Гульшана Худоярова: Правовые основы обеспечения открытости
18 января 2018
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

Важнейшим направлением демократического обновления и модернизации страны, построения открытого сильного гражданского общества является обеспечение прозрачности в деятельности органов государственной власти и управления, систематическое информирование широкой общественности и населения о ходе проводимых в Узбекистане политических, экономических и социальных реформ.

Как отметил Глава нашего государства в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, «Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления, внедрение современных форм предоставления информации, касающейся прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц является одним из главных приоритетов совершенствования системы государственного и общественного строительства».

В этих целях за годы независимости в стране реализован масштабный комплекс организационно-правовых мер по обеспечению свободы слова, либерализации средств массовой информации. В частности, в этом направлении проделана значительная работа, сформирована законодательная база, создающая условия для всестороннего информирования общественности о деятельности органов государственной власти и управления, обеспечения широкого доступа населения, общественных институтов и СМИ к соответствующей информации.

Только за последний год принято более 10 актов законодательства, непосредственно направленных на дальнейшую демократизацию и либерализацию СМИ, обеспечение гласности и открытости проводимых общественно-политических и социально-экономических реформ.

Конституцией Республики Узбекистан закреплено, что все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. Также определено право каждого гражданина на поиск, получение и распространение любой информации.

Данная норма получила свое развитие в Законе Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации», где установлено положение о том, что государство гарантирует каждому гражданину право доступа к информации, защищает его права на поиск, получение, исследование, передачу и ее распространение. В другом Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», определено, что государственные органы, различные учреждения, должностные лица, «Обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, создавать доступные информационные ресурсы, осуществлять массовое информационное обеспечение».

В результате проводимых реформ значительно возросло число печатных и электронных, в том числе негосударственных СМИ, теле — и радиоканалов, организована спутниковая сеть распространения телерадиопрограмм, развивается отечественная система телекоммуникаций, имеющая прямые международные каналы с выходом практически на все страны мира.

С каждым годом в стране растет количство пользователей интернетом, которое сегодня составляет более 20 миллионов человек, или половину всего населения. При этом пропускная способность интернета в республике увеличена в 4 раза, а скорость доступа – в 1,5 раза. Как была отмечена в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, для полного охвата населения телекоммуникационными услугами предусматривается прокладка 2 тысяч километров оптоволоконных линий связи в отдаленных районах, увеличение скорости Интернета в 2,5 раза и введение в строй более 4 тысяч опорной станции мобильной связи.

В результате этих мер более 600 населенных пунктов получат доступ к интернету и услугам мобильной связи. Будут разработаны и реализованы меры по обеспечению культурного отдыха и содержательного досуга населения.

Более того, в целях внедрения системы принятия эффективных решений, основанную на их открытости и прозрачности и налаживания механизма взаимодействия между госорганами и СМИ как важную составляющую в построении информационного общества в Узбекистане проводится работа по созданию веб-сайтов органов государственного управления и власти.

На сегодня все органы государственного и хозяйственного управления имеют свои веб-сайты в сети интернет. Кроме этого, постоянно растет число и других веб-ресурсов. Только в доменной зоне «Uz» их число в 2002 году с 587 возросло на сегодняшний день до 35 тысяч. Приняты соответствующие правительственные решения, определяющие основные требования, в части постоянной доступности в сети интернет, периодичности и актуальности публикуемых материалов, информационной безопасности веб-сайтов.

Таким образом, через увеличение количества постоянно обновляемых и работающих в режиме онлайн веб-сайтов создаются условия для повышения уровня информированности не только населения, но и международной общественности о проводимых в стране реформах. Растет также количество базовых государственных интерактивных услуг. На сегодня в сети интернет государственными органами оказываются около 400 интерактивных услуг, обеспечивающих прозрачность их деятельности.

Следует отметить, что осуществляемая в этой сфере работа соответствует международно-правовым нормам. В частности, Всеобщей декларации прав человека в 19-ой статье которой определено, что «Каждый человек имеет право на получение и распространение всякого рода информации и идеи, независимо от государственных границ…».

Также, для повышения роли отечественных СМИ в удовлетворении информационных потребностей населения и общества в объективной и разносторонней информации фактически заново была создана система периодической печати, реформирована телерадиовещательная система, созданы независимые телерадиоканалы. Сегодня в нашей стране действует более 1500 средств массовой информации.

Особенно в последние 10 лет количество печатных СМИ увеличилось 1,5 раза, а электронные СМИ в 7 раз. При этом важно отметить, что 60 процентов всех теле — и 86% радиоканалов являются негосударственными. Вместе с тем количество негосударственных печатных СМИ составляет 59 процентов от всех печатных СМИ страны.

Также, в последнее время в республике деятельность негосударственных СМИ стремительно развивается. Это можно видеть на примере регистрации современных видов распространения информации – веб-сайтов в качестве средств массовой информации. В частности, с начала текущего года в стране зарегистрированы 448 веб-сайтов в качестве интернет издательства, 79 процентов теле- радиоканалов и веб-сайтов являются негосударственными средствами массовой информации.

Базовым законом, гарантирующим доступ физических и юридических лиц к информации о деятельности органов государственной власти и управления является Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», где были определены принципы открытости деятельности органов государственной власти и управления, такие как общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации, гласность и прозрачность их деятельности, свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления, которые послужат обеспечению прав каждого гражданина свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать и передавать информацию.

При этом важно отметить, что именно открытость и прозрачность деятельности государственных органов являются важными показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами государственной власти и управления.

Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать суждение о состоянии общества и государственных органов, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Теперь согласно статье 7 Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» пользователи информации имеют право на получение и распространение достоверной информации непосредственно, либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации и отказаться от получения информации о деятельности органов государственной власти и управления. Законом на органы государственной власти и управления возлагаются обязанности по обеспечению доступа физических и юридических лиц к информации об их деятельности, по своевременному и регулярному размещению информационных ресурсов в информационных системах общего пользования пользователей о деятельности органов государственной власти и управления.

Согласно статье 13 данного закона, информация, размещаемая органами государственной власти и управления на их официальных веб-сайтах, должна датироваться и периодически обновляться. Периодичность обновления информации устанавливается органами государственной власти и управления, но не реже одного раза в неделю. Информация, размещенная на официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления, должна быть достоверной и имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.

Резюмируя, необходимо отметить, что в Узбекистане создана прочная законодательная база, обеспечивающая благоприятную среду для обеспечения доступа граждан, субъектов предпринимательства и институтов гражданского общества к информационной деятельности органов государственной власти и управления, а также необходимые условия и гарантии, направленные на обеспечение каждого свободно и беспрепятственно искать, получать и распространять информацию.

Гульшана ХУДОЯРОВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте