Концепция совершенствования нормотворческой деятельности — в действии
17 августа 2018
Рубрика: Новости.
Автор: .

Утвержденная указом Президента от 8 августа нынешнего года Концепция совершенствования нормотворческой деятельности стала поистине историческим документом, направленным на обеспечение коренного реформирования сферы нормотворчества на основе современных инновационных идей и методов.

В целях эффективного претворения в жизнь концепции создана специальная комиссия, первое расширенное организационное заседание которой состоялось накануне в нижней палате парламента под председательством руководителя комиссии Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Н. Исмоилова.

В нем приняли участие члены комиссии, депутаты, сотрудники аппарата Президента, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе, а также ответственные работники организаций и ведомств, обозначенные в Плане практических мер по реализации концепции.

На заседании обсуждены суть и значение Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, вопросы обеспечения своевременного и качественного выполнения задач и поручений, намеченных в Плане практических мер, при этом рассмотрены стоящие перед комиссией важные задачи, порядок, сроки и механизмы их качественного исполнения.

Участники мероприятия уделили особое внимание важности своевременной разработки с учетом передового зарубежного опыта проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных в Плане практических мер по реализации концепции с широким привлечением ведущих правоведов, квалифицированных специалистов, представителей институтов гражданского общества.

Члены комиссии высказали мнения и суждения о необходимости систематизации законодательной базы на основе глубокого анализа ее нынешнего состояния и имеющихся проблем, сокращения количества различных ведомственных нормативно-правовых актов. Акцент сделан на важности в перспективе пересмотра и отмены бездействующих законодательных актов общего характера, не влияющих на правоприменительную практику, а также проведения инвентаризации законодательных актов, имеющих необоснованные ограничения, излишние административные процедуры и устаревшие регламентирующие механизмы.

Как отметили члены комиссии, в соответствии с указом отныне не требуется принятие дополнительно внутренних ведомственных актов в целях применения законов, постановлений Президента и Кабинета Министров, организации их исполнения со дня вступления в силу. Благодаря широкому внедрению в сферу современных информационных коммуникаций будут полностью искоренены излишний оборот бумаг, бюрократизм и командно-административные методы.

Участники обменялись мнениями о научнообоснованной разработке каждого нормативного документа за счет применения элементов модели «умное регулирование», что послужит, опираясь на конкретные расчеты, совершенствованию нормотворческой деятельности.

В ходе мероприятия выдвинуты предложения по формированию систематизированной законодательной базы вместо многих разрозненных подведомственных актов. Также обсуждены перспективы интеграции портала «Система оценки воздействия актов законодательства» в единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов.

Члены комиссии детально проанализировали вопрос обеспечения непосредственного участия граждан в процессе нормотворчества на основе принципа: единственным источником и автором закона должен быть народ. В частности, по дальнейшему расширению возможностей порталов подачи коллективных инициатив граждан «Mening fikrim» («Мое мнение»), по обсуждению проектов нормативно-правовых актов — regulation.gov.uz.

Достигнута договоренность об организации Кабинетом Министров, министерствами и ведомствами, субъектами законодательной инициативы цикла семинаров по доведению до общественности сути и значения изданного указа, работы, осуществляемой в деле его реализации.

По итогам заседания, прошедшего в формате оживленной и конструктивной беседы, участники мероприятия наметили очередные меры, стоящие перед членами комиссии, задачи, возложенные на ответственных исполнителей.

Рахимжон ХАКИМОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, директор Института проблем законодательства и парламентских исследований:

— В ходе заседания высказаны практические мнения по отдельным задачам, возложенным на Олий Мажлис, а также предложения по разработке палатами Олий Мажлиса совместно с Кабинетом Министров единой методики юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним.

Кроме того, в целях повышения эффективности законов теперь будет налажена практика приложения к вносимым в Законодательную палату Олий Мажлиса законопроектам со стороны субъектов законодательной инициативы плана мер, вбирающих вопросы пропаганды сути и значения закона и его реализации.

Фаррух КОРАБОЕВ, главный специалист Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан:

— Как показывает анализ, на сегодняшний день всего лишь 12,7 процента мнений и предложений, высказанными гражданами и субъектами предпринимательства на портале по обсуждению проектов нормативно-равовых актов, рассмотрены со стороны разработчиков проектов НПА. На мероприятии был поднят вопрос обязательного учета предложений граждан и предпринимателей.

Между тем в настоящее время оценка воздействия нормативно-правовых актов ограничивается только возможностями портала regulation.gov.uz. Тогда, как в развитых зарубежных странах используется несколько методов данной системы. Исходя из этого предложено назначить отдельное государственное ведомство ответственным за оценку воздействия НПА. В перспективе будет налажена эффективная система в данном направлении.

Источник

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте