Обзор и перспективы развития систем дистанционного банковского обслуживания
22 декабря 2017
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

Развитие экономической сферы любой страны невозможно без эффективной платежной системы с действенными платежными механизмами. Платежные системы, являясь основой устойчивости финансовой системы государства, снижают операционные издержки в экономике, увеличивают эффективность использования финансовых и иных видов ресурсов, повышают ликвидность финансового рынка и способствуют проведению денежно-кредитной политики.

Как показывает международный опыт развития платежных систем в разных странах, развитие платежных систем связано в первую очередь, с расширением перечня платежных инструментов и услуг, повышением их рентабельности путем уменьшения операционных затрат. Уменьшению стоимости банковских услуг, связанных с осуществлением платежей, способствует широкое использование онлайн платежей через банковские карты.

В настоящее время банками Республики Узбекистан выпущено порядка 19,3 млн. банковских карт. За десять месяцев 2017 года по ним осуществлено операций на 36,9 трлн сум.

Большинство операций по банковских картам осуществляются через ПОС-терминалы, банкоматы и терминалы самообслуживания. Терминальная инфраструктура состоит из более 235 тыс. терминалов и 5,5 тыс. инфокиосков.

С активным развитием современных платежных технологий и дистанционных сервисов динамично продолжают расти дистанционные безналичные платежи. Так, в последнее время у населения получили популярность системы оплаты через мобильные приложения. В настоящее время более 3,7 млн держателей банковских карт используют системы мобильных приложений. Системы мобильных приложений разрабатываются и эксплуатируются коммерческими банками в сотрудничестве с небанковскими организациями. Наиболее известными и распространёнными системами являются приложения CLICK, Payme, M-bank, а также мобильные приложения коммерческих банков Миллий, Хамкормобайл, Агробанкмобайл, Асакамобайл.

Взаиморасчеты между банками по розничным платежам, в том числе расчеты по банковским картам осуществляются Клиринговой системой Центрального банка. Кроме этого, Клиринговая система ЦБ, наряду с розничными платежными системами, также обеспечивает взаимодействие с биллинговыми системами поставщиков услуг и информационной системой Казначейства Министерства финансов.

Наиболее востребованными услугами среди мобильных приложений являются оплата услуг мобильных операторов сотовой связи и интернет провайдеров (для частных розничных платежных систем), оплата коммунальных услуг, налогов и других обязательных платежей – через Клиринговую систему ЦБ. Общий объем платежей поставщикам услуг через Клиринговую систему ЦБ за отчетный период 2017 года достиг 4 трлн сум, а количество платежей превысило 31 млн транзакций.

Для дальнейшего развития онлайн-банкинга в стране и полного охвата держателей банковских карт всеми коммерческими банками разработаны план-графики по внедрению мобильного банкинга для физических лиц. В то же время, для расширения услуг мобильных приложений с возможностью дистанционного управления банковскими счетами, на базе Клиринговой системы Центрального банка началось тестирование механизмов осуществления платежей с карты на карту, выдачи и погашения кредитов, оформления онлайн-вкладов, онлайн-оплат в пользу субъектов торговли и поставщиков услуг.

С внедрением данного механизма рассматривается запуск единой платформы, позволяющий клиентам банков совершать операции по своим банковским счетам в разных банках в режиме 24х7 без перерыва на выходные и праздники. На сегодняшний день через Клиринговую систему Центрального банка имеют возможность осуществления р2р-платежей клиенты Национального банка ВЭД, Ипотекабанка, Узпромстройбанка, Ипак йули банка, Хамкорбанка, Кишлок курилиш банка, Туронбанка, Туркистонбанка и этот список постоянно расширяется.

Также предполагается в рамках расширения инфраструктуры приема безналичных платежей в 2018 году реализация механизмов использования бесконтактных способов принятия оплат с применением мобильных приложений с использованием QRcode и NFC. Особенно актуально применение данных технологии при организации торговли на рынках, ярмарках вне торговых помещений, в транспорте и др.

Важно отметить, что расширение функциональных возможностей мобильных приложений порождает необходимость развития удаленной идентификации пользователей мобильных приложений для удаленного управления банковскими счетами. Запуск этого механизма позволит упростить банковское обслуживание и обеспечит сохранение необходимого уровня контроля над операциями. Используя систему единого механизма удаленной идентификации, клиенту не потребуется, обращаясь за различными финансовыми услугами, повторно предоставлять данные в финансовые учреждения.

В свою очередь, удаленная идентификация позволит банкам снизить стоимость привлечения новых клиентов и будет способствовать повышению конкуренции на финансовом рынке. В соответствии с этим в 2018 году предполагается модернизация Национальной информационной базы банковских депозиторов (НИББД) путем регистрации физических лиц и присвоения им уникальных кодов. Присвоение уникальных кодов физическим лицам является актуальным и в системе «Электронного правительства», поэтому Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций предусматривается внесение в качестве идентификатора физического лица персональный идентификационный номер физического лица (ПИН ФЛ).

Широкое развитие эффективных банковских услуг с использованием мобильного интернет-банкинга не представляется возможным без организации соответствующей маркетинговой стратегии по продвижению новых услуг банка. В зарубежной практике банки, использующие интерактивные возможности Интернета, проводят активные рекламные кампании в социальных сетях. И у нас в стране коммерческие банки начали использовать социальные сети в качестве основного инструмента маркетингового продвижения банковской продукции и услуг. Созданные Хамкорбанком, Капиталбанком, Универсалбанком и Агробанком аккаунты в соцсетях становятся эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций и способствуют сбору необходимой информации о клиентах, сокращению расходов при установлении контакта с новыми пользователями банковских продуктов и услуг, повышают качество поддержки клиентов. Например, Агробанк и Хамкорбанк на постоянной основе через социальные сети делают упор на продвижение своих мобильных приложений. Получая обратную связь в виде отзывов от пользователей, данные банки имеют возможность оперативно реагировать на пожелания и замечания по оказываемым услугам. С уверенностью можно сказать, что социальные сети для банковской системы рассматриваются в качестве важного и действенного канала обратной связи.

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте