр уровней подготовки: от начального до высшего образования, и направлено на людей различных возрастов, безграничный круг преподаваемых дисциплин.

Разнообразие применяемых методов включает переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и в развивающихся странах, как в больших странах, так и в маленьких.

В современном информационном обществе дистанционное образование играет все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм. Рассматривая историю дистанционного образования, следует отметить достигнутые в процессе развития успехи, принадлежность к нескольким «поколениям»: от Гаррисона (Garrison) (1985 г.) и Ниппера (Nipper) (1989 г.) до сегодняшнего дня. Они в числе первых использовали термин «поколение» для выделения трех стадий развития дистанционного образования, «которые исторически связаны с развитием производственных, транспортных и коммуникационных технологий».

Средством дистанционного образования «первого поколения» был написанный от руки и печатный материал, рукописи использовались на протяжении многих столетий. Появление книгопечатания сделало возможным выпуск недорогих учебников. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литературы и примерные вопросы, отобранные ведущими обучение.

Из истории. Первые радиокурсы, состоящие из бесед, это 20-е годы ХХ столетия, изобретение радио, пользуются огромной популярностью и востребованностью сериального подхода, и даже иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. Уже в 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем.

Появление в 1969 году Открытого университета в Великобритании ознаменовало собой начало «второго поколения», и с этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при доминирующем положении печатных материалов. Было разработано большое количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами, а уже позже — через аудиокассеты, которые снискали всеобщую любовь. Двустороннее взаимодействие между учителем и учениками осуществлялось посредством переписки, очных консультаций или краткосрочных курсов. И эта модель отличалась от всех остальных на подготовительном этапе, но после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового обучающегося требовало больших затрат.

«Третье поколение» — это новая веха современного обучения дистанционного образования, базируется на активном использовании информационных и ком­муникационных технологий, предлагая двустороннюю связь в самых различных формах — звук, текст, графика и анимация, как в асинхронном режиме, так и в синхронном, т.е. «в одно и то же время»; как в видео- или аудиографических конференциях, очень популярных за рубежом, в учебных заведениях; использование электронной почты, Интернета или телеконференций. Данные технологии могут применяться в качестве дополнения к курсам первого и второго поколения или использоваться самостоятельно, что позволяет облегчить взаимодействие между обучающим и учеником, между учеником и учеником, или обучающимся и разными типами учебных ресурсов.

На данном этапе это обучение самое доступное, использование интернет-технологий и дистанционного обучения — это все новые и новые возможности для непрерывного обучения или переучивания специалистов, получения второго образования. Дистанционное обучение на основе интернет-технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию, предоставляет возможность обучаемым непрерывно повышать свой профессиональный уровень, учитывая запросы, индивидуальные особенности. В процессе обучения обучающийся определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-практические материалы, самостоятельно может проходить тестирование, либо выполнять контрольные работы под руководством преподавателя, наставника, осуществляе­мого с помощью Интернета и других средств коммуникации одновременную подготовку и переподготовку кадров без ограничений.

Дистанционное обучение легко адаптируется к специфике деятельности конкретной организации и даже к уров­ню индивидуальной подготовленности каждого сотрудника. Систему тестирования, при обновлении технологии, можно быстро адаптировать к любым изменениям — это позволяет избежать устаревания знаний и потери квалификации специалистов, что важно в динамично меняющихся технологиях.

Главной целью дистанционного обучения является развитие профессиональной компетентности специалистов, а также их переучивание, получение второго образования. Требования, предъявляемые к дистанционному обучению:

  • комплексность, то есть охватывать все этапы обучения и всех участников процесса обучения;
  • адаптированность — быть настраиваемым, должно адаптироваться к потребностям заказчика как с помощью изменения настроек, так и с помощью дополнительных программных компонент;
  • доступный, простой, понятный интерфейс пользователя для преподавателей и студентов, для людей, которые, возможно, не являются профессионалами в области информационных технологий;
  • вариативность, т.е. предоставлять максимальное количество вариантов коммуникаций между студентами и преподавателями, таких как форум, система мгновенного обмена сообщениями (instant messaging), аудио- и видеосвязь;
  • мониторинг — предоставлять возможности для контроля успеваемости студента (для любой заинтересованной стороны).

Преимущества дистанционного обучения:

  • технологичность — использование современных программных и технических средств + эффективность. Фееричность, новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной;
  • доступность и открытость обучения, территориальная отдаленность участ­ников не играет роли, позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, невзирая на время суток, сезонность и совмещая с основной деятельностью;
  • оплата, низкие цены на доставку обучения — в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы;
  • возможность разделения содержания электронного курса на модули — блочное деление, небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета быстрым, удобным;
  • гибкость, упрощенный поиск материала;
  • свобода и доступность к качественному образованию;
  • появляются новые возможности для выбора курса обучения;
  • появляется возможность обучения в лучших учебных заведениях с учетом эффективных технологий, престижности учебного заведения, выбора наиболее квалифицированных преподавателей;
  • продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам;
  • индивидуальность систем дистанционного обучения — обучающийся сам определяет темп обучения (возврат по разным отдельным урокам или выбирать отдельные разделы и т.д.), при такой системе обучения заставляет быть самостоятельным, получать навыки самообразования;
  • своевременность, оперативность — пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами;
  • повышает возможность определять критерии оценки знаний в электронном виде, что позволяет исключать необъективность и предвзятость.

Дистанционное обучение, конечно, имеет и недостатки:

  • отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения;
  • необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Хорошая техническая оснащенность, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;
  • высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса;
  • одной из ключевых проблем интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Нужны оптимальные технологические решения, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию;
  • необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, самостоятельность, сознательность;
  • как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствие постоянного контроля над обучающимися;
  • большая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.

Эффективность дистанционного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики современных технологий должны обеспечивать максимально возможную эффективность дистанционного обучения.

Программное обеспечение для дистанционного обучения представляется как простыми статическими HTML-страницами, так и сложными системами управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующимися в корпоративных компьютерных сетях.

Во всем многообразии средств организации электронного обучения следует выделить группы:

  • авторские программные продукты (Authoring Packages);
  • системы управления обучением (Learning Management Systems — LMS);
  • системы управления контентом (Con­tent Management Systems — CMS);
  • системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems — LCMS).

В заключение хотелось бы отметить, что успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения.

Автор: Светлана Конева, старший преподаватель ТГПУ

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте