Современные решения и технологии Sony
26 ноября 2017
Рубрика: Обзоры и мнения, Технологии.
Автор: .

Компания Sony не первый год принимает участие в Ежегодной национальной выставке информационных технологий ICTExpo Uzbekistan, и каждый раз старается привезти с собой действительно интересные, нужные и востребованные мультимедийные решения, а также технологии, которые могут найти применение в различных учреждениях Республики Узбекистан.

Пользуясь случаем, мне хотелось рассказать об основных тенденциях, которые мы наблюдаем на рынке в данный момент. Больше всего внимания, как со стороны производителей, так и со стороны потребителей, сейчас уделяется следующим технологиям: 4К, HDR и IP.

Технология 4К

На самом деле, 4К — формат, предназначенный для кино, и имеет разрешение 4096 х 2160, а то, что мы с вами привыкли называть в телевидении и бытовом обиходе «4К», на самом деле является UHD или 4К UHD, который имеет разрешение 3840 х 2160 и соотношение сторон 16 х 9. Именно об этой технологии и формате мы и расскажем.

Технология 4К UHD однозначно медленно, но верно входит в нашу жизнь как со стороны бытовых устройств (телефоны, компьютеры), так и со стороны профессионального оборудования (кинопроизводство, телевидение, образование). Однако на пути ее внедрения есть ряд трудностей. Среди основных — объем требуемых вложений и временные технические ограничения. Если с объемом вложений все более или менее понятно, то с техническими ограничениями, скорее всего, знакомы не все. Именно об этом расскажу более подробно. В связи с тем, что формат 4К UHD превышает HD в четыре раза, объем данных также пропорционально увеличился. Внутри технологического комплекса на данный момент существует два способа передачи сигнала 4К — 4 линии 3G SDI или 1 линия IP. В случае с SDI необходимо проложить в 4 раза больше линий, а в случае с IP — предусмотреть интеграцию со всеми устройствами и форматами. Надо заметить, что IP в перспективе удобнее, однако пока не все хорошо с ней знакомы, т.к. технология еще очень «молода». Следующей задачей является «транспорт» или передача контента 4K UHD от производителя (телеканала) до потребителя (телезрителя). Как мы можем догадаться, вся нагрузка по решению данной задачи ложится на кабельных или интернет-провайдеров, а также существующие сети в стране.

Далеко не во всех странах СНГ кабельный оператор может обеспечить доставку контента даже в формате FullHD, не говоря уже о 4К UHD. На данный момент — это самая большая проблема на пути к обеспечению полноценного 4K UHD-вещания и последующего просмотра. В бытовом же секторе с 4К UHD дела обстоят заметно лучше, т.к. стандарт HDMI 2.0, который поддерживает 4К UHD, появился несколько лет назад и большинство современных бытовых устройств уже выходят на рынок с поддержкой 4К UHD. Несмотря на все описанные выше проблемы, насладиться контентом 4K UHD можно уже сейчас. Для этого, например, можно скачать фильм по подписке или запустить игру на новом поколении игровых приставок или компьютере. Пройдет несколько лет, и все существующие вопросы однозначно решатся, и мы сможем с вами не только смотреть скачанный контент в формате 4K UHD, но и смотреть эфирные телеканалы, включая всеми любимый спорт.

Технология HDR

HDR (High Dynamic Range или расширенный динамический диапазон) имеет все шансы для скорейшего внедрения в массы благодаря заметному улучшению изображения при сравнительно небольших вложениях как на производственной стороне, так и на стороне потребителя. Важно заметить, что буквально недавно технология стала доступна не только для 4К UHD, но и для HD. Те, кто занимается фотографией, наверняка уже знакомы с HDR. А тем, кто еще не слышал, советую обратить внимание на новую линейку камер, мониторов и прочего оборудования, которое уже поставляется с поддержкой данной технологии. HDR не увеличивает количество пикселей, а лишь улучшает передачу темных и светлых областей, благодаря чему изображение становится ярче, контрастнее и визуально более привлекательнее. На схеме можно посмотреть основное различие между SDR (Standard Dynamic Range или стандартным динамическим диапазоном) и HDR:

Как видно из сравнения, разница налицо. Посмотреть HDR вживую можно уже сейчас. Новые телевизоры, игровые приставки, телефоны и прочее бытовое оборудование данную технологию уже поддерживают. Кстати говоря, привезенная нами камера PXW-FS7M2 также поддерживает данную технологию. Как уже было сказано выше, если говорить про профессиональный рынок, стоимость вложений для перехода на HDR крайне невелика и не идет ни в какое сравнение со стоимостью перехода на 4К. Именно по этой причине мы полагаем, что HDR в странах СНГ и, в частности, в Республике Узбекистан, войдет в массы намного быстрее, нежели это произойдет с 4К UHD.

Технология IP

Решения IP для профессионального применения — отдельная и большая тема, которая заслуживает отдельной статьи. В рамках данного материала я лишь немного коснусь основных моментов и особенностей данной технологии в сфере телевизионного производства. Сразу хочу заметить, что стандарт передачи телевизионного сигнала в IP сильно отли­чается от стандартов передачи данных, применяемых в классических сетевых решениях. На протяжении последних нескольких лет производители объединялись в группы и выходили на рынок с собст­венными IP-стандартами, которые зачастую не были совместимы между собой. По данной причине сформировалась определенная фрагментация и отсутст­вие интеграции оборудования между различными производителями, что, определенным образом, усложнило и одно­временно затормозило внедрение IP в профессиональном и телевизионном направлениях. Однако на прошедшей технологической выставке IBC, которая прошла в Амстердаме, наконец, была анонсирована финальная и утвержденная всеми производителями версия стандарта передачи видеосигнала по IP «SMTPE ST2110», которая на данный момент поддерживает HD. Поддержка 4К UHD должна появиться ровно через год, т.е. в сентябре 2018 года. Компания Sony является одним из ключевых участников ассоциации по разработке IP-технологий и благодаря этому мы уже можем предложить заказчику крайне широкую линейку IP-оборудования, куда входят следующие направления: видеокамеры, видеомикшеры, видеосерверы, транспорт, коммутатор и пр. По причине того, что мы находимся на раннем этапе развития и внедрения IP-технологий в телевидении, на рынке большую популярностью имеют «гибридные» решения, которые сочетают в себе часть комплекса, построенного по стандартной схеме SDI, и другую часть на базе IP. Именно такие решения на данный момент нам кажутся наиболее разумными как с технической, так и с пользовательской точек зрения. Несмотря на это, компания уверена в том, что будущее однозначно за IP, и начало массового внедрения исключительно вопрос времени, которое наступит уже очень скоро.

Комплексные решения

Мы заметили, что в Республике Узбекистан видеоконференцсвязь становится очень популярной, чему мы очень рады, т.к. данная технология позволит расширить зону охвата не только такого социально-важного направления, как обра­зование, но и медицины, бизнеса, телекоммуникаций и многого другого. Сама видеоконференцсвязь является достаточно простой системой с точки зрения организации и коммутации, и я уверен, что многие читатели наверняка с ней уже хорошо знакомы, однако ее объединение с другими системами позволяет значительно расширить ее функционал, и об этом я расскажу подробнее.

В качестве примера на блок-схеме представлен способ реализации законченной системы для конференц-зала на базе следующего оборудования:

  1. Универсальный аудио/видеомикшер и стример — MCX-500.
  2. Видеоконференцсвязь — PCS-XG100.
  3. Камеры PXW-FS7M2 и BRC-H900 с поворотным механизмом.
  4. Система Vision Presenter.
  5. Лазерный проектор — VPL-PHZ10.
  6. ЖК-панели.
  7. Архивный комплекс — ODA.

Микшер — MCX-500

Центром представленной системы выступает универсальный аудио/видеомикшер MCX-500 с возможностью не только наложения логотипов и любого другого графического оформления, но и также «хромакея», записи программного сигнала, стриминга либо на собственный сервер, либо в Интернет на такие сервисы, как: Youtube, Vk, Facebook и пр. Должен заметить, что стриминг в Интернет занятий, конференций, встреч и других интересных публике событий набирает большую популярность. В качестве примера могу привести Третьяковскую Галерею или МГУ, где вещание лекций в сеть «Вконтакте» стало нормой вещей. Благодаря этому собирается очень большая аудитория, где даже без рекламы количество зрителей превышает 70 000 просмотров. Это положительно сказывается не только на популярности того или иного заведения, но и также позволяет любому желающему получить дополнительное образование, что очень важно с точки зрения социального развития граждан.

Микшер может работать с любыми камерами, включая обычные, поворотные и видеоконференцсвязь. В случае необ­ходимости с микшера на камеры может передаваться эфирная сигнализация (Tally), а также управление диафрагмой, трансфокацией и многими другими режимами конкретно взятой модели ка­меры.

В качестве примера — схема с подробным описанием того, как может быть осуществлена запись на выезде или любой другой съемочной площадке. Немаловажным моментом является также мобильность всей системы. Сам микшер весит всего 2,1 кг, что позволяет легко брать его с собой и использовать в любых условиях.

Камеры — PXW-FS7M2, BRC-H900

Наверняка, у многих компания Sony ассоциируется с видеокамерами, и это понятно, т.к. камеры Sony, и сенсоры в особенности, используются почти повсеместно. Профессиональная линейка предлагаемых Sony камер состоит из следующих направлений:

  1. Студийные камеры.
  2. Камеры ТЖК.
  3. Кинокамеры.
  4. Компактные камеры.
  5. Камеры с поворотным механизмом.
  6. Камеры для видеоконференцсвязи.

На конференции мы представили одну кинокамеру с поддержкой уже разобранных выше технологий 4K и HDR, а также одну камеру HD с поворотным механизмом с целью демонстрации не только качества изображения, но и различных способов применения, включая дистанционное управление. Тему киносъемки по причине объема, пожалуй, затрагивать не буду, а про применение поворотных камер детально расскажу. Сразу хочу заметить, что для получения наиболее качественного изображения на выходе рекомендуется использовать различные типы камер в соответствии с особенностями каждого зала. Более того, очень важно уделять внимание высоте и точке расположения камеры. Не стоит, например, устанавливать камеры слишком высоко или слишком низко, иначе план, который в итоге получится, с композиционной точки зрения будет являться браком или просто некрасивым. Как многие смогли заметить, возможность дистанционного панорамирования в помещениях, где идут переговоры или совещания, крайне важна, при этом не всегда уместно одновременное нахождение операторов в том же помещении. Именно для таких целей поворотные камеры используются в переговорных помещениях почти всегда. По желанию заказчика все камеры могут управляться в ручном, полуавтоматическом или полностью автоматическом режимах. Под автоматическим режимом подразумевается наведение камеры на выступающего благодаря поступающему сигналу от системы конференции. Оператор в данном случае не требуется. В случае ручного или полуавтоматического режима, дистанционное управление камерами обладает всем необходимым функционалом и имеет возможность выбора различных типов работы в зависимости от предпочтений того или иного оператора, который работает в данный момент. В качестве примера приведу несколько фотографий одного из наших проектов, где была осуществлена интеграция большого количества поворотных камер.

Vision Presenter

Система «Vision Presenter» позволяет вывести мультиэкранное изображение с различными источниками (видеокамерами, ВКС, документами, презентациями и пр.) и дает возможность выступающему с помощью любого мобильного устройства управлять выводимыми сигналами или данными. Система может выводиться как на один проектор или монитор, так и на сборку из мониторов или проекторов. На изображениях представлен пример сборки из двух проекторов, куда выводится сразу несколько различных источников. Данное решение может применяться в любом учреждении, где есть большой конференц-зал или требуется вывод большого числа изображений на один экран.

Лазерная проекция — VPL-PHZ10

Хочу обратить внимание на лазерные проекторы, которые в последнее время стали очень популярными. Должен заметить, что компания Sony является пионером в области продвижения лазерной технологии для проекторов и была первой, кто начал массово выпускать лазерные проекторы. Для конференции мы привезли с собой новый и самый доступный из нашей профессиональной линейки проектор VPL-PHZ10, который имеет следующий ряд преимуществ над обычными ламповыми проекторами:

  1. Моментальное включение и выключение.
  2. Несанкционированное отключение питания не наносит вреда лазерному блоку.
  3. Возможность эксплуатации в режиме 24/7.
  4. Возможность установки в любой плоскости.
  5. Заявленный срок службы составляет 20 000 часов.

Модельный ряд лазерных проекторов Sony включает инсталляционные, переносные, а также короткофокусные как HD-, так и 4К-модели, которые могут найти применение в абсолютно любых учреждениях.

Архивация данных — Optical Disc Archive

Конечно же, внедрение различных мультимедийных технологий заметно помогает в решении многих вопросов, однако не стоит забывать обратную сторону данного вопроса — растущий объем формируемых данных. Как уже было рассмотрено выше, для одной только технологии 4К требуется заметно больше места для хранения, нежели это было с HD. Более того, необходимо уделять внимание качеству хранения, т.к. важно не только куда-то записать данные, но и быть уверенным в их долговременной сохранности. По долгу службы, мы сталкивались с большим количеством историй, когда заказчики хранили данные на разных носителях без создания структуры и логики, что в итоге приводило к их частичной или полной потере. В качестве примера могу привести структуры, которые должны хранить технологический процесс производства изделий на протяжении многих лет. В таких учреждениях аналогичный инцидент с пропажей данных может стоить заметно больше стоимости полноценной и надежной системы хранения данных.

Компания Sony работает на рынке хранения данных уже много лет, и с 2013 года была представлена система ODA (Optical Disc Archive) на базе оптических картриджей, которая имеет ряд принципиальных преимуществ над привычными ленточными аналогами:

  1. Не требует поддержания специальной температуры и влажности для хранения.
  2. Имеет нелинейный доступ к носителю, что значительно ускоряет скорость чтения файлов небольшого размера.
  3. Не боится воды.
  4. Сохранность данных до 100 лет.
  5. Отсутствие в необходимом обновлении парка картриджей или миграции.

Сама система имеет очень гибкую масштабируемость, начиная со стационарных приводов с интерфейсом USB 3.0 и заканчивая стоечными решениями с объемом до 1,7 PB на одну стойку. Каждый картридж имеет 11 дисков, а также открытую файловую систему UDF. Технология Archival Disc, которая лежит в основе ODA, подразумевает 3 этапа развития:

  1. 300 GB на диск — текущее поколение.
  2. 500 GB на диск.
  3. 1 TB на диск.

Немаловажным фактором хочется отметить, что данная система уже используется в Республике Узбекистан, и мы очень надеемся, что данное решение поможет сохранить не только данные клиента, но и деньги, которые могли бы потребоваться на восстановление или компенсацию по причине утери важных данных.

Заключение

Как видно из описания решений выше, путем совмещения нескольких продуктов или систем можно получить заметно более богатый и востребованный функционал, при этом сохраняя простоту эксплуатации и последующего обслуживания, что порой является одним из важных требований заказчика.

Завершая статью, хочется надеять­ся, что данный материал был интересен и полезен коллегам по рынку, а в слу­чае возникновения вопросов вы всегда можете связаться с автором по адресу: dmitry.bunevich@sony.com.

Автор: Дмитрий Буневич

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте