Обеспечение общественной безопасности в условиях информатизации — важнейшая социальная задача современного государственного управления
25 апреля 2018
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Богдан Шкляревский.

Обеспечение общественной безопасности является важнейшей социальной задачей современного государственного управления. Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия инцидентам техногенного и природного характера диктуют необходимость быстрого реагирования на них.

Повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от таких инцидентов являются одной из важнейших задач при обеспечении безопасности и стабильного социально-экономического развития. Одним из методов решения данной проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативное реагирование и помощь населению. Примерами таких решений могут служить создание системы -112, системы комплексного экологического мониторинга, системы контроля показателей датчиков технологического объекта и многие другие. В данной статье мы рассмотрим самые важные из них.

Система-112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», предназначенная для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения и координации дежурно-диспетчерских служб (ДДС) государственных органов.

Основными задачами системы-112 являются:

  • ускорение реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах населения;
  • организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;
  • уменьшение социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
  • гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании системы-112, являются:

— осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на объектах экономики и прилегающих к ним территориях;

— совершенствование готовности дежурно-диспетчерских служб к действиям при угрозе возникновения и возникновении инцидентов общественной безопасности;

— доведение установленных сигналов до руководящего и командно-начальствующего состава государственных органов;

— оповещение населения об изменении обстановки и возможных вариантах развития чрезвычайной ситуации;

— приведение в состояние готовности сил постоянной готовности, уточнение планов их действий по обеспечению общественной безопасности и правопорядка;

— оповещение населения о чрезвычайной ситуации и способах защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

— организация ликвидации чрезвычайной ситуации;

Создание единой системы вызова экстренных оперативных служб-112 подразумевает создание единой дежурной-диспетчерской службы по обработке вызовов от населения, датчиков и камер наблюдения. Функционирование системы-112 позволяет оперативно использовать поступающую от населения информацию и экстренно принимать решения по ликвидации происшествий, обеспечить проведение постоянного мониторинга состояния социальной напряженности, а также анализировать эффективность оказания помощи пострадавшим, в максимально короткие сроки задействовать силы и средства различных государственных служб. Таким образом, система-112 обеспечивает принятие оперативных мер по уменьшению ущерба от кризисных ситуациях во время ЧС/ЧП.

Функциональные подсистемы непосредственно автоматизируют часть деятельности дежурно – диспетчерских служб, при этом соблюдаются принципы единого информационного пространства, т.к. все введённые в систему данные могут быть использованы в работе любой из подсистем, имеющих права доступа к ним. Кроме того, сокращается вероятность повторного ввода данных, уже имеющихся в системе, что повышает не только автоматизацию труда персонала, но и формализацию данных, хранящихся в системе.

Главный положительно влияющий результат, достигающийся путём реализации проекта системы-112 — это обеспечение правопорядка и общественной безопасности. И чем совершеннее построена система, тем более эффективны результаты. Там, где применяются современные решения, аналитические средства, которые реагируют на различные инциденты в автоматическом режиме, можно рассчитывать в первую очередь на двукратное снижение числа аварий и погибших в ДТП. К примеру, в результате реализации такого проекта, сотрудники служб экстренного реагирования, находясь на рабочем месте, могут осуществлять действия по оказанию экстренной помощи в случае наступления чрезвычайных ситуаций. Экстренные действия могут заключать в себе удалённое управление пожарной системой, обесточивание зданий по мере необходимости, а также определение количества людей в объектах чрезвычайных ситуаций. Благодаря технологическим решениям, представляемым при автоматизации системы — 112, пожарные и врачи оказываются на месте происшествия гораздо быстрее. Особенно хорошо это заметно на примере работы пожарных. Очень важно локализовать и погасить огонь еще до того как пожар превратиться из неприятности в полноценное бедствие.

В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций особо важную роль занимает получение точной метеосводки в режиме реального времени. Для получения метеоданных должны использоваться данные с метеостанций, расположенных в различных районах, все измерения должны проводиться в одно и то же время по Гринвичу.

Универсальный метеорологический комплекс – программно – аппаратное устройство, состоящее из нескольких приборов (анемометр, гигрометр, соляриметр и др.) объединённых единым программным обеспечением, позволяющим удалённо, в режиме реального времени получать необходимые данные. На рисунке 1 показан один из вариантов исполнения метеорологического комплекса.

Рис. 1.

Основное назначение таких комплексов заключается в следующем:

— измерение метеопараметров (базовый набор: температура, давление, скорость и направление ветра; расширенный набор: влажность воздуха, солнечная радиация, гамма-излучение, плотность воздуха, высотное зондирование атмосферы);

— вычисление метеопоправок и расчет средних значений метеопараметров за заданный (выбираемый пользователем) период;

— расчет «метеоприближенного» (или определение «метеосреднего» при заказе опции зондирования атмосферы);

— передача данных к внешним устройствам по интерфейсам RS-232/485, RS-422, Ethernet (TCP/IP, UDP/IP), CAN, USB и ZigBee, WiFi;

Предоставляя необходимую информацию, системы мониторинга и управления позволяют проводить оповещение и информирование населения, осуществлять метеонаблюдение и экологический контроль.

Установка 4-х профессиональных метеостанций премиум-класса расположенных в разных частях города может существенно уменьшить время реагирования на различного рода инциденты, а также оказать непосредственную помощь в координации сил и средств, необходимых для ликвидации последствий инцидента. Данные с метеостанций поступают в режиме реального времени, при превышении пороговых значений по ветру, температуре, значок метеостанции меняет цвет привлекая внимание диспетчера. При порывах ветра более 20 м/с выводится звуковое оповещение с указанием силы ветра. Подобного рода метеостанции могут анализировать содержание вредных веществ в атмосфере города (аммиак, оксид углерода, диоксид серы и др.) в режиме реального времени (рис 2). Объединяя систему экологического мониторинга и геоинформационную систему можно определять направление и местонахождение источника выброса контролируемых веществ.

Рис 2. Получаемые данные, отображаемые на геоинформационной системе (пример)

В случае превышения ПДК (предельно допустимая концентрация) вредных веществ по любой составляющей на мониторе дежурного диспетчера выводиться тревожное уведомление.

Для города актуально обращение жителей о наличии посторонних запахов в воздухе. Например, при получении сообщения о присутствии в воздухе запаха аммиака диспетчер уточняет местоположение обратившегося, учитывая направление ветра, обзванивает близлежащие социальные объекты для подтверждения или опровержения наличия запаха в данном районе и ставит соответствующие отметки на карте. Двигаясь по меткам можно определить наиболее вероятное расположение выброса вредных веществ в атмосферу (рис 3).

Метеостанции используются не только для решения вопросов связанных с жалобами на запахи, но я для решения вопросов других ситуаций. При возникновении пожара диспетчер видит на карте местонахождение пожара, используя метеомониторинг (сила и направление ветра) обозначает на карте происшествие, рассчитывает приблизительную площадь, может спрогнозировать распространение огня, привлекает необходимые силы и средства. Собранная информация позволяет предупредить близлежащие организации и предприятия, выставить контроль с опасной стороны, при необходимости организовать дополнительные мероприятия: прогнозирование дальнейшего распространения пожара с учётом ландшафта, определение наиболее опасных направлений, где требуется задействовать дополнительные силы.

Рис 3. Пример отображаемых данных

Использование таких систем в разы уменьшает время сбора и обработки информации, а значит — сокращено время принятия решения по той или иной экстренной ситуации. В некоторых случаях проблемы выявляются еще до поступления обращений от граждан, такие как, например, выбросы в атмосферу опасных веществ, нарушение в работе систем жизнеобеспечения или превышение пороговых значений метеомониторинга.

В целом, комплексная информатизация процессов управления и обеспечения безопасности жизнедеятельности позволяет сократить длительность управленческого цикла в два раза.

Попытка решить задачу автоматизации деятельности столь сложной системы столкнётся с выбором одного из двух возможных путей – внедрение единой комплексной системы, либо внедрение локально – кусочных систем. Первый подход грозит увеличением затрат на создание и обслуживание системы и мало применим для столь сложных систем из-за критического нарастания количества «сущностей».

Второй подход позволяет значительно снизить затраты на реализацию отдельных функциональных элементов, однако с течением времени и разрастанием «зоопарка» различных программных и программно – аппаратных решений становится всё сложнее обеспечивать их взаимную совместимость и даже не противоречивость. Данная проблема известна как «лоскутная автоматизация» и носит серьёзный характер, приводя к значительному повышению затрат на развитие и обслуживание системы с течением времени.

Уже сейчас понятно, что внедрение интеграционной платформы с одновременным развитием информационной среды, объединяющей существующие и новые технологии, позволит сформировать новый качественный уровень обеспечения комфортности проживания населения и создаст условия и для качественного изменения моделей управления и обеспечения безопасности.

Перспективными направлениями развития идей, заложенных в рамках реализации системы «Безопасный город», является также переход от событийно ориентированного управления (реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации) к управлению рисками (предупреждение и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций).

Введение комплексного подхода в информатизацию работы управляющих органов и дежурно — диспетчерских служб должно привести к прямым и косвенным сокращениям их издержек, сократятся издержки предприятий и других хозяйствующих субъектов, работающих на территории, в конечном итоге выиграет население города, за счет уменьшения показателей реагирования на происшествия и минимизацию ущерба от них. Комплексное развитие новых технологий и создание новых информационных проектов на их базе, позволит добиться максимального эффекта в управлении территорией и обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, что выведет данные процессы на более высокий технологический уровень.

Литература:

1. В.А. Акимов. «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с.

2. В.Н. Башкин «Экологические риски: расчет, управление, страхование»: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2007. — 360 с.

3. Б.С. Мастрюков «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них». Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.

Автор: Шкляревский Богдан Александрович, начальник департамента технического обучения АПК «Безопасный город» Центра информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте