Внедрение кредитной системы обучения в ТУИТ имени Мухаммада Ал-Хоразмий с учетом национальных особенностей
28 марта 2018
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

В статье рассматриваются вопросы национального подхода к внедрению кредитной системы образования, анализ особенностей Европейской кредитной системы переноса и накопления зачетных единиц, а также преимущества внедрения кредитной системы образования.

Введение

Целью настоящего исследования является найти национальный подход к внед­рению кредитной системы образования, который будет содействовать системе подготовки кадров по международным стандартам и повышению рейтинга университета.

В мире существует ряд международных рейтингов для оценки образовательной, научно-исследовательской деятельности и академической репутации высших учебных заведений: Times Higher Education (THE), Quacquarelli Symonds (QS), Academy Ranking of world universities (ARWU). В основном для оценки рейтинга принимаются во внимание следующие индикаторы вузов:

  1. Академическая репутация;
  2. Репутация среди работодателей;
  3. Число цитирований на одного сотрудника;
  4. Мобильность студентов и преподавателей.

В разных рейтингах вес индикаторов имеет различные свойства и значения (таблица 1). Среди всех индикаторов вуза индикатор академической репутации имеет особенное значения, так как результат данного индикатора невозможно оценить искусственно. Оно зависит от качества внедренной системы обучения вузом и формируется годами.

Индикатор академической репутации оценивает качество оказываемых студентам академических сервисов, процесса обучения и студенто-ориентированность образовательных программ дисциплин. Все эти показатели должны быть максимально приближены к мировым стандартам.

В частности, были исследованы следующие образовательные системы: Американская система накопления кредитов (USCS), Британская система накопления и перевода кредитов (CATS), Европейская система перевода кредитов (ECTS) и Университетская система перевода кредитов для стран Азии и Тихоокеанского региона. Исследование показало, что внедрение той или иной кредитной системы в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий без учета национальных особенностей и уровня развития системы образования в нашей стране не даст должного эффекта.

Особенности Европейской кредитной системы переноса и накопления зачетных единиц

Европейская кредитная система переноса и накопления зачетных единиц (ECTS) является стандартом для сравнения исследования достижений и производительности студентов высших учебных заведений на всей территории Европейского Союза и других стран, сотрудничающих с Европой (таблица 2). Успешно завершившие исследования ECTS, награждаются кредитами. Один учебный год соответствует 60 ECTS-кредитам, которые эквивалентны 1500–1800 часам обучения во всех соответствующих странах стандартного или квалификационного типа и используются для облегчения получения квалификаций и прогрессирования во всем ЕС.

В году необходимо получить кредит — 60 баллов: один кредитный балл за час составляет 25~30 часов. Студенческий час равен одному часу лекции (50 минутам).

Национальный подход к внедрению кредитной системы образования

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан №УП-5349 от 19.02.2018 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» в Ташкент­ском университете информационных технологий им. Мухаммада ал-Хоразмий (ТУИТ) планируется переход на кредитную систему образования с 2018–2019 учебного года.

Основные цели внедрения кредитной системы образования определяются следующим:

  • первое— в целях повышения качества образования, внедрение международных образовательных стандартов на основе использования международных рекомендаций, разработанных с учетом тенденций развития сферы информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в развитых странах, обеспечение квалифицированными преподавателями, разработка качественных учебных программ и учебных материалов;
  • второе— расширение перспективных программ обмена студентами, профессорско-педагогическими кадрами, учеными-исследователями с зарубежными вузами;
  • третье— создание конкурентной среды, позволяющей преподавателю повышать научно-педагогический уровень путем освоения новых образовательных технологий и рациональных форм организации учебного процесса;
  • четвертое— предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную программу и обеспечение прозрачности оценки знаний.

Рис.1.  Спектор влияния кредитной системы образования в процессе обучения.

Рис.2. Основные критерии болонского процесса.

Рис. 3. Результат влияния Болонского процесса в образовательные учреждения.

Одно из основных преимуществ кредитной системы образования является то, что оно будет дополнять и поддерживать национальные стандарты квалификаций. То есть, такие понятия, как: контактные часы, учебная нагрузка и квалификационные требования будут дополнены и связаны понятиями переноса, накопления, признания зачетных единиц, мобильность, гибкость к преобразованию учебных программ и индивидуальных планов, независимость (рис. 4).

Рис. 4. Механизм внедрения кредитной системы образования в условиях нормирования труда по нормам времени.

Кредитная система образования также влияет на количество учебных недель за семестр. Планируется переход от 18-недельного полугодия на 15-недельное полугодие (рис. 5). Перенос теоретических занятий на начало учебного семестра даст возможность оптимально организовать мобильность зарубежного профессорско-преподавательского состава для проведения лекционных занятий. После успешного освоения теоретической части учебной программы студенты будут проводить практические и лабораторные занятия под руководством преподавателей-ассистентов. Набрав достаточное количество баллов, студенты будут допущены к итоговым контрольным.

Рис.5. Преобразования распределения по неделям учебного полугодия в условиях кредитной системы образования.

Количество зачетных единиц за один предмет или модуль определяется количеством академических часов. В условиях кредитной системы образования поня­тие «академический час» также меняется (рис. 6). Изменение трудоемкости академического часа не должно влиять на педагогическую нагрузку преподавателя за счет увеличения часов самостоятельных занятий, так как преподаватель обязан контролировать самостоятельное образование и систе­матично обновлять активные учебные материалы для самоподготовки обучающегося.

Рис. 6. Преобразования академического часа в условиях кредитной системы образования.

Для успешной реализации программ академической мобильности университет заранее сформирует и будет информировать о количестве распределения удовлетворительных оценок (таблица 3). Предварительное формирование количества распределения положительных оценок будет сопутствовать здоровой конкуренции между студентами в целях повышения собственного рейтинга в образовании и получения по высшему коэффициенту стипендии. Студенты, показавшие наилучшие результаты по итогам сессии, могут быть привлечены в различные научно-исследовательские проекты.

Для правильной конвертации оценок будет использована таблица конвертирования положительных оценок в про­центную форму (таблица 4, пример конвертирования от 5-балльной системы в процент­ную форму). Процентный вид оценок может быть переведен в любой вид оценок.

Преимущества кредитной системы

Одним из основных преимуществ, которые будут получены от принятия и реализации национального подхода к кредитам в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий, является то, что он будет дополнять и поддерживать национальные стандарты квалификаций. В частности, он будет удовлетворять потребности учащихся в течение продолжительного обучения в целях облегчения накопления кредитов и кредитного перевода во всех секторах высшего образования. Национальный подход к кредитам также будет способствовать повышению процессов по признанию предшествующего обучения, новых способов обучения и преподавания, достигнутого во многих формальных и неформальных контекстах. Он будет поддерживать достижение наград и указывать на достижение конечных результатов в более мелкие единицы обучения, т.е. достижение кредита укажет на достижение прогресса на пути к награде.

Принятие системы кредитов также является ключевым компонентом развития европейско-узбекских отношений в пространстве высшего образования в рамках Болонского процесса. Болонский процесс становится обобщенным базисом (рис. 2) для кредитных систем в сфере высшего образования, имеет доказанный послужной список в деле содействия мобильности студентов и международного развития учебных программ и развивается в накоплении кредитов, а также кредитно-трансферной системы.

Итог

Таким образом, национальный подход к кредитам в ТУИТ будет совместим с ECTS. Такой подход будет способствовать высшим учебным заведениям принять унифицированную структуру в дизайне своих образовательных программ, которые, в свою очередь, дадут им гибкость, чтобы быть инновационными и реагировать на потребности учащихся и работодателей, как с точки зрения дизайна учебных программ и доставки. Национальный подход к кредитам, который охваты­вает высшее образование, обучение,повышение квалификации и обучение секторов, предназначен для создания стабильного процесса обучения, что пойдет на пользу учащимся и рекрутерам в сфере образования и занятости. В частности, он будет способствовать укреп­лению мобильности среди учащихся на национальном и международном уровне и позволит привлекать иностранных студентов с большей готовностью. Он также будет способствовать повышению читаемости, сопоставимости и признанию высшего образования и подготовке наград на национальном и международном уровне. Это будет отражено в документах, таких, как приложения к диплому.

Авторы: Файзулла Агзамов, к.э.н., первый проректор по учебной работе ТУИТ, Уктам Каримов, докторант PhD ТУИТ

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте